ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Статья
Правовое государство — форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, основанная на принципах приоритета и гарантированности прав человека, верховенства права, разделения власти при наличии эффективной системы сдержек и противовесов, В идеале правовое государство представляет собой возведенную на уровень государственной политики высшую справедливость, гарантированную правовым законом и контролируемую гражданским обществом.
Процесс становления правового государства непосредственно связан с развитием гражданского общества, и в этом смысле можно утверждать, что правовое государство есть форма политической организации гражданского общества, связанная в своих действиях правом, правовым законом, а конституция, регулирующая взаимоотношения между личностью и государством, является своеобразным «общественным договором» между народом и властью. Таким образом, идея правового государства тесно связана с идеей гуманизма, а его законодательное оформление следует рассматривать как важный итог развития современной цивилизации.
Гуманистический характер правового государства заключается в его основных признаках: 1) признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством реализации тех или иных государственных задач; 2) прямое действие конституции в признании, соблюдении, обеспечении и защите прав и свобод человека; 3) политическое оформление и защита гражданского общества; 4) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; 5) правовое равенство граждан, приоритет прав человека в законотворческой деятельности государства и на этой основе национальное согласие; 6) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм); 7) всеобщность права, его распространение на всех граждан; 8) контроль гражданского общества за деятельностью государства с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина; 9) суверенитет народа; 10) разделение власти при наличии механизма сдержек и противовесов; 11) свобода деятельности строго регламентирована законом; 12) свобода и права людей — единственный ограничитель свободы индивида; 13) единство прав и обязанностей граждан; 14) взаимная ответственность граждан и государства; 15) высокий авторитет суда, обеспеченный силой государства.
Особое внимание необходимо уделить следующим признакам правового государства.
Господство (верховенство) права. Это означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть правовой закон. Но не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости и гуманизма в их общецивилизационном понимании. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Законодатель должен стремиться не только выяснить потребность в принимаемом законе, предвидеть его социальные последствия, но и проследить реакцию населения, в которой проявляется отношение к закону людей, в интересах которых он применяется. Принятые законы не должны противоречить конституции страны и общепризнанным (или признанным данным государством) международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: правовым законам должна подчиняться и сама государственная власть, создающая эти законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, что и для граждан.
Разделение власти. Обеспечить господство права и связанность государства правом оказалось возможным только в результате реализации принципа разделения власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), дополненного механизмом сдержек и противовесов. Принцип разделения власти можно поставить в один ряд с важнейшими достижениями цивилизации в деле социальной организации.
Воплощение принципа разделения власти при наличии сдержек и противовесов позволяет, во-первых, предотвратить злоупотребления властью; во-вторых, обеспечить профессионализм в государственном управлении и открытый доступ к нему граждан государства; в-третьих, осуществлять общественный контроль за действиями государственных органов; в-четвертых, повысить ответственность должностных лиц за ошибки в государственном управлении. Опыт государств, избравших демократическую форму правления с использованием принципа разделения власти, красноречиво доказывает прогрессивность и эффективность такого типа государственной организации.
Широкие и реальные права и свободы личности. В правовом государстве не только конституционно закреплены важнейшие права и свободы, но в нем создаются реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации, проявляющиеся в создании для каждого равных стартовых возможностей.
Право личности неотделимо от свободы. Об уровне свободы и гуманизма общества можно судить, прежде всего, по объему прав личности, по реальной возможности их осуществления. Это вовсе не означает отсутствия необходимых ограничений. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, но «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства».
Взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство как носитель политической власти и граждане как участники ее формирования и осуществления связаны между собой на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в тех же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях, обязывает себя по отношению к своим гражданам. Подчиненные праву государственные органы несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей, что призвано максимально ограничивать (в идеальном варианте — исключать) административный произвол. Это проявляется: в ответственности депутатов перед избирателями; ответственности исполнительной власти перед представительными органами; в Дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми. В предусмотренных законом случаях государство обязано возместить имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц либо их халатностью при исполнении своих функций.
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Государственное принуждение должно носить правовой характер, может осуществляться только в соответствии с законом, с безусловным соблюдением гарантий свободы личности.
Государство и гражданское общество. Гражданское общество — неотъемлемый спутник правового государства, т. е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а общество, в котором господствует принцип народовластия, каждый человек в равной степени причастен к управлению государством, к участию во власти, в котором человек повинуется закону не в силу своей слабости и зависимости, а в силу личного убеждения в полезности такого подчинения. Правовое государство является политической формой существования гражданского общества. Основные характеристики гражданского общества сводятся к следующим положениям. В гражданском обществе утверждается активная жизненная позиция личности, это общество состоит из граждан в самом прямом смысле этого слова, обладающих глубоким пониманием своих прав и обязанностей, чувством долга и ответственности, для которых нравственные и правовые нормы выступают в качестве основных жизненных ценностей, а личная свобода ограничена только правами и свободами других членов общества. Для возникновения и утверждения гражданского общества должны быть созданы соответствующие условия, и одним из основных является надежная правовая основа, которую обеспечивает основной закон государства. Конституция РФ явилась важнейшим шагом на пути формирования гражданского общества. Она закрепила важнейшие положения, создающие реальные предпосылки развития его основных черт и структур.
Гражданское общество — это общество развитых экономических, политических, правовых, культурных отношений, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Это общность людей, обладающих развитой, целостной системой ценностей, высокими человеческими качествами. Степень зрелости гражданского общества определяется: уровнем гражданской ответственности его членов; их материальной обеспеченностью и независимостью; характером связей и отношений между людьми; уровнем подконтрольности государственной власти обществу; децентрализацией власти и управления.
В гражданском обществе широко развито местное самоуправление, которое обеспечивает максимальный учет непосредственных нужд и интересов личности в повседневной жизни; в нем высоко развиты механизмы согласования воль и позиций, сводящие к минимуму социальные конфликты; развитое чувство коллективизма (но не стадности) обеспечивается сознанием принадлежности к общей системе духовных ценностей. Основой гражданского общества, его изначальной клеточкой как социального организма выступает человек, ориентированный на созидательную деятельность и высокую духовность.
Зрелость гражданского общества определяется его способностью обеспечить условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, оказывая при необходимости прямое давление на государство. Однако гражданское общество и государство не следует рассматривать как антагонистов. Гражданское общество доверяет правовому государству руководство его политической жизнью, оно самым непосредственным образом влияет на создание государственных институтов, оказывает определяющее влияние на правотворческую деятельность государства, критически оценивая ее результаты, влияние действующего законодательства на экономическую, политическую, духовную жизнь. Политические партии, союзы предпринимателей, общества потребителей и другие организации воздействуют на интересы определенной части электората, заставляя тем самым государство считаться с требованиями своих граждан и действовать в соответствии с их интересами. Хотя правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности, тем не менее в руках общественности есть немало средств, способных противостоять произволу в этой наиболее опасной и уязвимой в смысле нарушения прав человека сфере.
Таким образом, наличие развитого гражданского общества можно считать важнейшим достижением цивилизации на пути обеспечения прав и свобод человека.
Принятие Конституции РФ 1993 г. положило начало нового исторического периода в развитии России: перехода от тоталитарной административно-командной системы и жесткой плановой экономики к построению основ демократического общества, правового государства, развитию рыночных отношений.
Конституция устанавливает социальный (ч. 1 ст. 7) и светский (ч. 1 ст. 14) характер Российского государства, в котором признается идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13), никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), а политическое многообразие и многопартийность гарантируются равенством общественных объединений перед законом (ч. 3, 4 ст. 13).
С принятием Конституции РФ 1993 г. образовался системно-правовой комплекс, предназначенный гарантировать осуществление основных прав и свобод человека и гражданина, структуру которого образуют следующие уровни:
— первый уровень — основы конституционного строя, на котором базируется вся правовая система государства;
— второй уровень — принципы правового статуса человека и гражданина, основные начала, из которых исходит законодатель при создании правового закона;
— третий уровень — конкретные права и свободы человека и гражданина, незыблемость которых наряду с положениями первых двух уровней гарантирован самой высокой степенью конституционной защиты;
— четвертый уровень — нормы текущего законодательства, которые должны, безусловно, соответствовать Конституции страны;
— пятый уровень — право каждого на судебную защиту своих прав и свобод пocpeдcтвoм законного, независимого и беспристрастного суда.
Провозглашение Российской Федерации демократическим правовым государством еще не означает воплощения присущих ему принципов в реальной жизни. До их воплощения в России, к сожалению, еще большая дистанция, и это обусловлено не только социально-экономическим развитием страны, но и ее исторически сложившимися традициями, менталитетом, уровнем политической и правовой культуры народа. И хотя, как было показано выше, в Российской Федерации созданы конституционные предпосылки для правового государства и гражданского общества, процесс создания того и другого требует определенного времени и сил.