Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Война в Ираке. Некоторые выводы для внешней политики Статья

Декабрь6

ВОЙНА В ИРАКЕ. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Война против режима Саддама Хусейна в Ираке победоносно завершена. Ударные части англосаксонской военной коалиции по¬кидают Багдад, соединения американских военных кораблей взя¬ли курс на места своей постоянной дислокации. По большому счету никто и не сомневался в успехе США и их союзников. Един¬ственное, что волновало международное сообщество, — это как быстро и какой кровью достанется победа над непокорным дикта¬тором. Оказалось — достаточно быстро и с минимальными потеря¬ми. Но сам факт начала «превентивной», а по сути агрессорской, войны без соответствующих международных санкций и фон ее проведения позволяют сделать некоторые выводы для российс¬кой внешней политики на обозримую перспективу, исходя из ана¬лиза основных тенденций в мировой политике.
Вывод первый. Мир продолжает оставаться однополярным. За¬коны биполярного мироустройства второй половины XX века пе¬рестали действовать с распадом Советского Союза, ликвидацией социалистического лагеря и противостояния Восток — Запад, СССР — США. Одна «сверхдержава» настолько нарастила свою экономи¬ческую и военную мускулатуру, что вовлекла в орбиту своих го¬сударственных интересов практически весь земной шар. Более того, она все больше превращается в империю, аналога которой не было в человеческой истории. У США вообще не осталось ни одного конкурента, который мог бы быть сопоставим с ними по военной и экономической мощи.
Таким образом, говоря о «многополярности» нынешнего мира, некоторые российские политики продолжают мыслить категория¬ми XX века, пытаясь выдать желаемое за действительное. Имея в виду размеры российской территории, ее колоссальный ядерный потенциал и ракетные технологии и апеллируя к образу России как «великой державы», они сознательно или бессознательно, но постоянно игнорируют тот факт, что эти параметры геополитики уже не оказывают сейчас определяющего влияния на формирова¬ние центров мировой силы. Да и клуб ядерных держав за последние годы заметно расширился. Однако это еще не дает права таким государствам, как, например, Индия, Пакистан и даже Ки¬тай, претендовать в обозримом будущем на роль очередного об-щепланетарного силового «полюса».
Главной отличительной чертой современности стало резкое по-вышение финансово-экономического и информационного факто¬ров на мировом, региональном и национально-государственном уровнях. Место и роль государства в современной мировой поли¬тике определяются теперь не количеством и качеством имеющих¬ся у него вооружений, а уровнем экономического развития, кон¬курентоспособностью на мировых рынках, степенью интегрированности в мировую экономику и общемировое информационное пространство, а также не в последнюю очередь стабильностью по¬литической системы государства. Сейчас важно понять, что в ны¬нешнюю эпоху безопасность государства обеспечивается за счет поступательного развития экономики и интеграции с соседними странами, что сразу снимает с повестки дня разного рода угрозы, опасения и недоверие. Поэтому многополярность с участием Рос¬сии — это, скорее, цель, реализация которой будет во всем зависеть от нас самих, прежде всего от того, как быстро и в каком объеме мы сможем справиться с реформированием государства и дей¬ствительным возрождением России.
Вывод второй. Однополярный мир диктует Соединенным Шта¬там соответствующую имперскую внешнеполитическую стратегию, цель которой в сохранении на как можно более длительный пери¬од существующего статус-кво, предполагающего доминирование Америки во всех регионах мира и минимизирование возможности появления, будь то в Европе или в Азии, потенциального сопер¬ника. Это, в частности, было зафиксировано Комиссией по опре¬делению национальных интересов США еще в 1996 году в каче¬стве одного из важнейших американских внешнеполитических приоритетов.
Однополярный мир требует изъятия части государственного суверенитета в пользу США. Это касается не только врагов Аме¬рики, но и ее друзей и союзников. Однополярный мир по-американски предполагает пусть минимальное, но глобальное военно-политическое присутствие США. Убедительным предлогом для этого присутствия послужили события 11 сентября 2001 года и объявление войны международному терроризму по всем азиму¬там. Следствием «антитеррористической кампании» стало вторжение в Афганистан, военная экспансия в страны Центральной и Средней Азии, Кавказского региона, активизация деятельности на Ближнем и Среднем Востоке с перспективой принимать меры «по установлению мира» («peace making policy»), что в переводе на понятный язык означает возможность применения силы по ус¬мотрению США.
Вывод третий. «Глобальная ответственность» Соединенных Штатов, выливающаяся в глобальное военно-политическое при¬сутствие, ведет в долгосрочной перспективе к распылению сил Америки как в военном, так и в экономическом плане. Тенденция же контролировать мировые денежные и сырьевые потоки может обернуться для США резким спадом деловой активности внутри самой страны, ухудшением экономической конъюнктуры и в ито¬ге серьезным экономическим кризисом.
Более того, имперская политика объективно будет подрывать как материальные, так и идеологические основы «гипердержавы» и, соответственно, основы «однополярного мира». Она неизбежно будет вести к нарастанию в мире антиамериканских настроений, прежде всего в тех странах, которые имеют негативный опыт об¬щения с Соединенными Штатами. Уже сейчас «свободные жите¬ли» Ирака требуют скорейшего вывода американских войск с тер¬ритории оккупированной страны.
Вряд ли можно сомневаться, что антиамериканизм выльется в новую волну международного террора против самих же США и их союзников, в новые межрелигиозные и межэтнические конф¬ликты, многие из которых будут иметь приграничный характер. А в целом это грозит дестабилизацией и разбалансировкой всего мирового порядка.
Вывод четвертый. Война в Ираке продемонстрировала, что разногласия в стане западных держав по поводу силовой акции США носят тактический характер и не обусловлены какими бы то ни было новыми стратегическими векторами в их внешней политике. Напомню, что еще предвыборная борьба в ФРГ осенью прошлого года была отмечена довольно резкими антиамериканс¬кими заявлениями из кругов правящей Социал-демократической партии, в том числе со стороны самого федерального канцлера. Наибольшее возмущение в США вызвало высказывание мини¬стра юстиции Херты Дойблер-Гмелин, которая сравнила Дж. Бу¬ша с Гитлером, за что поплатилась своим министерским портфе¬лем. Не менее жесткую позицию заняло и руководство Франции, всячески осуждавшее применение силы в отношении Ирака.
И тем не менее риторику никогда не надо смешивать с конк¬ретными делами. Внешняя политика государств со стабильным внутренним устройством (а к ним, без сомнения, относится и Франция, и Германия) обладает достаточной инерционностью и застрахована от резких колебаний. Смена правительства не озна¬чает автоматическое изменение внешней политики, которая, буду¬чи довольно автономной системой, продолжает движение по нака¬танным рельсам, и требуется определенное время, чтобы скоррек¬тировать ее направление после обновления команды, ответствен¬ной за движение.
Нужно сказать, что внешняя политика Федеративной Респуб¬лики за все время ее существования вне зависимости от состава правительства и партийного представительства в нем отличалась преемственностью и предсказуемостью. Для нее не были харак¬терны резкие колебания курса. Любые перемены готовились дос¬таточно медленно еще в недрах предыдущих правительств, и осу¬ществлялись они относительно плавно. Очевидно, что эта медли¬тельность и некоторая неповоротливость были связаны напрямую с итогами Второй мировой войны и как результат — с сознатель¬ным ограничением со стороны держав-победительниц внешнеполитического суверенитета ФРГ. Это лишний раз подтверждало зависимость Федеративной Республики от Соединенных Штатов Америки, ее главного опекуна и союзника.
В решении стратегических военно-политических вопросов, ка-сающихся отношений Восток — Запад, ФРГ, как правило, с некото¬рым запозданием следовала американским курсом.
Несколько иная ситуация складывается с Францией, которая сама наряду с США является державой-победительницей во Вто¬рой мировой войне и одним из основателей клуба ядерных дер¬жав. Уже в одном этом факте, который объясняет амбиции Фран¬ции на лидерство в Европе и претензии на особую роль в мировой политике, содержится некий (но не критический) потенциал раз¬дора в отношениях с мировой «гипердержавой».
Сейчас страсти вокруг войны в Ираке начинают постепенно стихать. Германия и Франция уже всячески стараются сгладить противоречия со своим заокеанским стратегическим партнером.
Схожее поведение продемонстрировала и французская сторо¬на. Президент Франции Жак Ширак также выразил удовлетворе¬ние свержением режима Саддама Хусейна и призвал США к при¬мирению. Незадолго до саммита ЕС в Греции он заговорил о «праг¬матическом подходе» к иракским делам, подразумевая, видимо, согласие Франции с временным оккупационным управлением Ирака. 15 апреля Ж.Ширак даже позвонил Президенту США Дж. Бушу, с которым не общался с начала февраля. А министр иностранных дел Франции Доминик Галузо де Вильпен в ходе визита в Дамаск дал решительный отпор антиамериканским эска¬падам своего сирийского коллеги Фарука Шараа.
Вывод пятый. Для современных процессов в международных отношениях существенным фактором являются — как бы мы к ним ни относились — доминирующие сегодня тенденции глобали¬зации мирохозяйственных связей за счет внедрения передовых компьютерных технологий и средств связи и интернационализа¬ции двусторонних отношений в связи с повышением веса и влия¬ния ведущих международных, прежде всего финансово-экономи¬ческих, организаций. Глобализация (под ней значительная часть экспертов подразумевает «американизацию») и интернационали¬зация повышают взаимозависимость государств и сужают поле самостоятельной деятельности для участников международного общения.
Отношения между Россией и объединяющейся Европой нельзя рассматривать в отрыве от этих двух доминирующих сегодня тен¬денций мирового развития. Поэтому российской дипломатии не следует обольщаться и насчет самостоятельной роли Европы в мировой политике и тем более играть на американо-европейских противоречиях.
Характерно в этой связи высказывание президента Фонда Ник¬сона Димитри Саймса, который заявил, что Америку беспокоит вопрос «нового сотрудничества» между Россией, Францией и Гер¬манией. «Если создастся впечатление, что оно выходит за рамки Ирака и его принципиальная цель — сбить спесь с США, это мо¬жет здорово повредить перспективам американо-российского парт¬нерства».
Отныне российско-европейские контакты во многом будут за¬висеть и уже зависят от роли и места в мировой политике таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ, НАТО, ЗЕС и ЕС, а также от степени вовлеченности в них России либо от сте¬пени их заинтересованности в России. Фактически — и это нельзя упускать из вида — на смену традиционным двусторонним контак¬там в мировой политике и дипломатии приходит функциональ¬ный многоступенчатый диалог, в котором та же Федеративная Республика и та же Франция выступают не как самостоятельные субъекты международных отношений, а как представители наибо¬лее авторитетных западных военных, политических и экономи¬ческих союзов, вынужденные действовать с оглядкой на своих партнеров. Большинство проблем в российско-европейских отно¬шениях, включая связи с Францией и ФРГ, носят многосторон¬ний характер.
В целом очевидно, что ограниченность средств, в том числе военных, усугубляет зависимость объединенной Европы от США. Это особенно стало заметно с расширением Европейского союза и появлением «линии напряженности» в вопросах проявления соли¬дарности с Америкой между «старой» и «новой» Европой. Война в Ираке показала, что Евросоюзу еще очень далеко до выработки единой внешней политики и политики в области обороны и безо¬пасности.
Российский «европеист» Константин Воронов подчеркивает: «Симбиоз европеизма с атлантизмом, крепкая сцепка ЕС с НАТО в военно-политической сфере не дают европейскому «центру силы» встать на ноги и заговорить своим голосом. Европа, с одной сто¬роны, пытается сбалансировать США в мировой политике, а с другой, расхождения между старыми и новыми странами — члена¬ми ЕС подрывают его исторический базис: франко-германскую ось и «мотор» интеграции.
Перефразируя известное высказывание бывшего канцлера ФРГ Курта Георга Кизингера, можно утверждать, что объединенная Европа слишком велика, чтобы не играть никакой роли в расста¬новке сил, и одновременно слишком мала, чтобы самостоятельно уравновешивать силы вокруг себя.
Вывод шестой. Военная акция англосаксонской коалиции в Ираке продемонстрировала существенное снижение роли ООН во внешней политике США. В то же время для России и других стран, наоборот, Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности продолжают оставаться крайне важным междуна¬родным дискуссионным форумом и одновременно механизмом влияния на Вашингтон и сдерживания его имперских амбиций.
При этом следует учитывать, что только Совет Безопасности может отменить санкции, которые он ввел против Ирака 12 лет назад. А это дает возможность России, Франции и Германии пред¬принять попытку обеспечить свои интересы при решении после¬военного урегулирования в Ираке именно через ООН. В данном контексте имеется в виду сохранение заключенных ранее контрак¬тов, проведение восстановительных работ и т.д. Не случайно ру¬ководители России, Франции и Германии на своей встрече 11 апре¬ля в Санкт-Петербурге еще раз подтвердили свое прежнее стрем¬ление перевести проблему Ирака «под крышу» ООН.
Точно такое же отношение к этой проблеме проявил и Евро¬пейский союз. Саммит ЕС, который состоялся в Афинах 16-17 апреля текущего года, принял резолюцию, где подчеркивается необходи¬мость того, чтобы ООН играла «центральную политическую роль» в послевоенном урегулировании в Ираке.
Позиция США в этом вопросе не стала откровением, учитывая отказ ООН дать санкцию на вооруженное вторжение в Ирак. Ха¬рактерно в этой связи высказывание главного советника мини¬стра обороны США Ричарда Перла, который считает, что в пове¬стке дня стоит изменение отношения США к Организации Объе¬диненных Наций: «Реальностью сегодня является не прямая аг¬рессия, а угроза терроризма. Причем с возможным применением биологического, химического и ядерного оружия. ООН сегодня не готова адекватно на это реагировать. Более того, эта организа-ция выступает против возможных превентивных мер в отноше¬нии террористических государств или организаций. Мне кажется, что необходимо пересмотреть Устав ООН в этой части».
Вывод седьмой. С учетом широкого международного одобре¬ния, иными словами, некоей легитимации после 11 сентября 2001 года таких основных внешнеполитических стратегий, сто¬ящих перед демократическим миром, как поддержка демократий, защита основных нрав и свобод человека, противодействие меж¬дународному терроризму, борьба с диктаторскими режимами, рас¬пространением ОМУ и двойных технологий, борьба с незаконной миграцией и оборотом наркотиков и др., перед российской дипло¬матией стоит, по всей видимости, непростая задача пересмотра характера отношений с рядом стран, которые входят в черный спи¬сок «государств-изгоев». Это касается как контактов с отдельными государствами так называемого «традиционного зарубежья», так и связей с отдельными странами постсоветского пространства.
И если политические последствия такого шага вряд ли суще¬ственно повлияют на политический имидж России, то его эконо¬мический эффект нетрудно предсказать, учитывая, что по списа¬нию долгов развивающимся странам (а большинство «стран-изго¬ев» входит именно в эту категорию) Россия находится на третьем месте, а по отношению к ВВП стран-должников — на первом. По¬казательна в этом отношении дискуссия по послевоенному эконо¬мическому обустройству Ирака. При этом следует иметь в виду, что долг Ирака Москве составляет около 8 млрд. долларов.
Накануне трехсторонней встречи В.Путина с Г.Шредером и Ж.Шираком в Санкт-Петербурге заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц призвал правительства России, Франции и Германии подумать о списании долгов Ирака. Американский чи¬новник сказал, что такой шаг мог бы значительно облегчить зада¬чу будущего правительства Ирака по экономическому возрожде¬нию страны. Любопытно, что в этом вопросе российский прези¬дент проявил большую гибкость, нежели его подчиненные, что, естественно, заставляет задуматься, а имеется ли вообще в России согласованная позиция по принципиальным вопросам междуна-родной политики.
Дабы не остаться за бортом иракского урегулирования, прини¬мая во внимание немалые политические и экономические интере¬сы страны, В.Путин впервые отметил положительное значение па¬дения «тиранического режима» Саддама Хусейна. «Мы всегда го¬ворили, что режим Саддама Хусейна не соответствует принципам демократии», — отметил российский президент. В отношении спи¬сании долгов он подчеркнул, что речь об этом может идти только в рамках Парижского клуба, заявив при этом, что «мы к таким переговорам готовы».
А заместитель председателя правительства России, министр фи-нансов А.Кудрин, выступая 12 апреля в программе «Зеркало» те¬леканала «Россия», заявил, что, несмотря на всю свою заинтересо¬ванность в Ираке, Россия тем не менее не согласится с предложе¬нием США простить долги новому правительству Ирака. При этом он заметил, что долги Ирака России в основном «невоенные». «Рос¬сии никто не простил долг, — отметил вице-премьер. — Поэтому международное право и наше участие в Парижском клубе креди¬торов позволяют нам добиваться от Ирака возвращения кредитов. Здесь мы действуем на совершенно равных правах: как с нами поступают, так поступаем и мы».
Вывод восьмой. Внутриполитическая дискуссия вокруг войны в Ираке в очередной раз показала, что в России отсутствует обще-национальный консенсус по основополагающим вопросам внеш¬ней политики. Общество зачастую не может различить, где имеет место словесная эквилибристика с целью набрать политические очки в преддверии предвыборной кампании, а где — реальная по¬литика и дипломатия.
Наука понимает под внешней политикой «интерактивный про¬цесс, в котором политическая система (государство) пытается ре¬ализовать свои принципиальные цели и ценности в конкуренции с другими системами». Очевидно, что этот процесс подвергается влиянию и со стороны общественных вызовов изнутри самой си¬стемы, и со стороны вызовов международной системы. Результа¬том является динамичный процесс обоюдного влияния, взаимо¬действия и приспособления, который происходит как внутри стра¬ны, так и на международной арене.
Сегодня, учитывая разделенность русской нации и нерешен¬ность многих других национальных вопросов, имеющих выход в сферу внешней политики, в России существует очевидный раз¬рыв между национальными и государственными интересами. Этот разрыв часто и приводит к неадекватности и несогласованности действий внутри самой исполнительной власти, между исполни¬тельной и законодательной властью, между властью вообще и граж¬данским обществом в частности.
Вывод девятый. Известна расхожая фраза, что в политике нет друзей и союзников, есть только интересы. Интересы же во внеш¬ней политике — это политическая проекция силы и мощи государ¬ства. А она помимо военного потенциала включает в себя геопо¬литическое положение страны, ее место и роль в мире, уровень экономического, научно-технического и культурного развития, природные и людские ресурсы, информационно-технологический потенциал и такой не последний в этом ряду фактор, как мораль¬но-психологическое состояние общества.
В этом контексте, по-видимому, российской политической элите придется в ближайшее время, во-первых, приводить к единому знаменателю государственные и национальные интересы, и во-вторых — выстраивать на их базе адекватную внешнеполитичес¬кую линию поведения, прозрачную и понятную, гибкую, но пред¬сказуемую, пользующуюся безоговорочной поддержкой внутри страны и уважаемую международным сообществом.
Павлов Н. Война в Ираке, некоторые выводы для внешней политики // Международная жизнь. – 2003. — № 5. – С. 3-13.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция