Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА Статья

Декабрь7

ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Природное бытие человека представляет собой единый субстантивный мир, вписанный в целостность природы и выражает естественную порождённость человека и его не¬посредственную связь и близость всему сущему. Оно опре¬деляется как первоначальная сущность индивида; как то, что существенно для него с самого начала его происхожде¬ния. Природный человек, или индивид, выступает как мор-фологически замкнутый тип, обладающий статистическими характеристиками. В истории философии природу человека часто отождествляли с человеческой сущностью, осмысливаемой в различных противоречащих друг другу характе¬ристиках человеческого бытия, несовместимость которых не позволяет найти некую общую «сущность» человека и, исходя из неё, однозначно установить единство и целост¬ность его бытия. Сущность сводили к разумности и к бессознательно-либидным структурам, к моральности и воле к власти, символичности и практической деятельности, к иг¬ре и религиозности. Схоластика, например, усматривала в дуализме сущности и существования коренную раздвоен¬ность и ущербность природного (сотворенного) универсу¬ма, снимаемых лишь в боге. В силу такой раздвоенности вещь не может представляться как самосущая, себе тожде¬ственная, ибо её существование детерминировано транс¬цендентным началом. Ф. Аквинский для осмысления дог¬мата творения поставил сущность человека в зависимость от его существования, данного ему богом.
Существование и сущность человека тесно связаны, как связаны природное основание человеческого бытия и его ценностно-культурные формы, в созидании которых сущ¬ность проявляется и оформляется. Существование чело¬века — это природное основание его сущности, которая раскрывается через многообразие специфически человече¬ских проявлений и воплощений и в своём самобытном су¬ществовании является неисчерпаемой. Существование есть реальный процесс жизнедеятельности людей, встроенности человека в связи и отношения мира, пребывания в пространственно-временных координатах, воспроизведения и участия в процессе жизни. Сущность указывает на то, что пред¬ставляет собой бытие в своих качественных проявлениях.
Натуралистические школы абсолютизировали законы естественной необходимости и спроецировали их на выс¬шие онтологические формы человеческого существования. Человек рассматривается ими как существо, жёстко детер¬минированное природными факторами, а сама природа выступает в качестве единственного и непогрешимого источ¬ника объективной разумности и закономерности, осново¬полагающей причины всех целей и идеалов человека. Предполагается, что природа человека, его сущность не содержат в себе ничего специфического и в принципе от-личного от объективных закономерностей и явлений внеш¬него мира. Под природой человека философы Нового вре¬мени понимали изначальную устойчивую структуру, из ко¬торой проистекают законы человеческого поведения и реагирования. Природа человека, по их мнению, есть совокуп¬ность врождённых свойств и способностей, обеспечиваю¬щих его жизнь в мире как телесного существа, подчиняю¬щегося природным законам. Как сугубо природное сущест¬во человек полностью зависим от требований естественной необходимости. Человеческая природа, взятая сама по себе, как комплекс устойчивых, неизменных в своей основе черт, как ограниченная в форме своих проявлений, не подчиня¬ется социокультурным различиям и оценкам: она ни добрая, ни злая; ни истинная, ни ложная; ни красивая, ни без¬образная.
Натурализм сыграл большую роль в преодолении тео¬логического воззрения на мир, поскольку полагал, что че¬ловеческая природа абсолютно одинакова у всех народов, во всех культурах и во все времена, и сама по себе самодос¬таточна, не нуждается в чём-то трансцендентном. Мысль о всеобщей закономерной связи человека и природы внушает отдельному индивиду чувство стабильности, устойчивости и содействует объединению всех людей в целостном мире природы. Только то знание, которое имеет свою твёрдую основу в общих законах человеческой природы, может быть разделено с кем-либо другим. Следствием из этой мысли является идея о том, что между интересами людей не может быть конфликтов и противоречий, поскольку то, что для одного составляет доброе и полезное, тем же явля¬ется и для другого.
Натурализм составляет основу новоевропейского историцизма, согласно которому «разумность природы» обна¬руживается в поступательном движении истории и разви¬тии общества, а природные свойства человека являются конечным гарантом благости его «естественных устремле¬ний». За всеми представлениями о природной обусловлен¬ности человеческого бытия, истории скрывается мысль о важности и сущностном значении природных законов, ка¬честв и свойств для культурного развития личности. Фак¬тически натурализм «построен на игнорировании того, что к бытийственным содержаниям, действительно превы¬шающим горизонт человечески-земной истории (и в этом смысле над-историческим), можно добраться и приобщиться не иначе, как тщательно и последовательно прора¬батывая всё конкретное богатство исторического бытия».
Натурализм как философская позиция по отношению к миру отождествляет всё сущее с телесной природой, отвер¬гая понимание природы как части многоуровневого бытия. В конечном счёте, он редуцирует социальное к биологическому, изымает из философского знания традиционные метафизические проблемы, которые в силу их высокой абстрактности и надприродной сущности не могут получить окончательного решения. Адекватное описание человече¬ского бытия не укладывается в рамки способов детермина¬ции, действующих в природном мире. Натуралистические теории определяют духовную жизнь человека как результат усложнения форм природного мира, но духовное развитие и моральное совершенствование человека не сводится к объективным процессам, поскольку принадлежат к иному уровню бытия и определяются не пассивным отражением природных импульсов, а требуют напряжения человече¬ской воли. Качественная идентификация социальных и природных процессов приводит к тому, что социальная ре¬альность расценивается как чисто внешняя, объективиро¬ванная по отношению к человеку сфера, в которой дейст¬вуют внесубъектные природные ценности, которая являет¬ся первозданной естественной основой и исходя из ко¬торой получают объяснения результаты человеческой дея¬тельности.
Кант подверг критике натуралистические представле¬ния о человеке. Специфика самодетерминации человека усматривается Кантом в его способности определять свои действия, руко¬водствуясь разумом, в отличие от природной обусловлен¬ности поведения, когда человек подчиняется естественным чувствам, аффектам. Кант стремится выявить качествен¬ное отличие социально-культурной организации от при¬родной, показать специфику исторического, собственно человеческого бытия и обнаруживает её в разумной и ду¬ховно-нравственной природе человека. Подлинное бытие -это предназначение и долженствование, а не действитель¬ное положение вещей. С этой точки зрения оказывается, что истинные характеристики человеческого бытия — свобода, выбор, верность себе — это не имманентные, прису¬щие изначально человеку способности, а императив, кото¬рый каждый еще должен реализовать.
В современной западной философии преодоление пред¬ставления о человеке, обладающем значимой первозданной природой, идёт не по линии рационализма или историзма, а путём лишения природы человека какой бы то ни было конкретной определённости. Наряду с натуралистическим и антинатуралистическим осмыслениями человеческой сущности, можно выделить ещё одно противопоставление: субстанциалистское и экзистенциалистское толкования че¬ловека. Для субстанциализма мир выступает как бытие в себе, как некая субстанция, которая лишь раскрывается че¬ловеку, а сам человек интерпретируется как модус суб¬станции с устойчивостью её качеств, безличной всеобщно¬стью и поэтому доступный научному познанию. Главное возражение оппонентов субстанциализма заключается в том, что субстанция есть позиция всепронизывающего де¬терминизма, с точки зрения которого нельзя обосновать специфику собственно человеческого бытия, его творче¬скую сущность, свободу и моральную ответственность. На¬пример, экзистенциализм трактует человека как подвиж¬ную, открытую и уникальную реальность, По мнению Ясперса, человек является подлинной формой жизни, а не чем-то, «развившемся» из животного. «Человека нельзя вы¬водить из чего-то другого, он — непосредственная основа всех вещей… Все виды зависимости в мире и все процессы биологи¬ческого развития затрагивают как бы вещество человека, но не его самого».
Человек как социальное существо не противостоит природно-биологической форме своего существования, ко¬торая выступает в качестве предпосылки и основы его дальнейшего развития. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он… наделён природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы су¬ществуют в нём в виде задатков и способностей, в виде влечений…». Биологическое можно рассматривать как фор¬му человеческого существования, которая в процессе раз¬вития наполняется социальным содержанием. В процессе их взаимодействия биологическое выступает как начало консервативное, ограничивающее возможности человека; по целому ряду параметров адаптивные способности чело¬века близки к исчерпанию (физические и психологические факторы связаны с загрязнением среды обитания, увеличе¬нием нервных нагрузок, стрессовых ситуаций).
Конечной целью всех многосложных реакций человека является самостабилизация (то есть поддержание внутрен¬ней среды организма в равновесном состоянии), достигае¬мая посредством негативных обратных связей, которые элиминируют возмущения среды. Этот принцип, названный гомеостазисом и свойственный всем сложным саморегули-рующимся системам (какой является и психофизическая система человека), заключается в поддержании существен¬но важных для сохранения системы параметров в допусти¬мых пределах через абсорбирование возмущений среды, а также в противодействии поступающей из неё информа¬ции, нарушающей устойчивость основных элементов чело¬веческого организма. Поддержание гомеостазиса происхо¬дит посредством удовлетворения природных потребностей и обеспечения психофизиологического благополучия, с которыми человек так или иначе соотносит свою деятель-ность и, исходя из которых, формирует свою социальную жизнь.
Природа играет большую роль в организации общест¬венной жизни, поскольку представляет собой основание многообразных путей развития человека как социального существа, во многом зависящих от его природно-индивидуальных задатков. Как основа бытия природа задаёт человеку определённые границы (их подвижность определяется его творческими усилиями), в рамках которых идёт поиск максимальных возможностей самоосуществления. Природное бытие человека имеет наивысшую модальность (необходимость и действительность), наиболее полную фе¬номенальную проявленность и определённость и более уз¬кую область возможностей, чем сфера духовного и куль¬турного бытия. Человек прячется от трудностей свободного выбора и неразрешимых жизненных проблем с целью са¬мовыживания в пространстве естественного существова¬ния, не предполагающего существенных усилий и претен¬зий на особую духовную субъективность.
Многие философы считали, что природа является об¬разцом для истинной деятельности человека, ведь она во многом определяет характер человеческого поведения. По мнению Э. Кассирера, вслушивание в «голос земли», не¬осознанное подражание животным, более прочно укоре¬нённым в природе, помогло человеку приспособиться к ок¬ружающей среде, выработать определённые формы бытия, системы смыслов и ориентиров, дополнить природную «не¬достаточность» культурными способами жизнеустройства. Вещественная укоренённость и природная инкорпорированность человека сочетаются с чрезвычайной пластично-стью его натуры, способной адаптироваться к постоянно изменяющейся среде.
Парадоксальность связи человека со своим непосредст¬венным природным началом заключается в том, что при¬нимая и используя его как необходимое жизненное усло¬вие, человек стремится не только познать свою натуру, но и встать над собственной природой, преодолеть её через социализацию и приобретение высших духовных качеств. Всякое природное свойство индивида оказывается соци¬ально преобразованным; воспитательный процесс, осуще¬ствляемый обществом, направлен на ограничение и транс¬формацию его природных импульсов. Теория «обществен¬ного договора» акцентирует внимание на утилитарном подходе общества к природным задаткам человека: оно подавляет те формы, которые угрожают его существова¬нию и использует те, что способствуют социальным целям. Социальное выступает в качестве фундаментальной ос¬новы детерминации всех важнейших форм проявления жизни, преобразующей природные связи в специфически человеческие, культурные отношения. Даже простейшие человеческие акты (прямохождение, формирование языка, использование орудий труда) носят социальный характер и являются результатом развитого культурой потенциально богатого природного материала. Законы природного бытия проявляют себя в человеческой жизни опосредованно, в различных превращенных формах. Взаимодействие соци¬ального и биологического бытия никогда не может счи¬таться законченным и выступать в завершённой форме. Их единство состоит в бесконечном наполнении биологиче¬ского социальным содержанием, в опосредовании и преоб-разовании природного общественными формами, посколь¬ку человеческие предметы не являются природными в том виде, как они непосредственно даны в природе. Биологиче¬ские структуры и функции под воздействием социальных факторов (в частности, трудовой деятельности) претерпели модификацию и достигли более высокого уровня развития, нежели у представителей животного мира. Они «очелове¬чились», стали социализированными и уже не выступают в «чистом» виде. Через человека происходит одухотворение природного мира, в человеке пересекаются все круги бы¬тия: в нём встречаются и дополняют друг друга культура и природа.
В собственно человеческих, то есть ценностно-ориен¬тированных, действиях, следующих нормам, правилам и отличающихся от целенаправленных поведенческих актов других представителей природного мира, всегда присутст¬вует некая установка на то «как должно быть», в них нали¬чествует элемент долженствования, констатирующий зазор между реальностью и идеалом. Протест против несправед¬ливости или бессмысленности ситуаций человеческого пребывания в мире есть ясное выражение неприятия суще¬ствующего фактического положения дел, потому что с точ¬ки зрения выработанных человечеством принципов этого «не должно быть». Духовно-нравственное развитие челове¬ка — это социальный процесс, не имеющий какой-то биоло¬гической детерминированности; у низших животных мож¬но обнаружить различные чувства, впечатления, любопыт¬ство, внимание, память, но морально-нравственные задатки стыда, совести или долга у животных отсутствуют. Челове¬чество создало систему табу как основу социальных норм и обеспечило возможность коллективной памяти и, следова¬тельно, общественного развития.
Биологическое в человеке предстаёт не как параллель¬ный и абсолютно автономный по отношению к социально¬му бытию мир, а располагается в самой сфере социального как его исток и фундаментальная основа. Природа высту¬пает в качестве начального уровня иерархического бытия человека, который заключает в себе необходимые естест¬венные свойства, являющиеся одновременно и частью при¬роды и её высшим продуктом. «Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека зве¬ном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой деятельности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бы¬тия». Человек созидает культурный и социальный мир на природном ландшафте, выступающим его матрицей, ме¬стом действия и материалом опредмечивания духовных актов, поэтому прелиминарное исследование природного бытия человека имеет существенное значение для осмыс¬ления его целостности.
Конечная цель всех философских вариантов всеобщей эволюции и антропогенного преобразования мира состоит в формировании нового типа человека, не ограничивающего¬ся своей телесностью и стремящегося к гармонии с собой и окружающим миром, а общий мотив их заключается в стремлении рассматривать человеческие проблемы в кон¬тексте эволюционного миропонимания, что требует цело¬стного осмысления человеческого бытия. Только через по¬знание природных законов и естественных форм существо¬вания вещей человек сможет целостным образом использо¬вать свои природные сущностные силы и развивать техно¬логические средства освоения мира, но этот процесс дол¬жен контролироваться высшими познавательными практикам и при приоритете духовно-нравственных структур бы¬тия. «Социальный феномен — кульминация, а не ослабление биологического феномена», — полагал Тейяр де Шарден. Природа для человека является исходным пунктом сущест¬вования, над которым надстраивается мир культурных форм и различных многоуровневых образований (норм, ценностей, символов), содержащих в себе нечто иное, чем биологические формы бытия. Человеческий универсум способен развёртываться в более целостную систему за счёт расширенной ценностной ассимиляции всего природ¬ного. Природный мир включается в сферу притяжения со¬циума и выделяется как особый целостный мир под воздей¬ствием развития цивилизации и форм человеческой дея¬тельности.
Одной из причин нарастающего драматизма в истории человечества является преждевременная, репрессивная, искусственно фиксирующая естественный ход событий ак¬тивность, которая приводит к деформации целостности че¬ловеческого бытия и универсума. Это проницательно было замечено даосами, которые своим учением о недеянии пы¬тались предохранить человека от насилия над природой. Даоские мудрецы едва ли не самыми первыми поставили вопрос о цене познания, результаты которого могут быть использованы во зло. Интенции рационального компонента субъективности, не опосредованные ценностными, норма-тивными формами, способны нарушить гармонию мира, а знания, превышающие объём и качество человеческой прак¬тики, не подкреплённые духовно-нравственными фактора¬ми, чреваты опасностью хаотизации внешнего и внутрен¬него миров. Не случайно в глубокой древности некоторые виды полученных знаний табуировались или передавались из поколения в поколение жрецами. Практика утаивания ими особо значимых знаний о человеке и мире таит в себе стремление сохранить человеческую общность, и целост¬ность человеческого духа и бытия. Результатом метафизической рефлексии и стал идеал недеяния, содержащий в себе идею отказа от активного вмешательства в естествен¬ные процессы Вселенной и тем самым поддерживающий гармонию мира.
Под влиянием активного вмешательства человека в ок¬ружающую среду в ней происходят соответствующие из¬менения, частота и степень воздействия которых карди¬нально меняется в пределах жизни одного поколения. И поскольку общество не успевает отреагировать на эти изменения адекватным образом, не успевает адаптироваться к новой ситуации, оно воспринимает это как глобальные про¬блемы, как конфликт локальных и универсальных структур, как исчезновение базовых ценностей цивилизации, размы¬вание естественного пространства обитания человека. Про¬блема взаимодействия человека со сложными природными системами вынуждает рассматривать ситуацию и положе¬ние человека как требующих постоянного анализа и кор¬ректировки, учёта логики и характера человеческой дея¬тельности. Возможность человека участвовать в эволюционном процессе определяется его способностью модифици-ровать свою позицию, творчески перерабатывать средства контакта с окружающими системами.
Общество ещё не успело обрести универсальное един¬ство и целостность, но уже обнаружило, что порождённая им технология приобрела сверхглобальный характер, негативно влияющий на процессы его дальнейшего развития, и человеку в этой ситуации предстоит вести себя предельно осторожно, чтобы не спровоцировать социоприродную катастрофу. Человек, утративший свою сакральную целост¬ность в обществе, практикующем по отношению к нему в основном репрессивные технологии, утверждается во внешнем мире через жестокое и антигуманное обращение с более слабыми и зависимыми от него объектами его дейст¬вий, среди которых природа оказывается самым незащи¬щённым. В природном универсуме человеческое предстаёт своими деперсонифицированными формами, а само природ¬ное становится инобытием отчуждённых качеств человека.
Многие современные философы высказывали озабо¬ченность результатами современного научно-технического прогресса и непомерного вмешательства человека в при¬родные процессы. М. Хайдеггер видел причину глобальных проблем в самой сущности человека, относящегося к при¬роде как к материалу для удовлетворения своих потребно¬стей, а к технике — как к средству раскрытия природных тайн. Техника, по его выражению, есть чучело человека, деятельность которого полностью просчитывается и контролируется.
Классическая наука в изучении природных систем ис¬ходит из абстрактных объектов и схем человеческого мышления, чётко различая модели и процедуры человече¬ского измерения природы и природу как объект анализа. Приписывание предметам природы свойств человека про-исходит не непосредственным образом и не в прямом кон¬такте, а опосредованно — через абстрактно-социальные формы; выражается косвенно — через инструменты и фор¬мы деятельности людей, опредмечиваемые в технических системах и машинах. В настоящее время формируется тип мышления и познания, совершающий процедуру своего рода деонтологнзации человеческих форм бытия, когда на¬ходится достаточно определённая сфера, в которой человеческие модели выступают важнейшим инструментом эф¬фективного взаимодействия.
Структуры и формы человеческой деятельности про¬ецируются на природные объекты, человеческие качества воплощаются в природном материале и предметы, созда¬ваемые людьми, приобретают социальные качества. Эти созданные человеком предметы оцениваются не по их природным свойствам, а по качествам воплощённой в них че¬ловеческой деятельности. Человек живёт в созданной им самим техногенной среде, без существования которой он уже не может обходиться, что ставит его в зависимость от этой среды, трансформирует его потребности и заставляет в определении своего бытия руководствоваться в основном логикой практической адаптации. На основе связи природ¬ных и социальных форм он строит свои разумные отноше¬ния с миром. Человек относится к внешнему миру сквозь призму своих интересов и потребностей, он контактирует с природой опосредованно — через язык, схемы мышления, сис¬темы норм, и воспринимает её с точки зрения культурных ценностей. Предметы природного мира, которым придают¬ся качества социальности, существуют и проявляются раз¬личным образом: кусок угля на земле, в руках художника или в печи — это один и тот же и вместе с тем различный по своим функциям и формам существования предмет.
Внешняя природа в целом — безграничное и непреходящее бытие, осваиваемое человеком частично, в силу своих воз¬можностей и проектов.
Проблема соответствия форм человеческой деятельно¬сти формам бытия природы в настоящее время решается на пути различения и взаимной конкретизации этих сфер, на пути осмысления человеком границ собственной деятель¬ности, что обеспечивает возможность плодотворных взаи¬модействий с внешним миром. Речь идёт об оптимизации общественных механизмов экологизации и преодолении противоестественного отрыва социальной формы движения от её природной основы; о разработке и реализации эколо¬гического алгоритма социального и технического прогресса, моделировании эффективного и целесообразного произ¬водственно-технического аппарата будущего. Всё большее значение приобретает тема преодоления стандартного од-номерного представления о вечных законах природы, на смену которому приходит представление о совокупности разнообразных и самобытных природных систем. Соизменение природных и социальных систем порождает акту¬альную проблему самоизменения общества, от решения которой зависит сохранение его неизменных устойчивых форм и поддержание жизненной определённости. Способ¬ность к самоизменению является важным свойством соци¬ального целого (и индивида как его неотъемлемого элемен¬та), обеспечивающего возможность сохранения устойчиво¬сти его бытия, соизмерения человеческих способов и форм деятельности с природными и социальными процессами.
Присутствие нравственных начал в деятельности учёно¬го и политика обусловлено чувством ответственности, ко¬торое может укрепиться благодаря проективной способно¬сти человеческого сознания в антиципации возможных по¬следствий своих действий. «Свободные» действия человека в мире, породившие глобальные проблемы, заставили из¬менить саму картину мира, в которой на первый план вы¬двигается ответственность, связанная не столько со свобо¬дой, сколько с нормами и функциями демократического общества. «Жизнь может быть осознана только в конкрет¬ной ответственности. Философия жизни может быть только нравственной философией». Появление ряда глобальных проблем существенно изменило жизненный контекст чело¬веческого бытия и привело к необходимости выработки различными социальными системами согласованных пред¬ставлений о ценностях, правах и свободе человека, на ос¬нове которых возможно создание планетарной этики.
Таким образом, решение экологической проблемы свя¬зано с ограничением социальной инерции экстенсивных типов деятельности, с согласованием полиморфных моде¬лей мира, определением режима их взаимодействия, усло¬вий обновления, с соразмерностью видов деятельности лю¬дей и способов репродукции природных комплексов. Важ¬нейшим фактором формирования и определения моделей, организующих взаимодействие человека и природы, явля¬ется способ бытия природной реальности, её состояние и конкретный характер отношения субъекта и объекта, что в свою очередь оказывается существенным моментом воспроизводства самого субъекта, самоизменения социальных индивидов.
Эффективное решение глобальных проблем во многом зависит от акцептации идеи всеобщей ответственности, присущей целостному челове-ку, эффективное участие которого в эволюционном про¬цессе определяется его способностью творчески перераба¬тывать средства контакта с окружающими системами, пре¬вращать развитие опредмеченных сил науки и техники в условие собственного саморазвития. В этом направлении открывается возможность оптимизации и гуманизации со¬отношения природных и социальных систем и формирова¬ния целостного человека.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция