Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Статья

Февраль23

 

         Правовое государство — форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с инди­видами, основанная на принципах приоритета и гарантированности прав человека, верховенства права, разделения власти при наличии эффективной системы сдержек и противовесов, В идеале правовое государство представляет собой возведенную на уровень государственной политики высшую справедливость, гарантированную правовым законом и контролируемую граж­данским обществом.

         Процесс становления правового государства непосредствен­но связан с развитием гражданского общества, и в этом смысле можно утверждать, что правовое государство есть форма поли­тической организации гражданского общества, связанная в сво­их действиях правом, правовым законом, а конституция, регу­лирующая взаимоотношения между личностью и государством, является своеобразным «общественным договором» между на­родом и властью. Таким образом, идея правового государства тесно связана с идеей гуманизма, а его законодательное оформ­ление следует рассматривать как важный итог развития совре­менной цивилизации.

         Гуманистический характер правового государства заключается в его основных признаках: 1) признание человека высшей ценно­стью и целью государства, а не средством реализации тех или иных государственных задач; 2) прямое действие конституции в признании, соблюдении, обеспечении и защите прав и свобод человека; 3) политическое оформление и защита гражданского общества; 4) ограничение сферы деятельности государства охра­ной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; 5) пра­вовое равенство граждан, приоритет прав человека в законотвор­ческой деятельности государства и на этой основе национальное согласие; 6) соответствие внутреннего законодательства обще­признанным принципам и нормам международного права (либо  прямое действие международных норм); 7) всеобщность права, его распространение на всех граждан; 8) контроль гражданского общества за деятельностью государства с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина; 9) суверенитет народа; 10) разделение власти при наличии механизма сдержек и проти­вовесов; 11) свобода деятельности строго регламентирована за­коном; 12) свобода и права людей — единственный ограничитель свободы индивида; 13) единство прав и обязанностей граждан; 14) взаимная ответственность граждан и государства; 15) высо­кий авторитет суда, обеспеченный силой государства.

         Особое внимание необходимо уделить следующим призна­кам правового государства.

         Господство (верховенство) права. Это означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть правовой за­кон. Но не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потреб­ностям людей, который воплощает принципы справедливости и гуманизма в их общецивилизационном понимании. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Законодатель должен стремиться не только выяснить потреб­ность в принимаемом законе, предвидеть его социальные по­следствия, но и проследить реакцию населения, в которой про­является отношение к закону людей, в интересах которых он применяется. Принятые законы не должны противоречить конституции страны и общепризнанным (или признанным данным государством) международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: правовым законам должна подчиняться и сама государственная власть, создающая эти за­коны. Нормы права должны быть обязательными для государст­венных органов в той же мере, что и для граждан.

         Разделение власти. Обеспечить господство права и связан­ность государства правом оказалось возможным только в ре­зультате реализации принципа разделения власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), дополненного механизмом сдержек и противовесов. Принцип разделения вла­сти можно поставить в один ряд с важнейшими достижениями цивилизации в деле социальной организации.

         Воплощение принципа разделения власти при наличии сдержек и противовесов позволяет, во-первых, предотвратить злоупотребления властью; во-вторых, обеспечить профессионализм в государственном управлении и открытый доступ к нему граждан государства; в-третьих, осуществлять общественный контроль за действиями государственных органов; в-четвертых, повысить ответственность должностных лиц за ошибки в госу­дарственном управлении. Опыт государств, избравших демократическую форму правления с использованием принципа разделения власти, красноречиво доказывает прогрессивность и эффективность такого типа государственной организации.

         Широкие и реальные права и свободы личности. В правовом государстве не только конституционно закреплены важнейшие права и свободы, но в нем создаются реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации, про­являющиеся в создании для каждого равных стартовых возмож­ностей.

         Право личности неотделимо от свободы. Об уровне свободы и гуманизма общества можно судить, прежде всего, по объему прав личности, по реальной возможности их осуществления. Это вовсе не означает отсутствия необходимых ограничений. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, но «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства».

         Взаимная ответственность государства и личности. Право­вое государство как носитель политической власти и граждане как участники ее формирования и осуществления связаны ме­жду собой на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в тех же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях, обя­зывает себя по отношению к своим гражданам. Подчиненные праву государственные органы несут ответственность за нару­шение или невыполнение этих обязанностей, что призвано максимально ограничивать (в идеальном варианте — исклю­чать) административный произвол. Это проявляется: в ответст­венности депутатов перед избирателями; ответственности ис­полнительной власти перед представительными органами; в Дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответст­венности должностных лиц государства любого уровня за невы­полнение своих обязанностей перед конкретными людьми. В предусмотренных законом случаях государство обязано воз­местить имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц либо их халатностью при исполнении своих функций.

         На тех же правовых началах строится ответственность лич­ности перед государством. Государственное принуждение долж­но носить правовой характер, может осуществляться только в соответствии с законом, с безусловным соблюдением гарантий свободы личности.

         Государство и гражданское общество. Гражданское общест­во — неотъемлемый спутник правового государства, т. е. право­вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а общество, в котором господ­ствует принцип народовластия, каждый человек в равной сте­пени причастен к управлению государством, к участию во власти, в котором человек повинуется закону не в силу своей сла­бости и зависимости, а в силу личного убеждения в полезности такого подчинения. Правовое государство является политиче­ской формой существования гражданского общества. Основные характеристики гражданского общества сводятся к следующим положениям. В гражданском обществе утверждается активная жизненная позиция личности, это общество состоит из граждан в самом прямом смысле этого слова, обладающих глубоким по­ниманием своих прав и обязанностей, чувством долга и ответ­ственности, для которых нравственные и правовые нормы вы­ступают в качестве основных жизненных ценностей, а личная свобода ограничена только правами и свободами других членов общества. Для возникновения и утверждения гражданского об­щества должны быть созданы соответствующие условия, и од­ним из основных является надежная правовая основа, которую обеспечивает основной закон государства. Конституция РФ явилась важнейшим шагом на пути формирования гражданско­го общества. Она закрепила важнейшие положения, создающие реальные предпосылки развития его основных черт и структур.

         Гражданское общество — это общество развитых экономи­ческих, политических, правовых, культурных отношений, неза­висимое от государства, но взаимодействующее с ним. Это общность людей, обладающих развитой, целостной системой ценностей, высокими человеческими качествами. Степень зре­лости гражданского общества определяется: уровнем граждан­ской ответственности его членов; их материальной обеспечен­ностью и независимостью; характером связей и отношений ме­жду людьми; уровнем подконтрольности государственной власти обществу; децентрализацией власти и управления.

         В гражданском обществе широко развито местное само­управление, которое обеспечивает максимальный учет непо­средственных нужд и интересов личности в повседневной жиз­ни; в нем высоко развиты механизмы согласования воль и пози­ций, сводящие к минимуму социальные конфликты; развитое чувство коллективизма (но не стадности) обеспечивается созна­нием принадлежности к общей системе духовных ценностей. Основой гражданского общества, его изначальной клеточкой как социального организма выступает человек, ориентирован­ный на созидательную деятельность и высокую духовность.

         Зрелость гражданского общества определяется его способно­стью обеспечить условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, оказывая при необходи­мости прямое давление на государство. Однако гражданское общество и государство не следует рассматривать как антагони­стов. Гражданское общество доверяет правовому государству руководство его политической жизнью, оно самым непосредственным образом влияет на создание государственных институ­тов, оказывает определяющее влияние на правотворческую дея­тельность государства, критически оценивая ее результаты, влияние действующего законодательства на экономическую, политическую, духовную жизнь. Политические партии, союзы предпринимателей, общества потребителей и другие организа­ции воздействуют на интересы определенной части электората, заставляя тем самым государство считаться с требованиями своих граждан и действовать в соответствии с их интересами. Хотя правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур граждан­ского общества по причине ее меньшей гласности, тем не ме­нее в руках общественности есть немало средств, способных противостоять произволу в этой наиболее опасной и уязвимой в смысле нарушения прав человека сфере.

         Таким образом, наличие развитого гражданского общества можно считать важнейшим достижением цивилизации на пути обеспечения прав и свобод человека.

         Принятие Конституции РФ 1993 г. положило начало нового исторического периода в развитии России: перехода от тотали­тарной административно-командной системы и жесткой плано­вой экономики к построению основ демократического общест­ва, правового государства, развитию рыночных отношений.

         Конституция устанавливает социальный (ч. 1 ст. 7) и свет­ский (ч. 1 ст. 14) характер Российского государства, в котором  признается идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13), никакая идеология не может устанавливаться в качестве государствен­ной или обязательной (ч. 2 ст. 13), а политическое многообра­зие и многопартийность гарантируются равенством обществен­ных объединений перед законом (ч. 3, 4 ст. 13).

         С принятием Конституции РФ 1993 г. образовался систем­но-правовой комплекс, предназначенный гарантировать осуще­ствление основных прав и свобод человека и гражданина, структуру которого образуют следующие уровни:

— первый уровень — основы конституционного строя, на котором базируется вся правовая система государства;

— второй уровень — принципы правового статуса человека и гражданина, основные начала, из которых исходит законода­тель при создании правового закона;

— третий уровень — конкретные права и свободы человека и гражданина, незыблемость которых наряду с положениями первых двух уровней гарантирован самой высокой степенью конституционной защиты;

— четвертый уровень — нормы текущего законодательства, которые должны,  безусловно, соответствовать Конституции страны;

— пятый уровень — право каждого на судебную защиту сво­их прав и свобод пocpeдcтвoм законного, независимого и бес­пристрастного суда.

         Провозглашение Российской Федерации демократическим правовым государством еще не означает воплощения присущих ему принципов в реальной жизни. До их воплощения в России, к сожалению, еще большая дистанция, и это обусловлено не только социально-экономическим развитием страны, но и ее исторически сложившимися традициями, менталитетом, уров­нем политической и правовой культуры народа. И хотя, как было показано выше, в Российской Федерации созданы кон­ституционные предпосылки для правового государства и граж­данского общества, процесс создания того и другого требует определенного времени и сил.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция