ГУМАНИЗАЦИЯ МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА Статья
ГУМАНИЗАЦИЯ МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Открытое общество — это не только общество гармоничных социальных отношений, общество, прозрачное с точки зрения управления, когда граждане могут и должны знать о процессах, протекающих во власти. И не только общество гуманистических ценностей. Решающим компонентом открытого общества, опре¬деляющим его возможности, служит полифония массовых ин¬формационных процессов, поскольку информация — носитель знаний, норм и ценностей. Она способна реализовать потенциал открытого общества, и, только владея ею, можно это общество строить.
Что же подразумевать под массовыми информационными процессами? На наш взгляд, это процессы продуцирования, ти¬ражирования, распространения информации в больших соци¬альных группах, процессы взаимодействия различных потоков и каналов информации, необходимой и достаточной для социальной активности этих масс. Массовые информационные процессы — это регулируемая и саморегулируемая целостность информацион¬ного пространства. Они в известной мере упрощают и типологи-зируют информацию; здесь обращаются только знания, нормы и ценности, которые удовлетворяют информационные интересы и потребности больших социальных групп. В массовых информа¬ционных процессах хранится и циркулирует огромный спектр важнейших знаний, необходимых для жизнедеятельности челове¬ка, группы, общества в целом.
Открытое общество является информационным обществом, в котором социально значимая информация не принадлежит толь¬ко политической элите или крупнейшим корпорациям, может быть применена и использована социальными группами вне за¬висимости от их финансового, социального и иного статуса. То есть в этом смысле можно говорить, что массовые информацион¬ные процессы — одна из граней демократизации общественных отношений и естественная основа для их совершенствования.
Но здесь возникают серьезные противоречия. Очень часто массовые информационные процессы начинают использоваться властью или СМИ в угоду корпоративным, эгоистическим инте¬ресам. Мы сплошь и рядом видим, что в общество «вбрасывает¬ся» только та информация, которая необходима политической или финансовой элите, но вовсе не идентифицирующая инфор-
мационные интересы большинства людей. В свою очередь СМИ тиражируют и распространяют информацию, не ведущую к воз¬вышению духовных ценностей, не способствующую социальной ориентации людей, а направленную на достижение иных, чаще всего манипулятивных интересов. Поэтому очень важно разоб¬раться в этом феномене и понять, как массовые информацион¬ные процессы способствуют формированию открытого общества, дм этого надо установить характеристики массовых информаци¬онных процессов. Они, на наш взгляд, следующие:
1. Массовые информационные процессы отражают объектив¬ные условия жизнедеятельности больших социальных групп, т.е. порождаются спонтанно, стихийно, но затем культивируются, ре¬гулируются профессионалами и в рамках этих больших соци¬альных групп, и в рамках СМИ.
2. Массовые информационные процессы — это синтез различ¬ных информационных потоков, включающих элементы научного знания, но вместе с тем и иллюзии, стереотипы, предубеждения, подсознательные влечения, моральные нормы, идеологические ценности, т.е. элементы, выражающие многообразие интересов и ценностей больших социальных групп. В этом синтетичном ха¬рактере заключена как великая сила массовых информационных процессов, активно влияющих на жизнедеятельность общества и больших социальных групп, так и существенный их недостаток — односторонность и неадекватность. Свидетельство тому — пове¬дение социумов в стрессовых, кризисных ситуациях. Достаточно вспомнить приход Гитлера к власти в 30-х годах XX в., который строился на очень грамотном манипулировании массовыми инфор¬мационными процессами; многие действия и события советского периода. К сожалению, манипулятивные элементы, основанные на противоречии, на синтетичности массовых информационных процессов, широко применялись и применяются в наше время, в частности в избирательных кампаниях.
3. Массовые информационные процессы всегда служат объек¬том идеологического и политического толкования и разного рода интерпретаций. Иными словами, массовые информационные про¬цессы только рождаются в дистиллированно чистом виде, а затем, становясь информационной реальностью, всегда «облуча¬ются» информационной активностью различных социальных
институтов.
4.Массовые информационные процессы имеют свойствен¬ные им законы развития и функционирования. Существуют опре¬деленные субъекты информации, т.е. лица, группы, эту информа¬цию производящие и имеющие технологии, средства, с помощью которых данная информация циркулирует в обществе. Это про¬цессы обмена информацией на бытовом уровне, на уровне гло¬бальных компьютерных сетей, средств массовой информации.
Существуют определенные стадии возникновения и развития массовых информационных процессов: они рождаются, достига¬ют «зрелости», т.е. всеобщей распространенности, принятия за¬ложенных в них норм и ценностей, затем сменяются другими по¬токами массовой информации — их жизнь циклична, это и есть закон развития и функционирования массовых информационных процессов.
5. Массовые информационные процессы осуществляются во взаимодействии с институционализированными и неинституциона-лизированными источниками информации. К числу первых отно¬сятся СМИ, политическая элита, органы государственной власти и управления и т.д. Неинституционализированные источники информации — независимые, неангажированные и неподчиняю¬щиеся корпоративным институциональным нормам субъекты ин¬формации (толпа, группа, совокупность людей, лидеры обще¬ственного мнения). Особенностью массовых информационных процессов является то, что решающим, пожалуй, представляется как раз неинституционализированный срез их жизнедеятельности, причем не только в отношении источника, но и динамики самого информационного процесса.
Говоря обо всем этом, мы хотим подчеркнуть, что массовые информационные процессы — это объективная информационная реальность. Но, как показывает современный опыт, сегодня мас¬совая информация дегуманизируется, становится в лучшем случае рекламно-потребительской, в худшем — политически-экстремист¬ской, очень часто лишается своего содержательного смысла. Можно ли сегодня представить себе точное экономическое знание в системе массовых информационных процессов? Реально — нет. В массовые информационные процессы вбрасываются упрощен¬ные, примитивные представления об экономике, соответствую¬щие интересам той или иной экономической элиты. В результате общество становится фрагментарным, атомизированным, сегмен¬тированным, мозаичным, превращается в совокупность разобщен-ных групп, в которой тонут и исчезают гуманистические ценности уважения, добра, доверительности, благородства, совести, чувства долга, не просто существующие как архаичные последствия хрис¬тианских или иных ценностей, но являющиеся информационным условием выживания сообщества людей. Ибо если массовые ин¬формационные процессы не несут гуманистических ценностей, знаний, норм, они превращаются в антитезу информированности.
Сегодня современный человек очень часто замещает ум ин-формированностью, гуманизм — спонсорством, и все это, на наш взгляд, может послужить серьезной причиной общественной де¬струкции дальнейшего развития. Поэтому прежде чем говорить об открытом обществе как о реальной перспективе существова¬ния нашего социального устройства, изначально необходимо вы-
24
сТроить концепцию гуманистических массовых информационных процессов с учетом реализации в полной мере прав и свобод че¬ловека, существования каждого индивида и каждой группы как равных, независимых участников информационного диалога друг с Другом и с обществом. Нельзя забывать и о плюралистической структуре информационного открытого общества, без чего невоз¬можно по-настоящему гуманизировать процессы массовой ин¬формации и преодолеть информационное отчуждение граждан.
Опасность информационного отчуждения следовало бы осоз¬нать не только специалистам в области массовой информации, но и философам, социологам и т.д. Что мы понимаем под гума¬низацией массовых информационных процессов? В конечном счете это воспроизводство наиболее продуктивных, ясных, важ¬ных для жизнедеятельности человека интересов и потребностей, это оптимальное соотношение интересов личности, группы и со¬циума в целом, воспроизводство очеловеченных потребностей личности, группы и социума.
Не всякая информация, не всякая потребность ведет к возвы¬шению личности, гармонизации социальных отношений, следо¬вательно, гуманизация есть определенное качество массовых ин¬формационных процессов, связанное с потребностями личности и социальной группы, не искаженными манипулятивным воздей¬ствием. Гуманизация предполагает восхождение к истинной сущ¬ности человека и к истинной сущности социальной группы. При этом гуманизация не просто нравственный императив, в совре¬менных условиях гуманизация имеет четкую технологическую ос¬настку. Можно как угодно призывать к высоким ценностям, но если эти ценности не закреплены в системе продуцирования, распространения, тиражирования массовой информации, если нет технологических средств для этой цели, гуманизм остается вещью в себе.
Ключевая роль в гуманизации массовых информационных процессов принадлежит СМИ, причем под средствами массовой информации мы понимаем не только печать, радио и телевиде¬ние, но и все иные средства, в частности отличные от СМИ ка¬налы рекламы, паблик рилейшнз, компьютерные сети и т.д. Лю¬бой канал, который продуцирует, производит и распространяет массовую информацию, мы определяем как средство массовой информации. Гуманизация должна здесь протекать на содержа-тельном уровне: что предлагается этими средствами массовой информации, каков предметный спектр знаний, интересов? Если воспроизводится весь диапазон интересов личности с учетом ее прав и свобод, то мы можем считать это гуманистической линией.
Позволим себе небольшое отступление. Скажем, театр, кино тоже могут рассматриваться как средства массовой информации. Нынешние актеры иронизируют, называя реалистическое искусст- во, представленное школой Станиславского, искусство постиже¬ния «человеческого духа» искусством «верхней» половины челове¬ческого тела. Сегодня литература, искусство и кино в большей мере исследуют проблемы «нижней» половины человеческого тела. Это тоже важно и в каком-то смысле соответствует гуманисти¬ческой концепции жизни. Но когда говорят только о «нижней» половине, картина человеческой жизни искажается, информаци¬онные процессы становятся односторонними.
Кроме содержательной структуры большую роль играет фор¬мализация массовых информационных процессов. Если содержа¬тельная сторона отвечает на вопрос: «Что? какую информацию в отношении к потребностям человека мы распространяем?», то формализованность представляется как ответ на вопрос: «Как? ка¬кими средствами?» И здесь слышна своя гуманистическая инто¬нация. Если эти средства адресуются разумному человеку, пред¬ставлены разнообразием жанровых, стилевых, языковых средств, воспроизводят богатство человеческой культуры, можно говорить о наличии гуманистической тенденции. Если же все представляется на уровне апелляции к подсознанию, инстинктам и эти инстинкты выражаются в псевдоавангардистских формах, если информация зашифровывается, и зашифровывается так, что абсолютно лиша¬ется всякого смысла, если для достижения этого считаются допу-стимыми любые, даже физиологически постыдные, унижающие чувство человеческого достоинства средства, ни о каком гуманиз¬ме не может быть и речи. То есть процесс, объединяющий цели, предмет, объект и средства, составляет суть гуманистической концепции массовых информационных процессов.
Если говорить о теоретико-коммуникационных проблемах, то возникает необходимость концептуально выразить потребность в гуманистическом насыщении массовых информационных про¬цессов и создать теоретическую модель, объясняющую эту кон¬цепцию языком строгого научного знания, языком понятий, дефи¬ниций, моделей и т.д. Эта работа еще впереди, но определяющие основания этой модели включают:
— соответствие информационным потребностям, возвышаю¬щим человека;
— системность потребностей, их многообразие, плюрализм;
— содержательную структуру;
— предоставление человеку права реального информацион¬ного выбора;
— формализацию — поиск адекватной формы, жанра, стиля.
И только в совокупности этих характеристик мы можем в ко¬нечном счете выразить идею гуманизации информационных про¬цессов, имея в виду, что ключевым элементом, призванным решить заявленные проблемы, выступают СМИ. Поясним: в России, как и на Западе, издаются огромными тиражами бульварные издания
и издания эротического направления. В какой-то мере все они удовлетворяют определенным потребностям человека, но все дело в пропорции, в соотношении. «Желтая» пресса существовала, будет существовать и развиваться. Но если в обществе духовной пищей становится только «литература» подобного рода, если большие социальные группы отчуждены от других каналов рас¬пространения информации, если у них нет информационной аль¬тернативы и они «загнаны в стойло» заданной информационной проекции, то все попытки «возвысить» массовую информацию окажутся тщетными. В конечном счете гуманизм — это альтерна¬тива, возможность выбора. Человек должен иметь возможность в соответствии со своими интересами найти то, что ему нужно, — от «Плейбоя» до серьезной аналитической журналистики. Когда же информационные источники закрыты, он легко становится объектом манипуляций, деградирует, его информационный кру¬гозор сужается, и в конечном счете это ведет к печальным по¬следствиям в социальных отношениях.
Гуманизация массовых информационных процессов строится не на отвлеченном морализаторстве, а на системе экономических, политических, технологических и правовых оснований. Если эко¬номика непродуктивна, не дает материального основания для развития гармоничного человека, а политика строится на автори¬тарных, тоталитарных принципах, если технологические парамет¬ры, скажем, средства распространения информации несовершен¬ны и устарели, если право защищает только интересы правящей верхушки, мы не можем рассчитывать на гуманистическую пере¬ориентацию массовых информационных процессов. То есть предмет нашего разговора — это интерпретация определенного уровня со¬циально-экономического развития общества, который может быть достигнут только в комбинации разнообразных форм собствен¬ности, распространения и производства информации при демо¬кратической организации общества, наличии гуманизированной сферы общественных отношений (когда социальное призрение, здравоохранение, образование являются высокоразвитыми струк¬турами, а не ущербными, каковые они сегодня в России), разви¬той законодательной базы, защищающей не только свободное распространение информации в обществе, но также гарантирую¬щей единство прав и обязанностей в сфере информационного
взаимодействия.
Теоретическое осознание данной проблемы — условие созда¬ния гуманитарной среды информационного открытого общества, и это представляется нам одним из важнейших компонентов уни¬версальной теоретической проблемы в связи с формированием и развитием открытого общества.