Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ГУМАНИЗАЦИЯ МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА Статья

Декабрь6

ГУМАНИЗАЦИЯ МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Открытое общество — это не только общество гармоничных социальных отношений, общество, прозрачное с точки зрения управления, когда граждане могут и должны знать о процессах, протекающих во власти. И не только общество гуманистических ценностей. Решающим компонентом открытого общества, опре¬деляющим его возможности, служит полифония массовых ин¬формационных процессов, поскольку информация — носитель знаний, норм и ценностей. Она способна реализовать потенциал открытого общества, и, только владея ею, можно это общество строить.
Что же подразумевать под массовыми информационными процессами? На наш взгляд, это процессы продуцирования, ти¬ражирования, распространения информации в больших соци¬альных группах, процессы взаимодействия различных потоков и каналов информации, необходимой и достаточной для социальной активности этих масс. Массовые информационные процессы — это регулируемая и саморегулируемая целостность информацион¬ного пространства. Они в известной мере упрощают и типологи-зируют информацию; здесь обращаются только знания, нормы и ценности, которые удовлетворяют информационные интересы и потребности больших социальных групп. В массовых информа¬ционных процессах хранится и циркулирует огромный спектр важнейших знаний, необходимых для жизнедеятельности челове¬ка, группы, общества в целом.
Открытое общество является информационным обществом, в котором социально значимая информация не принадлежит толь¬ко политической элите или крупнейшим корпорациям, может быть применена и использована социальными группами вне за¬висимости от их финансового, социального и иного статуса. То есть в этом смысле можно говорить, что массовые информацион¬ные процессы — одна из граней демократизации общественных отношений и естественная основа для их совершенствования.
Но здесь возникают серьезные противоречия. Очень часто массовые информационные процессы начинают использоваться властью или СМИ в угоду корпоративным, эгоистическим инте¬ресам. Мы сплошь и рядом видим, что в общество «вбрасывает¬ся» только та информация, которая необходима политической или финансовой элите, но вовсе не идентифицирующая инфор-
мационные интересы большинства людей. В свою очередь СМИ тиражируют и распространяют информацию, не ведущую к воз¬вышению духовных ценностей, не способствующую социальной ориентации людей, а направленную на достижение иных, чаще всего манипулятивных интересов. Поэтому очень важно разоб¬раться в этом феномене и понять, как массовые информацион¬ные процессы способствуют формированию открытого общества, дм этого надо установить характеристики массовых информаци¬онных процессов. Они, на наш взгляд, следующие:
1. Массовые информационные процессы отражают объектив¬ные условия жизнедеятельности больших социальных групп, т.е. порождаются спонтанно, стихийно, но затем культивируются, ре¬гулируются профессионалами и в рамках этих больших соци¬альных групп, и в рамках СМИ.
2. Массовые информационные процессы — это синтез различ¬ных информационных потоков, включающих элементы научного знания, но вместе с тем и иллюзии, стереотипы, предубеждения, подсознательные влечения, моральные нормы, идеологические ценности, т.е. элементы, выражающие многообразие интересов и ценностей больших социальных групп. В этом синтетичном ха¬рактере заключена как великая сила массовых информационных процессов, активно влияющих на жизнедеятельность общества и больших социальных групп, так и существенный их недостаток — односторонность и неадекватность. Свидетельство тому — пове¬дение социумов в стрессовых, кризисных ситуациях. Достаточно вспомнить приход Гитлера к власти в 30-х годах XX в., который строился на очень грамотном манипулировании массовыми инфор¬мационными процессами; многие действия и события советского периода. К сожалению, манипулятивные элементы, основанные на противоречии, на синтетичности массовых информационных процессов, широко применялись и применяются в наше время, в частности в избирательных кампаниях.
3. Массовые информационные процессы всегда служат объек¬том идеологического и политического толкования и разного рода интерпретаций. Иными словами, массовые информационные про¬цессы только рождаются в дистиллированно чистом виде, а затем, становясь информационной реальностью, всегда «облуча¬ются» информационной активностью различных социальных
институтов.
4.Массовые информационные процессы имеют свойствен¬ные им законы развития и функционирования. Существуют опре¬деленные субъекты информации, т.е. лица, группы, эту информа¬цию производящие и имеющие технологии, средства, с помощью которых данная информация циркулирует в обществе. Это про¬цессы обмена информацией на бытовом уровне, на уровне гло¬бальных компьютерных сетей, средств массовой информации.
Существуют определенные стадии возникновения и развития массовых информационных процессов: они рождаются, достига¬ют «зрелости», т.е. всеобщей распространенности, принятия за¬ложенных в них норм и ценностей, затем сменяются другими по¬токами массовой информации — их жизнь циклична, это и есть закон развития и функционирования массовых информационных процессов.
5. Массовые информационные процессы осуществляются во взаимодействии с институционализированными и неинституциона-лизированными источниками информации. К числу первых отно¬сятся СМИ, политическая элита, органы государственной власти и управления и т.д. Неинституционализированные источники информации — независимые, неангажированные и неподчиняю¬щиеся корпоративным институциональным нормам субъекты ин¬формации (толпа, группа, совокупность людей, лидеры обще¬ственного мнения). Особенностью массовых информационных процессов является то, что решающим, пожалуй, представляется как раз неинституционализированный срез их жизнедеятельности, причем не только в отношении источника, но и динамики самого информационного процесса.
Говоря обо всем этом, мы хотим подчеркнуть, что массовые информационные процессы — это объективная информационная реальность. Но, как показывает современный опыт, сегодня мас¬совая информация дегуманизируется, становится в лучшем случае рекламно-потребительской, в худшем — политически-экстремист¬ской, очень часто лишается своего содержательного смысла. Можно ли сегодня представить себе точное экономическое знание в системе массовых информационных процессов? Реально — нет. В массовые информационные процессы вбрасываются упрощен¬ные, примитивные представления об экономике, соответствую¬щие интересам той или иной экономической элиты. В результате общество становится фрагментарным, атомизированным, сегмен¬тированным, мозаичным, превращается в совокупность разобщен-ных групп, в которой тонут и исчезают гуманистические ценности уважения, добра, доверительности, благородства, совести, чувства долга, не просто существующие как архаичные последствия хрис¬тианских или иных ценностей, но являющиеся информационным условием выживания сообщества людей. Ибо если массовые ин¬формационные процессы не несут гуманистических ценностей, знаний, норм, они превращаются в антитезу информированности.
Сегодня современный человек очень часто замещает ум ин-формированностью, гуманизм — спонсорством, и все это, на наш взгляд, может послужить серьезной причиной общественной де¬струкции дальнейшего развития. Поэтому прежде чем говорить об открытом обществе как о реальной перспективе существова¬ния нашего социального устройства, изначально необходимо вы-
24
сТроить концепцию гуманистических массовых информационных процессов с учетом реализации в полной мере прав и свобод че¬ловека, существования каждого индивида и каждой группы как равных, независимых участников информационного диалога друг с Другом и с обществом. Нельзя забывать и о плюралистической структуре информационного открытого общества, без чего невоз¬можно по-настоящему гуманизировать процессы массовой ин¬формации и преодолеть информационное отчуждение граждан.
Опасность информационного отчуждения следовало бы осоз¬нать не только специалистам в области массовой информации, но и философам, социологам и т.д. Что мы понимаем под гума¬низацией массовых информационных процессов? В конечном счете это воспроизводство наиболее продуктивных, ясных, важ¬ных для жизнедеятельности человека интересов и потребностей, это оптимальное соотношение интересов личности, группы и со¬циума в целом, воспроизводство очеловеченных потребностей личности, группы и социума.
Не всякая информация, не всякая потребность ведет к возвы¬шению личности, гармонизации социальных отношений, следо¬вательно, гуманизация есть определенное качество массовых ин¬формационных процессов, связанное с потребностями личности и социальной группы, не искаженными манипулятивным воздей¬ствием. Гуманизация предполагает восхождение к истинной сущ¬ности человека и к истинной сущности социальной группы. При этом гуманизация не просто нравственный императив, в совре¬менных условиях гуманизация имеет четкую технологическую ос¬настку. Можно как угодно призывать к высоким ценностям, но если эти ценности не закреплены в системе продуцирования, распространения, тиражирования массовой информации, если нет технологических средств для этой цели, гуманизм остается вещью в себе.
Ключевая роль в гуманизации массовых информационных процессов принадлежит СМИ, причем под средствами массовой информации мы понимаем не только печать, радио и телевиде¬ние, но и все иные средства, в частности отличные от СМИ ка¬налы рекламы, паблик рилейшнз, компьютерные сети и т.д. Лю¬бой канал, который продуцирует, производит и распространяет массовую информацию, мы определяем как средство массовой информации. Гуманизация должна здесь протекать на содержа-тельном уровне: что предлагается этими средствами массовой информации, каков предметный спектр знаний, интересов? Если воспроизводится весь диапазон интересов личности с учетом ее прав и свобод, то мы можем считать это гуманистической линией.
Позволим себе небольшое отступление. Скажем, театр, кино тоже могут рассматриваться как средства массовой информации. Нынешние актеры иронизируют, называя реалистическое искусст- во, представленное школой Станиславского, искусство постиже¬ния «человеческого духа» искусством «верхней» половины челове¬ческого тела. Сегодня литература, искусство и кино в большей мере исследуют проблемы «нижней» половины человеческого тела. Это тоже важно и в каком-то смысле соответствует гуманисти¬ческой концепции жизни. Но когда говорят только о «нижней» половине, картина человеческой жизни искажается, информаци¬онные процессы становятся односторонними.
Кроме содержательной структуры большую роль играет фор¬мализация массовых информационных процессов. Если содержа¬тельная сторона отвечает на вопрос: «Что? какую информацию в отношении к потребностям человека мы распространяем?», то формализованность представляется как ответ на вопрос: «Как? ка¬кими средствами?» И здесь слышна своя гуманистическая инто¬нация. Если эти средства адресуются разумному человеку, пред¬ставлены разнообразием жанровых, стилевых, языковых средств, воспроизводят богатство человеческой культуры, можно говорить о наличии гуманистической тенденции. Если же все представляется на уровне апелляции к подсознанию, инстинктам и эти инстинкты выражаются в псевдоавангардистских формах, если информация зашифровывается, и зашифровывается так, что абсолютно лиша¬ется всякого смысла, если для достижения этого считаются допу-стимыми любые, даже физиологически постыдные, унижающие чувство человеческого достоинства средства, ни о каком гуманиз¬ме не может быть и речи. То есть процесс, объединяющий цели, предмет, объект и средства, составляет суть гуманистической концепции массовых информационных процессов.
Если говорить о теоретико-коммуникационных проблемах, то возникает необходимость концептуально выразить потребность в гуманистическом насыщении массовых информационных про¬цессов и создать теоретическую модель, объясняющую эту кон¬цепцию языком строгого научного знания, языком понятий, дефи¬ниций, моделей и т.д. Эта работа еще впереди, но определяющие основания этой модели включают:
— соответствие информационным потребностям, возвышаю¬щим человека;
— системность потребностей, их многообразие, плюрализм;
— содержательную структуру;
— предоставление человеку права реального информацион¬ного выбора;
— формализацию — поиск адекватной формы, жанра, стиля.
И только в совокупности этих характеристик мы можем в ко¬нечном счете выразить идею гуманизации информационных про¬цессов, имея в виду, что ключевым элементом, призванным решить заявленные проблемы, выступают СМИ. Поясним: в России, как и на Западе, издаются огромными тиражами бульварные издания
и издания эротического направления. В какой-то мере все они удовлетворяют определенным потребностям человека, но все дело в пропорции, в соотношении. «Желтая» пресса существовала, будет существовать и развиваться. Но если в обществе духовной пищей становится только «литература» подобного рода, если большие социальные группы отчуждены от других каналов рас¬пространения информации, если у них нет информационной аль¬тернативы и они «загнаны в стойло» заданной информационной проекции, то все попытки «возвысить» массовую информацию окажутся тщетными. В конечном счете гуманизм — это альтерна¬тива, возможность выбора. Человек должен иметь возможность в соответствии со своими интересами найти то, что ему нужно, — от «Плейбоя» до серьезной аналитической журналистики. Когда же информационные источники закрыты, он легко становится объектом манипуляций, деградирует, его информационный кру¬гозор сужается, и в конечном счете это ведет к печальным по¬следствиям в социальных отношениях.
Гуманизация массовых информационных процессов строится не на отвлеченном морализаторстве, а на системе экономических, политических, технологических и правовых оснований. Если эко¬номика непродуктивна, не дает материального основания для развития гармоничного человека, а политика строится на автори¬тарных, тоталитарных принципах, если технологические парамет¬ры, скажем, средства распространения информации несовершен¬ны и устарели, если право защищает только интересы правящей верхушки, мы не можем рассчитывать на гуманистическую пере¬ориентацию массовых информационных процессов. То есть предмет нашего разговора — это интерпретация определенного уровня со¬циально-экономического развития общества, который может быть достигнут только в комбинации разнообразных форм собствен¬ности, распространения и производства информации при демо¬кратической организации общества, наличии гуманизированной сферы общественных отношений (когда социальное призрение, здравоохранение, образование являются высокоразвитыми струк¬турами, а не ущербными, каковые они сегодня в России), разви¬той законодательной базы, защищающей не только свободное распространение информации в обществе, но также гарантирую¬щей единство прав и обязанностей в сфере информационного
взаимодействия.
Теоретическое осознание данной проблемы — условие созда¬ния гуманитарной среды информационного открытого общества, и это представляется нам одним из важнейших компонентов уни¬версальной теоретической проблемы в связи с формированием и развитием открытого общества.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция