Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Женщины — лидеры в современном бизнесе и проблемы становления женского предпринимательства в России

Февраль23

       Уходящий XX в. богат явлениями парадоксального характера: среди них массовый выход женщин в мир свободного предпринимательства. «Тихой революцией в мировом масштабе» назвали этот феномен американские исследователи женского предпринимательства Р. Петерсон и К. Вермейер.

Факторы, обусловившие столь резкий поворот от привольного «домашнего существования» в стихию предпринимательства еще не до конца осознаны.

В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складываются особые предпосылки. Для данного общества характерен переход от производства товаров к производству услуг, что обуславливает формирование сервисно-клиентальной модели отношений в сфере труда, при которой ведущим видом труда становится услуга, а ведущим видом взаимодействия между людьми — отношения «продавец услуг-клиент».

Женщина в этой ситуации становится особым образом востребована обществом. Важную роль играют также факторы социокультурной и структурной природы. Здесь речь идет о благоприятных социально — психологических качествах женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция, гибкость и другое.

Немаловажную роль в развитии женского предпринимательства как в России, так и в мире имеют также дискриминационные факторы, которые делают процесс становления женского предпринимательства во многом вынужденным процессом, что особенно характерно для России.

В целом можно оценить процесс становления женского предпринимательства как весьма динамичный и имеющий выраженные национальные различия в темпах и формах. Однако, существующие пробелы в национальной статистике, как отмечают эксперты ЕС, не позволяют составить полное представление о роли женщин в современном предпринимательстве.

По данным 1999 года в общемировом измерении женщины владеют более чем 1/3 бизнеса, нанимают 1/4 рабочей силы, с одной стороны, с другой 55 % обучающихся в колледжах и почти 50 % — в медицинских и юридических колледжах — с другой. В семьях с двумя работающими около 1/4 женщин зарабатывают больше своих мужей. Только за десятилетие ( 1987 -1996) доля женщин на министерских постах удвоилась — с 3,4 до 6,8%.

Проблема становления женского бизнеса в России обозначилась за последние 10 лет весьма существенно.

В годы советского периода тотальное неравенство в завоевании женщиной руководящих позиций на предприятии воспринималось как вполне закономерное явление, официальная доктрина. По данным Института Экономики на рубеже 1990-х годов в состав директорского корпуса входило 6 % -7 % женщин. Согласно некоторым статистическим данным, 1990-е годы привели к снижению в составе директорского корпуса женщин, по сравнению  с 80-ми. Так, если в 1985 году численность женщин в составе директоров составляла 11 %, то в 1990-х годах их численность снизилась до 5,6 %. В основе подобного снижения — не избегание женщинами трудностей рыночного периода или дискриминационные процессы, а постепенное проникновение женщин в новые сегменты рыночной экономики — переход от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами.

То, что данная гипотеза отражает реальные процессы, происходящие на рынке труда, подтверждают данные социологов, проводивших анализ источников рекрутирования руководителей новых экономических предприятий в Самарском регионе. Так, согласно данным, полученным О.К. Самарцевой и Ю.В. Татарниковой, около 40 % женщин, возглавляющих в настоящее время частные фирмы в Самаре, до этого были высшими и средними руководителями на государственных предприятиях.

Несмотря на стремительное проникновение женщин в новые сектора российской экономики их доля в составе руководителей предприятий и организаций пока остается неоправданно низкой. Показатели занятия женщин лидирующих позиций в бизнесе колеблются от региона к региону.

Согласно данным Госкомстата, полученным в ходе выборочного обследования руководителей малых предприятий России в 1996-1997годах в 14 регионах России, и охватившее около 4400 малых предприятий, на долю женщин — руководителей приходилось 18 % выборки. Доля их значительно колебалась от региона к региону. Так, например, в Татарстане они составили 10 % выборочной совокупности, а в Приморском Крае — 27 %.

Возрастной состав женщин руководителей имел следующие распределения: лица в возрасте от 30 до 50 лет составляют 73 %, старше 50 — 13,7 % и молодежь в возрасте до 30 лет — немногим более 12 %.

Самая высокая занятость женщин — руководителей отмечалась в таких отраслях экономики как непроизводственные виды бытового обслуживания, где доля женщин — руководителей составила 60 %, легкая промышленность – 45 %, общественное питание – 43 %, розничная торговля – 40 %.

Близкие показатели по отраслевой специфике фирм, возглавляемых женщинами предпринимателями, получены в 1997 году также в исследованиях Центра политических технологий, проведенного под руководством В. Радаева — С.Ю. Барсуковой.

По данным опроса, к отраслям, наименее освоенным женщинами, принадлежит строительство и транспорт. «Второй эшелон» женского предпринимательства приходится на промышленность, сельское хозяйство, оптовую торговлю, деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансовую сферу, где доля женщин-предпринимателей составляет от 13 % (в промышленности) до 20 % (финансы). И, наконец, к третьей группе отраслей, активно осваиваемых женщинами, принадлежит розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, где доля женщин-предпринимателей составляет от 39 % (в розничной торговле) до 42 % (в науке). Такие выводы согласуются с данными других опросов, что подтверждает их обоснованность. С точки зрения оборота и численности занятых доля мелких предприятий в женском бизнесе значительно выше, чем в мужском. Женщины предприниматели более ориентированы на контроль за своим временем, нежели на рост прибыли.

Скромный размер женского бизнеса во многом определяется также «незначительным возрастом» возглавляемых женщинами предприятий.

Как показали проведенные нами экспертные интервью, в силу того, что регионы не располагают официальной статистикой распространенности женского предпринимательства, то в зависимости от источника эти показатели колеблются от 10 % до 40 %, что определяется многими факторами, в том числе оптимизмом или скепсисом, по поводу возможностей женского предпринимательства и от полноты использованных исследовательских процедур.

Мнения и оценки региональных аналитиков сходятся лишь в одном: число предприятий, особенно в малом бизнесе, возглавляемых женщинами предпринимателями имеют устойчивый рост за последние 3-5 лет практически во всех регионах России.

Несмотря на известные позитивные тенденции, которые характерны не только для столичных городов, но и для городов российских регионов, женское предпринимательство на пути своего развития продолжает испытывать определенные трудности, часть из которых связана с социально- экономическими факторами, а часть с феноменом культурной инерции, который сдерживает вытеснение патриархальных стереотипов, что не может не влиять на общий уровень развития женского предпринимательства в России.

Проблемы становления женского предпринимательства в России.

Первая группа проблем, которую следует выделить — это незавершенность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах. Поведение власти, в котором элементы патернализма сочетаются с агрессивной политикой в отношении субъектов, демонстрирующих «экономическую независимость», отличается исходной избирательностью, которая не имеет под собой каких-либо рациональных обоснований. Наиболее непредсказуемо власть ведет себя в малых городах России. Чем меньше поселение, тем большую тиранию власти испытывают на себе женщины предприниматели. За последние три года давление власти на женское предпринимательство не только не уменьшилось, но имело тенденцию к росту, как считают свыше 60 % респондентов. При этом у самой власти налицо эффект административной эйфории, при котором они убеждены, что делают все возможное для поддержки своих бизнесменов.

В регионах можно выделить несколько моделей взаимодействия женщин-предпринимателей и представителей власти. Доминирующей моделью этих отношений остается модель дистанцирования от власти, которой придерживаются более 40 % опрошенных респондентов. К власти приближаться нельзя, потому что она ненасытная — говорит в своем интервью одна из респонденток, с ней трудно не согласиться. В дальнейшем мы раскроем этот тезис более детально.

Вторую группу проблем составляют проблемы собственно плохой интеграции предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности. Данная ситуация, по-видимому, в ближайшей перспективе, будет меняться в позитивную сторону, однако потенциал интеграции растет весьма медленно. Только 30 % опрошенных женщин считают целесообразным для себя объединение с другими экономическими или политическими агентами. Остальные респонденты или не определили для себя правомерность подобных шагов (20 %) или отрицают их для себя в ближайшем времени (50%).

Третью группу проблем составляют проблемы криминализации и безопасности регионального предпринимательства, что в контексте становления женского предпринимательства приобретает особое значение. Несмотря на то, что женщины-предприниматели в регионах сумели выработать адекватные стратегии, направленные на безопасность собственного бизнеса, все же можно утверждать, что проблема безопасности женского предпринимательства не только не разрешается, а все более нарастает. На 35 % возросло число женщин — руководителей в 1997-1999г.г., по сравнению с 1995-1996 годами, убежденных в том, что проблема безопасности бизнеса является для них основной. Настораживающей является тенденция предпочтительного обращения женщин для защиты собственного бизнеса, не в милицию, а к «криминальным крышам», которые по сравнению с милицией действуют более эффективно как партнеры.

Четвертую группу проблем можно обозначить как проблему профессиональной компетентности женщин-предпринимателей. Весьма примечательно, что свыше 70 % женщин руководителей во всех регионах, считают необходимым повышать свой профессиональный уровень. Однако заметим, что число ориентированных женщин на профессиональный рост практически не изменилось за три года, отделяющих одно исследование от другого, и имеет относительно близкие параметры, что свидетельствует о слабой изменяемости выделенного параметра во времени и его независимость от региональной специфики.

Пятая группа проблем связана с особенностями политического сознания и политического поведения женщин-предпринимателей в регионах. Обращает на себя внимание феномен поляризации политических установок женщин предпринимателей, при постепенном осознании необходимости политическими методами защищать свой бизнес. Особое значение приобретает тот факт, что около 20 % женщин-предпринимателей относят себя к «вынужденным политикам». Отсутствие цивилизованной системы взаимодействия между властью и бизнесом, дает пространство для развития лоббизма и способствует распространению неконтролируемых «невидимых» договоренностей между двумя субъектами влияния в регионах, что приводит в конечном итоге к «взаимной зависимости» нецивилизованного характера одних от других.

Шестая группа проблем охватывает вопросы, обусловленные несовершенством созданной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах. Уровень недовольства, несмотря на активизацию административных структур за последние три года, не только не уменьшился, но возрос. Только 10 % респондентов знают о программах поддержки бизнеса в своих регионах, и только 3 % получали какую-либо реальную помощь от власти.

Переосмысление принципов этого взаимодействия и поиск новых форм поддержки малого предпринимательства с учетом существующей дифференциации регионального предпринимательства и должно стать задачей XXI века.

Региональные программы поддержки развития малого предпринимательства и становление женского предпринимательства.

Вполне закономерно, что решение проблем регионального предпринимательства, в том числе малого бизнеса, по мнению аналитиков, все больше переносится в регионы. Субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать большинство вопросов с учетом местной специфики.

Примерно в половине субъектов Российской Федерации образованы те или иные специализированные органы исполнительной власти, ориентированные на цели и задачи поддержки малого и среднего бизнеса.

Такие специализированные департаменты были во всех обследованных городах и областях.

Это позволяет надеяться, что инфраструктура, способная помочь становлению российского предпринимательства в регионах, практически сформирована. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что органами власти регионов создано около 60 фондов, в виде самостоятельных организаций, имеющих статус юридического лица. В 10 регионах выполнение функций фондов ПМП возложено на подразделения в составе органов исполнительной власти.

Положительный опыт функционирования таких структур по оценке Комитета по поддержке малого и среднего бизнеса имеется в таких регионах как Нижегородская, Новгородская и Самарская области. Приводимые данные по поддержке предпринимательства позволяют утверждать, что работа, проводимая в Самарской области в этом направлении, действительно отличается комплексностью и последовательностью. Так, например, в Самарской области разработаны и реализуются 4 программы поддержки малого предпринимательства. Программы разработаны на основе принципов преемственности, ранее реализованных программ, с учетом позитивных сдвигов в сфере законодательной, финансово-экономической и информационной поддержки малого бизнеса. Они стараются учитывать сложившуюся схему размещения производительных сил в районах области и ежегодные социально-экономические прогнозы развития области, что позволяет исключить повторное финансирование одних и тех же мероприятий и определить круг проблем, решаемых с участием малых предприятий.

Программы содержат мероприятия, реализация которых позволит сформировать благоприятные условия для успешной деятельности малых предприятий и приоритетные направления развития малого бизнеса области.

Финансовая структура программ базируется на принципе консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов, возвратности выделенных кредитных ресурсов.

Программами установлен порядок льготного кредитования предпринимательских проектов, согласно которому предварительный их отбор и определение социальной значимости для данной территории проводится органами местного самоуправления, после чего предложения направляются в адрес Департамента.

В других обследованных регионах также идет или уже закончилась разработка и реализация региональных программ по поддержке малого бизнеса.

Права, которые даются предпринимателям в рамках разработанных программ должны фактически исключать воздействие на них со стороны региональных органов власти и управление административными методами.

Возникает вопрос, насколько цели, продекларированные как основные, при разработке программ являются таковыми в реальности, какие трудности встают на пути реализации данных программ и как оценивают сами предприниматели эффективность воздействия этих программ на развитие предпринимательской среды в своих регионах?

Как показывают интервью с экспертами и предпринимателями во многих регионах, несмотря на усилия администрации, не удается пока сформировать многоканальной системы финансирования этих программ, что приводит к «затягиванию» реализации намечаемых проектов в рамках программ.

Большинство опрошенных экспертов (60 %) связывают низкий уровень реализации подобных программ с недостатком средств в регионах и неотработанностью нормативно-правовой базы.

Важным ограничением для реализации подобных программ выступает, по видимому, не только эти два фактора, но и убежденность региональных элит в том, что с их стороны делается все возможное в этих условиях, чтобы эти программы реализовывались. Убежденность в исчерпанности усилий рождает отказ от поиска нетрадиционных ресурсов и ограничивается послушным ожиданием «благосклонности первых лиц в регионах». Иногда подобная благосклонность имеет место, иногда нет.

Психологически поражает также разрыв в оценках, даваемых уровню и формам поддержки со стороны администраторов и чиновников, с одной стороны, с другой – теми реальными субъектами, для которых это делается.

Если среди опрошенных экспертов, представляющих администрацию удовлетворены состоянием развития малого предпринимательства практически более половины, то среди опрошенных нами предпринимателей знают и заинтересованы в реализации данной программы не более 10-15% опрошенных.

Справедливости ради отмечу, что здесь ситуация нестабильна и меняется от региона к региону.

Наиболее информированы об усилиях со стороны администрации женщины — бизнесмены из Архангельской и Самарской областей. Однако выяснить, является ли это заслугой администрации или самих женщин предпринимателей, сложно.

В Архангельской области, как уже упоминалось, есть позитивный опыт участия предпринимателей в реализации программ, что дает надежду постепенного переосмысления существующих форм участия бизнеса в деятельности региональных административных структур. Требуется поиск новых форм взаимодействия, позволяющих реально, а не декларативно облегчить развитие предпринимательства в регионах.

Это достаточно сложная задача, хотя бы потому, что сложился своеобразный «информационный и деловой вакуум» между предпринимателями и властью, в то время как фигуры власти продолжают испытывать административную эйфорию по поводу своих усилий.

Около 20 % женщин-предпринимателей выразили согласие участвовать в экспертных советах и помогать администрации формировать позитивную предпринимательскую среду в своих регионах, но никто ни разу не обратился к ним с подобными предложениями.

Отказ от «экспертного ресурса» в лице женщин-предпринимателей с их повышенной ответственность и аналитичностью представляются мне «неоправданной роскошью», так как малое предпринимательство не спасут региональные программы, если они не будут опираться на постоянную корректировку в их реализации со стороны грамотных аналитиков, которые представляют ситуацию не только «с позиции власти», но и со стороны наименее защищенного и динамично развивающегося женского бизнеса.

Анализ программ в трех регионах показал, что в них остаются неотработанными механизмы реализации этих программ, практически отсутствует развернутый проблемный анализ, цели фактически повторяют те, которые провозглашены в федеральной программе. Отсутствие специфичности свидетельствует о том, что это скорее формальные документы, а реальная жизнь предпринимателей идет своим чередом.

Слабо к разработке подобных программ привлекаются грамотные специалисты, владеющие общероссийскими стандартами. Низкий уровень проектных разработок существенно снижает возможность поиска финансирования, что бумерангом возвращается в регион.

Несовершенной остается аналитическая и информационная база. Так фактически в региональной статистике отражается «число женщин, выступающих учредителями предприятий и фирм», но нет данных, позволяющих определить собственно темпы женского предпринимательства, когда женщина выступает не учредителем, а руководителем той или иной фирмы или предприятия. Это существенно снижает возможность целенаправленной поддержки собственно женского предпринимательства в регионах.

Однако, вина, на наш взгляд, ложится на плечи не только власти, но и самих предпринимателей. Оставаясь «в тени своего бизнеса» и отказываясь от консолидированных усилий, они сами создают возможности для собственного «уничижения».

Власть не может дать больше того, что может, но и она обладает здравым смыслом и способна реализовывать взаимовыгодные шаги. Если ее об этом кто-то попросит настойчиво. Но если долго молчать и не верить, то действительно происходить будет только то, что хотят другие. И не более того.

Семь причин, по которым федеральной и региональной власти целесообразно поддерживать женское предпринимательство в регионах.

1. Согласно имеющейся выборочной региональной статистике и оценкам экспертов, женское предпринимательство в российских регионах растет динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,5-1,7 раза, что хорошо согласуется с общемировыми закономерностями. Данная тенденция сохранится в ближайшие 3-5 лет. Это означает, что около 30 %-40 % фирм к 2000-2005 годам будут возглавлять женщины, которые имеют более низкие стартовые условия, по сравнению с мужчинами, но действуют более активно, занимая низкоконкурентные ниши в малом бизнесе.

2. Спад малого бизнеса, происшедший в отдельных регионах, определенным образом связан с криминализацией малого бизнеса. Как показали социологические исследования, женское предпринимательство находится под меньшим «давлением» криминальных структур, что делает «вклады» в его развитие более эффективными.

3. Социологические исследования, проведенные в 5 регионах и в Москве, свидетельствуют о более высоких «этических стандартах», на которых строят свой бизнес женщины-руководители фирм, что означает большую вероятность «отдачи» федеральных инвестиций (информационных, финансовых, коммуникативных) в прогнозном будущем.

4. Анализ данных социологических исследований показывает, что женщины-предприниматели демонстрируют относительно мягкие «конфликтные стратегии» во взаимодействии с местной властью и отличаются более высоким уровнем консолидации, по сравнению с мужчинами.

Около 80 % женщин — предпринимателей, по данным исследования, не ждут помощи от государства. Около 30 % женщин уверены, что установление конструктивного взаимодействия с властью «вполне выполнимая задача».

Относительно низкий потенциал конфликта интересов и «сниженный уровень ожиданий», при высоком уровне эффективности деятельности фирм, позволяет надеяться, что именно женщины предприниматели способны стать теми социальными актерами, которые наилучшим образом могут распорядиться поддержкой государства, не демонстрируя неадекватных реакций в ответ на предлагаемую помощь.

5. Результаты социологических исследований дают возможность убедиться в том, что женщины — предприниматели, по сравнению с мужчинами — предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно, предпочитая «умеренный консерватизм». Этот комплекс психологических черт служит своеобразным гарантом «защищенности», вложенных государственных инвестиций в женское предпринимательство.

6. Взаимодействие с женщинами предприниматели и многочасовые контакты «лицом к лицу» показывают, что в сложившейся ситуации женщины ориентированы в первую очередь не на «финансовую», а на «информационную» и «правовую» поддержку со стороны государства, на фоне укрепления статуса женского предпринимательства в регионах.

Механизмом, позволяющим интенсифицировать этот процесс на региональном уровне может стать включение, по инициации Министерства антимономольной политики и поддержки предпринимательства, в региональные программы, поддержки малого и среднего бизнеса специальных разделов, направленных на поддержку женского предпринимательства в регионе.

Регионы, где это ранее было (например, Архангельская область), обладают опытом разработки подобных подпрограмм, однако, по разным причинам, отказались от этой практики.

7. Материалы региональных интервью вскрывают высокий уровень заинтересованности женщин — предпринимателей во влиянии через экспертные сообщества на принятие решений в своих регионах. Однако местная власть плохо использует экспертный потенциал женщин предпринимателей при обсуждении тех или иных законодательных и других актов регионального уровня.

***

В заключение отметим, что женское предпринимательство будет развиваться в России независимо от того, как к этому относятся в коридорах власти всех уровней. Однако сегодня не замечать данное явление — означает нежелание считаться с реальностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Самые необходимые шаги, которые нужно сделать сегодня могут быть обозначены следующим образом.

Во-первых, это упорядочивание национальной и региональной статистики и изменение ее в сторону учета гендерной специфики предпринимательства в России.

Во-вторых, — внесение в Федеральную программу поддержки малого и среднего бизнеса раздела по становлению женского предпринимательства и разработка рекомендаций для регионов по разработке подобных разделов в программах регионального уровня.

В-третьих, разработка специализированных направлений в программах федерального уровня по поддержке женского предпринимательства, с целью создания необходимых условий для развития женского предпринимательства в регионах. Одним из первых таких направлений может стать образовательная программа по подготовке женщин-руководителей малого бизнеса, реализуемая при поддержке федеральных органов власти.

 

Барсукова С.А., Специфика женского менеджмента // Социологические исследования. — 1999. — № 9.

Васильева Г., Первые шаги женщин-предпринимателей // Человек и труд. – 1995. — № 1.

Работающая женщина в условиях перехода России к рынку. — М.: Ин-т экономики РАН, 1993.

Чирикова, А.Е.  Женщина во главе фирмы. — М.: Ин-т Социологии РАН, 1998.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция