Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Изменение роли сервисной деятельности в экономическом и общественном развитии Статья

Февраль23

 

         За последние 25-30 лет в мировой экономике, а также в хо­зяйственной практике разных стран роль и значение третичного сектора заметно трансформировались. К развитым стра­нам относят в первую очередь страны Западной Европы, Северной Америки, а также Японию. Современное промышленное произ­водство этих стран сталкивается с целым рядом сложных проблем и страдает от:

— истощения многих природных ресурсов, не подлежащих вос­становлению, которые выступают основой промышленного про­изводства;

— общего снижения темпов экономического роста сельскохо­зяйственного производства и замедления некоторых видов мате­риального производства;

— обострения конкуренции на внутренних и мировых рынка промышленных товаров, стимулирующего искать нетривиальны источники развития производства;

— повышения уровня безработицы, которая приобретает хронический характер;

— отставания уровня заработной платы персонала промышленных предприятий от роста производительности труда с использованием высоких технологий и инноваций.

         Представители крупного бизнеса развитых стран Запада в поисках преодоления указанных проблем находили выход из сложившейся ситуации в переводе некоторых наиболее трудозатратных и экологически опасных производств в развивающиеся страны Азии, Латинской Америки. Вместо этого в самих развитых странах начи­нается широкое внедрение наукоемких производств с использова­нием информационно-компьютерных технологий, что сообщает их экономике постиндустриальный характер.

         Подобные перемены в экономике вызвали радикальные изме­нения в социальной структуре, а также в культурных ориентациях и потребительских запросах населения развитых стран. Так, ныне обладание знаниями, высоким профессионализмом, широким кру­гозором начинает рассматриваться не только как средство инди­видуального развития, но и в качестве предпосылки жизненного успеха. Население менее динамично развивает потребности перво­го порядка (связанные с жизнеобеспечением), в большей степени удовлетворяя потребности второго порядка (социальные, оздоро­вительные, духовные запросы). Особую ценность в общественном сознании приобретает необходимость совершенствования всех сто­рон повседневной жизни, оптимизация быта, гуманизация про­цессов воспитания детей, полноценная рекреация человека в сво­бодное время.

         Таким образом, в постиндустриальном и индустриальном об­ществах были созданы предпосылки, которые определяют опере­жающие темпы развития третичного сектора не только в некоторых национальных экономиках, но и его быструю трансформацию в мировой экономике в целом.

         Субъекты сервисной деятельности оперативно откликаются и стимулируют указанные общественные запросы. В результате в последние десятилетия во многих странах мира интенсивно шли процессы экстернализации услуг. Под экстернализацией услуг понимается масштабное появление новых видов и форм сервисной деятельности, берущих на себя те функции по удовлетворению общественных потребностей, которые до этого являлись составной частью промышленного производства или самообслуживания в рамках семьи и самодеятельных видов активности населения. Все  указанные выше процессы переводили сервисную активность иболее качественный уровень. Однако это не лишило ее внутренних противоречий.

         О новом качестве производства услуг в экономике последней трети XX столетия свидетельствуют такие данные, как увеличение доли услуг в валовом национальном продукте развитых индустри­альных стран. Сегодня третичный сектор обеспечивает основную часть валового национального продукта во многих странах. В стра­нах Европейского сообщества доля услуг в ВНП составляет 63 % вСША – 73 %.

         Об изменении роли сервиса в современной экономике свиде­тельствуют также показатели результатов внутренней торговли объем внешней торговли услугами, изменение структуры занятос­ти в сторону роста численности работников третичного сектора  и др.

         При этом динамика изменений третичного сектора сохраняет­ся высокой, убыстряясь в ряде случаев. Если в США в 1993 г. коли­чество работающих в сфере услуг достигало 75,5 % от общего числа занятых, то в 2000 г. уже 77 %. Согласно прогнозам, к 2010 г. эта сфера в США даст 90 % всех новых мест.

         Если говорить о числе занятых в сфере обслуживания, то следует учесть, что в нее входят не только работники индустрии услуг, но и те, кто выполняет сервисные функции в других секторах экономики. Так, на предприятиях, которые относятся к добываю­щей, сельскохозяйственной, обрабатывающей промышленности, существуют специалисты сервисного профиля — юристы, кадры по перевозкам, работники, ответственные за подбор кадров и тру­довые ресурсы, и др. В данном случае речь идет о «внутренних» услугах, которые следует отнести к производственным услугам.

         Еще одна особенность развития сервиса в постиндустриальную эпоху связана с динамичной и масштабной трансформацией внут­ренней структуры самого третичного сектора. За последние 30 лет особенно впечатляющим был рост сегментов, связанных с произ­водственными услугами, которые способствовали динамизации ос­новных производственных отраслей. Внутри производственных ус­луг зародились деловые услуги, которые в настоящее время образу­ют самостоятельный сегмент сервиса.

         Логика постиндустриального развития привела к необходимо­сти выведения обслуживающих внутренних подразделений промыш­ленных предприятий за рамки производства. Эти подразделения приобретали статус юридических лиц и сосредоточивали свою де­ятельность на разных услугах производственного назначения в рам­ках индустрии собственно сервисной деятельности.

         Производственные услуги связаны с обеспечением рыночного спроса на продукцию однопрофильных предприятий, со снабже­нием (поставками), с выполнением посреднической роли между производителем и его партнерами и потребителями. В последнем случае выполняются информационные, телекоммуникационные, транспортные, компьютерные услуги, совершенствуется предпри­нимательская среда и т.п. Таким образом, производственные услу­ги становятся саморазвивающимися отраслями, которые все в боль­шей степени определяют, что, где и как должно производиться.

         Особо следует выделить производственные услуги, связанные с поставками и постпродажным обслуживанием продукции промыш­ленного производства. Любое производство, особенно высокотех­нологичное, производящее технику и товары длительного пользо­вания, нуждается в сервисе особого рода. Этот сервис нацеливается на транспортировку и складирование сырья, комплектующих, готовых изделий, на установку и монтаж готовой техники, а также на заправку ее горючим, техническое обслуживание, ремонт, поддерживание ее внешнего вида, а позже и на ее утилизацию.

         Данные виды сервисной деятельности связаны с основным производством, вернее с его результатом — товаром, перед его выходом к потребителю и после этого. Производители нередко рас­сматривают эти услуги как обузу, не совершенствуя их. Однако практика свидетельствовала (быстрее всего это осознали сами ди­стрибьюторы), что данные виды сервиса, во-первых, весьма важ­ны как для производителей, так и для потребителей, во-вторых высокодоходны. Сегодня объектом постпродажных услуг становит­ся заводское оборудование, локомотивы, самолеты, военная техника, компьютеры и др.

         Наряду с производственным сервисом активно развивается тес­но соприкасающиеся (но не сливающиеся) с ним распределитель­ные услуги, связанные с торговлей, транспортом, связью. Опере­жающее развитие услуг транспортников и связистов в конце XX в., сравнительно с основным производством, обусловлено резким повышением требований разнообразной клиентуры к качеству, дифференциации и специализации транспортного обслуживания и услуг связи. Особенно заметные трансформации переживают те сегменты услуг связи, которые связаны с новыми видами комму­никации, — современные способы телефонной (в частности, со­товой) связи, компьютерные сети и др. Данный этап коммуника­ционных услуг (освоение оптоволоконных кабелей, связи через спутники, компьютерной связи) ведет к замещению, хотя и час­тичному, транспортных услуг.

         Динамика развития и высокий спрос характерны и для деловых услуг, которые сегодня проникают во все без исключения сектора деловой практики, включая сервисную деятельность. Деловое обслу­живание является крайне многообразным по своим формам, а так­же весьма разветвленным по присутствию в разных областях эконо­мической и общественной деятельности. Его сердцевину составляют банковские и страховые услуги и посредническо-предпринимательская деятельность, транспортно-эксплуатационные, организацион­но-информационные, консультационные и другие услуги.

         Наконец, серьезные сдвиги во внутренней структуре третич­ного сектора характеризуются возрастанием роли услуг, нацелен­ных на рекреацию и развитие человека. Эти услуги связаны с социо­культурными, рекреационными, духовными потребностями, а так­же с индивидуальными потребностями любого человека. В этом направлении следует выделить следующие виды услуг: обучающиеи образовательные, информационно-познавательные, рекреационно-досуговые (включая культурно-валеологические, туристичес­кие, спортивно-оздоровительные), развлекательные, художественно-эстетические, религиозно-теософские, социально-политичес­кие и другие услуги. В то же время доля личных услуг, связанных с потреблением материальных благ, в последние десятилетия оставалась сравнительно стабильной.

         Таким образом, экономика развитых стран становится сервис­ной или, точнее, информационно-сервисной. Данное повышение роли сервиса как в экономике, так и в общественной практике свидетельствует о том, что от состояния сервисной деятельнос­ти — ее организации, содержания, эффективности — в немалой степени зависят все стороны жизни современного общества, а также его будущее развитие.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция