Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ИЗ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ТОРГОВЛИ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА Статья

Февраль23

 

В истории международных отношений Руси периода фео­дальной раздробленности важное место занимают внешнепо­литические и торговые связи Владимиро-Суздальского княже­ства, которые поражают своей широтой. Среди них династи­ческие связи с Византией и Чехией; оживленные дипломатиче­ские сношения с византийским императором Мануилом Крм-нином и германским императором Фридрихом  Барбароссой, с константинопольским патриархом и римским папой; тесные культурные связи с Болгарией, Византией и Германией, нако­нец, торговые отношения почти со всеми странами Европы, арабского Востока и Средней Азии.

Одним из интересных и малоизученных является вопрос о торговле Владимиро-Суздальской Руси с Востоком *. Изуче-ние восточной  торговли   Владимиро-Суздальской  Руси  дает возможность, во-первых,  рассмотреть  многочисленные  связи этого района со странами Востока, во-вторых, установить из-вестную специфику вывоза из северных   и   северо-западных районов Руси, в-третьих, определить участие в восточной тор­говле русских купцов из земель, граничивших с Владимире-Суздальским княжеством, и купцов из других стран Европы. Торговля Владимиро-Суздальской Руси   с Востоком    шла по волжско-каспийскому пути.   Шелковые  ткани,   пряности, драгоценные .камни,  жемчуг,  золото   и   серебро   в слитках, ювелирные   изделия   привозились   арабами      парсами   из

 княжества за-Индии, Персии, Хорезма и О.рмуза .в .район Каспийского моря, Закавказья, Нижней Волги и через земли болгар попадали во Владимиро-Суздальское княжество.

Русские вывозили разнообразные    меха    (соболь,  лисица, бобёр, горностай, рысь), некоторые изделия из меха, рыбий клей, моржовые клыки.    Основная   доля вывоза   падает    на сырье 2, но вывозились из Руси и некоторые ремесленные изде­лия, в том числе ювелирные украшения 3 и льняные одежды. Уже в начале XII в. в Закавказье было известно, что льняные одежды «ценою каждая в золотую монету» вывозятся из стра­ны «русов» 4. Вывоз такого товара, как льняные  ткани,  дает возможность безошибочно определить место их изготовления: Владимиро-Суздальская, Новгородская и Смоленская земли. Действительно, в основном только эти области производили лен-долгунец, так как в силу природных условий на юге Руси эта культура почти не произрастала.

Летописные источники ничего не сообщают о льне на юге Руси, если не считать упоминания Киево-Печерского патерика о масле, которое добывалось из льняного семени 5. Однако это упоминание находится лишь в одном из списков патерика, б других его нетб.

I) южных землях (Киевшине, Переяславщине) основной культуроЯ;~Нз»которой добывали растительное волокно, была конопля, возделывавшаяся~зД5ПБ «»»сщн’ со» скифских времен. В отличие от льна конопля хорошо растет на черноземе, хоро­шо переносит засуху, ей необходимо значительно большее ко­личество солнечных дней, чем льну7. В древнерусских памят­никах она выступает наряду со льном как культура, идущая на волокно, и при перечислении в тексте даже упоминается ранее его. «Аже мужь иметь красти конопли или лен и всякое жито…»,—встречаем мы в Уставе князя Ярослава Владими­ровича 8. Название конопли в южнорусских областях сходно с названием одежды. Так, в орловском диалекте конопля назы-

вается «посконей» и «замашкой»; в то же время встречаем: посконная рубаха, рубаха из замашки 9.

Разведение льна на севере и северо-западе |0 страны зафик­сировано в источниках. Насколько большое значение прида­валось этой торговле льном, можно судить по договорам 1266 и 1270 гг. между Новгородом и великим князем Ярославом Ярославичем. В статье о торговых пошлинах специально гово­рится о продаже льна в Суздальской земле: «…а то, княже, имати по 2 векши от лодье, и от воза, и от л ну, и от хмелпа короба…» п Производство льняных тканей во Владимиро-Суз-дальской земле подтверждается и многочисленными находка­ми остатков льняных одежд при раскопках курганов в этом районе х2.

Упоминание о продаже льняных тканей, конечно, не дает возможности точно определить, где они «были изготовлены. В то же время необходимо признать, что и местные, и .приво­зимые из Новгорода и Смоленска льняные ткани покупались купцами, непосредственно торговавшими с Востоком, на тер­ритории Владимиро-Суздальской земли, полностью контроли­ровавшей северную часть Волжского пути.

Находки монет также позволяют говорить о торговле с Востоком. На изучаемой территории было обнаружено свыше 50 кладов восточных монет — куфических, саманидских и аб-басидских, датируемых VIIIXI вв. 13 Количество восточных монет, найденных в кладах, колеблется от нескольких монет до десятка тысяч. Происхождение монет может служить до­статочным доказательством связей между арабским Востоком п Владимиро-Суздальской землей на протяжении нескольких веков. Были найдены монеты, вьгпущенные и а севере Ира!на (чеканенные ,в городе Казвине), в Центральном и Юж’ном Иура* не —в Исфахане, Ширазе, Фаррисе14. Наряду с иранскими обнаружены   монеты   из   Сирии —Дамаска,   с    Аравийского  полуострова — из княжества Оман, из города Басры, .крупней­шего порта в Персидском заливе и перевалочного пункта на пути в Индию 1S. Монеты, чеканенные в Багдаде, говорят о торговых связях с Двуречьем; монеты Тбилиси, Самарканда, Бухары и Мерва ?— о связях с Закавказьем и Средней Азией 16. Через посредников (волжских болгар и арабов) товары ? Владимиро-Суздальекой Руси могли попадать далеко на во-| сток —в Иран, Афганистан, в центры торговли и караванных путей. Так, об экспорте льна через Каспийское море в Иран говорится в персидском сочинении «История Табаристана» (начало XIII в.) |7. В нем упомянуты льняные одежды, кото­рые завозятся (в том числе, вероятно, и из Руси) лишь в Таба-ристан и которых нет в других районах Ирана. Из этого же сочинения узнаем, что торговля шла по Волге из Булгара в го­род Саксин, расположенный в дельте Волги, близ Итиля, и из Саксина морем в город Амоль, расположенный на южном бе­регу Каспийского моря 18. Насколько была развита эта торгов­ля, можно судить хотя бы по тому, что в XII в. до 400 боль­ших морских кораблей ежегодно осуществляли перевозки то­варов между Саксином и Амолем. С Саксином торговали не только купцы из Табаристана, которые ездили вверх по Вол­ге и достигали города Болгара .Великого, но и купцы Баку, Дербента и Хорезма |9.

В XXIII вв. велась, возможно, и посредническая торгов­ля с Индией. Известным подтверждением этого является упо­минание о земле русов и о русских товарах в ряде сочинений ___1щдийских писателей, географов и историков. Так, Масуд Сад /Салман (XIXII вв.), поэт из Лахора, говорит в своих стихах о боевых доспехах из земли русов. Более детальное знаком­ство с Древней Русью обнаруживает Мухаммед Авфиз (XIII в.), который пространно описывает торговый путь по Волге, Волжскую Болгарию и племена славян20. Седьмая гла­ва сочинения Мубаракшаха Марваррущи «Тарих-и Фахруддин» (1206 г.), одного из’первых исторических прутов, написамшх в Индии, содержит довольно .подробные сведения о русах, об их

    _   _   ..______Л’________

расселении и о 1реке Дарья-и-Рус (Волга) 21. .В трудах историка Амира Хусрау (начало XIV в.) говорится о привозе из Руси в Индию вдечей, льна и льняного полотна («RatanTrusi»), кото­рой ?.ценилось очень высоко и которое обычно жаловалось ин­дийской феодалыной зиатью своим приближенным в виде по­четного дара («khilat») 22. Арабский географ XIV в. Шегаб Эд-днн (Шиха’б ад-дин) также тгисал, что дорогие дьщяиые одеж­ды, доставляемые из русской  земли, ‘пользовались большим спросом в индийском городе Дели 23. Это известие подтвержда­ется находками >на территории Владимиро-Суздальекой Руои. Близ Переяоавля Залесошго в 1853 if. были найдены афган­ские монеты раджей Кабула с санскритской ‘надписью24. На­ходка оказалась не единичной; в курганах близ Ростова были найдены такие же монеты 25. Кабул (как и города Балх, Гаэна, Герат) был крупным центром караванной торговли с Индией. Караванная торговля шла не только через Кабул, .но и через Северо-восточный Афганистан —шровивдию Бадахшан, .кото­рая граничит с Индией. На территории Владимиро-Суздаль­екой Руси и в районе самого города Владимира «айдема целая серия бадахшанских мо,нет 26.

Вопрос о том, доставлялись ли русские товары в далекие,; страны Азии только купцами-посредниками—арабскими, ев­рейскими, среднеазиатскими — или также и русскими купца-‘, ми, в настоящее время еще не поддается решению. Как бы то ни было, нумизматические находки не противоречат предпо­ложению о спорадических торговых связях между Владимиро-Суздальекой Русью и Индией.

Восточная торговля Владимиро-Суздальекой земли отра­зилась на внешней политике ее князей. Об этом свидетель­ствуют как походы владимирских ратей, направленные на ов­ладение территорией Средней Волги, так и ряд договоров между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Бол­гарией, устанавливающих мирные отношения. В 1221 г., папрн-мер, был заключен мир между Болгарией и великим князем Юрием, подтвержденный особым договором 27. Летопись также сообщает, что подобный договор был заключен при отце Юрия — великом князе Всеволоде 28. Подобные мирные отно­шения создавали условия для укрепления торговых связей. Присутствие болгарских купцов, посредников в восточной торговле, во Владимире зафиксировано уже в третьей четвер­ти XII в. Так, «Повесть об убийстве Андрея Боголюбского» на­ряду с греческими, «латинскими» и еврейскими купцами упо­минает во Владимире и гостей болгарских 29.

Многочисленные русские купцы посещали Волжскую Болгарию. Возможно, там существовали русские колонии; не­которым подтверждением этого служит упоминание о сущест­вовании христианского кладбища в столице Волжской Болга­рии—Болгаре Великом. Так, «святой» Авраамий был похо­ронен на кладбище, где «прочих христиан погребаху земле Бол,рарской» 30.

Импорт восточных товаров шел не только во Владимиро-/ Суздальскую землю, но и в другие города Руси: в Киев, Смо­ленск, Новгород31. Многочисленные восточные товары, види­мо, закупались «немецкими» купцами у русских «низовских» купцов. В частности, ввоз восточных пряностей во Владимиро-Суздальскую Русь настолько усилился, что в XII в. новгород­ские купцы считали, например, перец одним из основных пред­метов торговли «низовского гостя» и брали   с  него  пошлину наравне с серебром, восточным перцем. (Так, в   уставе  новго­родского князя Всеволода Метиславича находим: «А у гостя им имати: у низовьского от дву берковска вощаных полъгрив-не серебра да гривенка пердю…» 32. Этот товар отправлялся в другие страны Европы, где высоко ценился.      Говоря о ввозе в Новгород восточных товаров, надо иметь в виду вообще широкий размах суздальско-новгородской тор­говли; из «Низовской» земли везли хлеб, лен, воск, мед. Пока­зательно, что в 1215 г.   Ярослав Всеволодович в одном лишь Переяславле   Залесском   захватил     150 купцов-новгородцев. В Торжке собиралось до двух тысяч купцов. Стремление тор­говать во Владимиро-Суздальской Руси отмечено и в догово-

pax 1266 и 1270 гг. Новгорода с князьями 33. В конце 60-х го­дов XIII в. Новгород выхлопотал специальную грамоту от татарского хана Менгу-Тимура, предоставлявшую новгород­цам право торговли на территории Владимиро-Суздалыжой Руси. Об этой грамоте упоминается в договоре от 1270 г.: «А гостью нашему гостити по Суждальской земле без рубежа

по Цареве грамоте» 34.

Владимиро-Суздальские князья, приглашенные на княже­ние в Новгород, иногда использовали свое положение для не­посредственной торговли с иноземными купцами, минуя нов­городцев. Так поступали князья Ярослав Всеволодович и его сын Александр Ярославич. Сосредоточивая в своих руках большое количество продуктов из личных «низовских» имений, получая большую прибыль в виде «мыта» натурой и деньгами от торговли в городах, князья имели возможность вести круп­ную зарубежную оптовую торговлю. Подобная торговля была в высшей степени невыгодна Новгороду. Из вышеупомяну­того договора 1270 г. между Новгородом и великим князем Ярославом Ярославичем узнаем, что новгородцы требовали, чтобы он не имел связей с «немецким» подворьем и торговал с «немцами» лишь через посредничество Новгорода ЗБ.

О торговле Новгорода с Востоком свидетельствуют на ход­ки «восточных монет и монет волжских болгар. На территории бывших Новгородской, Олонецкой и Петербургской губерний было найдено около тридцати кладов восточных монет VIIIX вв., в том числе новоладожский клад, который состоял из семи пудов серебряной монеты36. Попадаются и отдельные находки восточных изделий. В Великих Луках, например, был найден восточный, вероятно, иранский, сосуд   (IXX вв.) 37.

В свою очередь на владимиро-суздальской территории не­однократно находили новгородские гривны: например в Пере­яславском уезде 38, в Тверском уезде между Волгой и Тмакою. Показательно, что в последнем кладе находятся гривны и нов­городские, и киевские 39. Подобный подбор драгоценностей по­казывает, насколько оживленно и разносторонне протекала суздальская торговля в то время.

Проникали восточные товары и в соседние земли — Псков­скую, Смоленскую, Полоцкую, Витебскую; на их территории также встречаются многочисленные находки восточных монет. Помимо частых находок восточных монет и монет волж­ских болгар (всего 24 клада) 40, в Смоленской земле были обнаружены при раскопках фрагменты шелковых восточ­ных тканей, бронзовый светильник4‘. Вероятно, купцы Смо­ленска, Полоцка, Пскова и других городов торговали с восточ­ными купцами на территории Владимиро-Суздальского кня­жества, а некоторые даже в Волжской Болгарии. Так, в райо­не Верхнего Поволжья найден клад, датируемый по монетам XIXII вв. Судя по многочисленным серебряным вещам, он принадлежал купцу из Полоцка, торговавшему здесь с восточ­ными купцами, у которых он приобрел арабский серебряный пояс и арабскую конскую сбрую42.

^—‘Принимали активное участие в восточной   торговле   и за-/ падноевропейские купцы. Выше уже отмечалось присутствие «латинских» купцов во Владимире. В Рижской долговой кни-?^Те»мы находим прямое указание на пребывание немецких куп­цов во Владимире: в записях 1286 г. дважды упоминается не­мецкий купец Любберт из Суздаля 43. Это не единичный слу­чай поездки туда немецких купцов; из записи  1287 г. ясно, что купец Николай Волк тоже ездил в Суздальскую землю 44. Немецкие купцы были весьма заинтересованы в торговле с Владимиро-Суздальской Русью. Когда в 60-х  годах  XIII в. произошел конфликт между князем Ярославом  и  новгород­цами, то «немецкие» купцы получили грамоту (ярлык) от та­тарского хана на право свободной торговли. Грамота Менгу-Тимура разрешает свободную торговлю  («гостю чист путь») немецким купцам («…Рижанам, и большим и молодым, и кто гостит, и всем…»)  на «своей волости» — Владимиро-Суздаль­ской земле45. Понятно, что в Ригу поступали также и товары восточного соседа Владимиро-Суздальской земли — Волжской

 

Болгарии: в «Рижской   долговой   книге»   находим   запись о «двойных болгарских кусках» воска 46.

Несмотря на значительный урон, который был причинен нашествием татаро-монголов восточной торговле, она не пре­кратилась окончательно, волжский путь не потерял своего значения. Русские купцы продолжали вести торговлю в ни­зовьях Волги. Послы египетского султана к монгольскому ха­ну в 1263 г. отмечали, что на Нижней Волге «постоянно видны плавающие русские суда» 47.

Рассмотренный выше материал дает основания утверж-_ дать, что Владимиро-Суздальская Русь не только сама вела значительную восточную торговлю, но и выступала в каче­стве посредника в торговых связях с Востоком некоторых других русских земель. Говоря об известной специализации товаров, вывозимых в страны Востока, нельзя не отметить вы­воза льна. Хотя Владимиро-Суздальская земля не являлась единственным производителем льняных изделий, тем не менее, она была главным поставщиком льняного полотна восточным купцам.

Лимонов Ю.А. Из истории восточной торговли Владимиро-Суздальского княжества // Международные связи России до XVII века: Сб. ст. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – С. 55-63.

 

автор опубликовано в рубрике Статьи из научных сборников | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция