Возможности возрождения кооперативного сектора экономики Статья
ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Одним из проявлений ограниченности российских реформ является невостребо¬ванность кооперативного сектора экономи¬ки, занимающего существенное место в большинстве стран мира с развитыми ры¬ночными отношениями.
Недооценка роли кооперативов, а порой и негативное отношение к ним связаны с живучестью представлений о кооперативах как об организациях, при помощи которых решались и определенные идеологические задачи. Между тем мировой полуторовековой опыт развития кооперативов свидетельствует о том, что главное предназна¬чение их состоит в том, чтобы служить средством объединения людей на принци-пах взаимопомощи и солидарности для совместного ведения предприниматель¬ской деятельности и решения социальных задач общества.
Эта особенность кооперативов была специально подчеркнута в докладе Гене¬рального секретаря ООН «Место и роль кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций», обсуждавшем¬ся на 51 сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Предпринимательская деятель¬ность частного сектора, организованная на кооперативной основе, вносит значитель¬ный вклад в создание различных общест¬венных благ. Кооперативы представляют собой альтернативную форму организации экономики в интересах одновременно про¬изводителей и потребителей, которой мо¬гут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства, и которая обеспечи¬вает многочисленные преимущества и помогает избежать значительной доли расходов как для государственного секто¬ра, так и для той части частного сектора, коммерческая активность которой ориентирована на максимизацию прибыли». Подобная оценка мировым сообществам подтверждает актуальность рассмотрения вопросов, связанных с возрождением и развитием кооперативов в России.
После признания права частной собст¬венности большинство кооперативов в сферах производства и услуг преобразовалось в иные организационно-правовые структуры: индивидуальные частные пред-приятия, акционерные и другие хозяйст¬венные общества.
На нынешнем этапе условия для разви¬тия кооперативов в России можно оценить как неблагоприятные. С началом перехода к рыночной экономике перед кооператив¬ным движением возникли сложные про¬блемы адаптации к новым отношениям. Разрушительное действие имело некритическое перенесение на организации потре¬бительской кооперации норм о так назы¬ваемой коммерциализации государствен¬ных предприятий. Речь шла о разукрупне¬нии кооперативных организаций и предос¬тавлении выделившимся из них хозяйст¬венным структурам прав юридического лица. Ошибки состояли в забвении того факта, что кооператив имеет двойствен¬ную природу, он выступает одновременно и как демократическая организация людей (членов), и как предприятие (единый хо¬зяйствующий субъект). Предоставление права юридического лица отдельным кооперативным предприятиям создавало не¬редко повод для выхода их из потреби¬тельских кооперативов.
Неблагоприятные условия для развития сельскохозяйственных кооперативов свя¬заны с негативными последствиями аграрных реформ в большинстве регионов Фе¬дерации.
Кооперативы переживают огромные трудности, вызванные обесценением их оборотных средств, денежной инфляцией. Резко сократились возможности использо¬вания банковских кредитов из-за разорительных процентных ставок, а затем из-за общей дезорганизованности банковской системы.
Трудности кооперативному движению создаются не только с внешней стороны, но и в результате действия внутренних факторов в самих кооперативах и их сою¬зах. Как уже отмечалось, имущество и ка-питал многих кооперативов сконцентриро¬вались в руках отдельных управленцев. Влияние же членов кооперативов на при¬нятие существенных решений зачастую сводится к нулю, более того, нередки чле¬ны кооперативов становятся заложниками алчных руководителей и некомпетентного управления.
В ряде районов имели место случаи саморазрушения потребительских об¬ществ. Руководители их отказали членам-пайщикам в участии в деятельности коопе¬ратива, заплатив им компенсационные денежные суммы, отражающие якобы их долю в имуществе. Вместо потребитель¬ского общества организовали «кооператив работников», т.е. все права членов коопе¬ративов присвоили себе их служащие. Цель подобных действий очевидна: личное обогащение за счет присвоения имущест¬ва, созданного несколькими поколениями кооператоров.
Другой формой узурпации прав пайщи¬ков было наделение их имущественными паями («паевыми грамотами»), которые затем группировались в «лоты» и прода¬вались на аукционах. Покупателями лотов, включавших нередко до 1000 и более паев, оказывались, как правило, наемные работ¬ники кооперативов. Они и стали собствен¬никами с уже новым статусом (индивиду¬альные частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью). Такие факты получили распространение, в част¬ности, в Нижегородской области.
В соответствии с новым Гражданским кодексом, введенным в 1995 г., принадле¬жащие потребительской кооперации ком¬мерческие предприятия приняли статус хозяйственных обществ (обществ с огра¬ниченной ответственностью, акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью). Таких хозяйственных об¬ществ, созданных на базе имущества по¬требкооперации, по состоянию на 1 января 1999 г. числилось более 350. Предполага¬лось, что потребительские кооперативы и их союзы будут основными владельцами вкладов или контрольных пакетов акций подобных обществ, окажут решающее вли¬яние на формирование советов директо¬ров и через них — на деятельность этих обществ в нужном направлении. На прак¬тике же в ряде регионов, в частности в Омской области и в республике Коми, частные лица сумели проникнуть своим ка-питалом в первичные общества и различ¬ными путями отторгнуть их от потребительских кооперативов и их союзов.
Фактором саморазрушения кооператив¬ного движения стала перешедшая с про¬шлых лет практика управления коопера¬тивной деятельностью по схеме: «сверху вниз», т.е. по директивам, поступающим к кооперативам от союзов, ими же создан¬ных. Изменилась внешняя риторика, но суть во многих случаях осталась прежней: руководители кооперативных союзов рас¬сматривают себя в качестве «высшего звена», а первичные кооперативы считают «низовыми» организациями.
Одним из серьезным внутренним фак¬тором кризиса в кооперации является и существование значительного числа выс¬ших руководителей, не способных адапти¬роваться к новым условиям. Они видят выход из сложившейся ситуации лишь в возврате к монопольно-привилегированно-му положению кооперативов под государ¬ственным протекторатом, что в новых ус¬ловиях уже невозможно. Такая позиция ведет к нежеланию и неспособности этих руководителей работать в направлении развития предпринимательской инициати¬вы кооперативов на местном уровне путем активного вовлечения членов в принятие управленческих решений.
С этим связана и проблема менеджмен¬та. По существу, отсутствуют профессио¬нальные менеджеры, способные вести кооперативный бизнес на конкурентной основе.
В потребительской кооперации России сегодня насчитывается 13 млн. членов пайщиков. Поэтому особенно актуальной стала проблема усиления их самооргани¬зации, повышения роли собраний членов, эффективности работы местных и иных кооперативных комитетов, комиссий коо¬перативного контроля, собраний предста¬вителей.
Объективный анализ кооперативного движения говорит о том, что кооперативы могут занять более значительное место в реформах переходного периода и в реше¬нии долгосрочных экономических задач страны.
Естественной нишей кооперативов яв¬ляются различные формы деятельности, связанные с сельским хозяйством. В силу специфики аграрного производства значи¬тельное место в нем принадлежит индиви-дуальным сельскохозяйственным произво¬дителям. Фермерские хозяйства развиты еще слабо и существенная часть сельско¬хозяйственной продукции производится гражданами в личных подсобных хозяйст¬вах на небольших участках земли, приле¬гающей к их домам и усадьбам. Доля лич¬ного хозяйства в производстве сельскохо¬зяйственной продукции в 1998 г. составила более 50 %, в том числе мяса и молока — 49,8 %, овощей – 80 %, картофеля – 91 %.
Мелкие товаропроизводители нуждают¬ся в хорошо налаженной системе сбыта части своей продукции. Раньше эти функ¬ции выполняли организации потребитель¬ской кооперации, но прежняя система раз-рушена. Появилось множество перекупщи¬ков из числа посредников, диктующих потребителям свои цены на продукты, а за¬тем спекулирующих ими на потребитель¬ских рынках.
Развитие сельскохозяйственного произ¬водства, повышение его эффективности относится к долговременным задачам. В краткосрочной перспективе обеспечение населения продовольствием можно значи¬тельно улучшить за счет быстрого восста¬новления деятельности потребительской кооперации по закупкам сельскохозяйст¬венной продукции у производителей и ее реализации в местах потребления.
Следует при этом заметить, что значи¬тельная часть граждан, имеющих личные подсобные хозяйства и занимающихся выработкой сельскохозяйственной продук¬ции, является пайщиками потребительских обществ. Четкая и систематическая орга¬низация труда по сбыту этой продукции по кооперативным каналам может рассматри¬ваться как важная услуга, предоставляе¬мая потребительскими обществами своим членам.
Важная роль в поддержке сельскохо¬зяйственных производителей принадлежит зарождающимся на новой основе сельско¬хозяйственным и кредитным кооперати¬вам. Целесообразно, чтобы во всех регио¬нах были разработаны конкретные про¬граммы действий в этом направлении. В программах может быть предусмотрено, в частности: ускоренное развитие снабженческо-сбытовых и обслуживающих коопе¬ративов, объединяющих фермеров; вос¬становление и развитие системы договор¬ных отношений потребительских коопера¬тивов с владельцами личных подсобных хозяйств и садовых участков по сбыту из¬лишков продукции; расширение сети и модернизация комплексных предприятий по закупкам, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, прием¬ных пунктов и малых перерабатывающих предприятий; создание в сельских районах кооперативных базовых центров по снаб¬жению фермеров, владельцев личных под¬собных хозяйств и садовых участков изде¬лиями производственно-технического и хозяйственного назначения, малой сельскохозяйственной техникой, а также пере¬даче техники напрокат, предоставлению агротехнических, лизинговых и других ус¬луг; создание в городской торговой сети потребительской кооперации секций по продаже на эксклюзивной основе экологи¬чески чистой продукции, производимой фермерами, владельцами личных подсоб¬ных хозяйств и садовых участков; органи¬зация поставки кооперативами отдельных видов конкурентоспособной сельскохозяй¬ственной продукции, закупаемой у ферме¬ров, владельцев личных подсобных хо¬зяйств на экспорт.
Кооперативы располагают возможностями оказания существенного влияния на становление цивилизованных рыночных отношений путем активного развития предпринимательства. Жизнь подтвержда¬ет, что значительные возможности имеют¬ся у кооперативов в сфере малого предпринимательства. Речь идет порой о не¬больших проектах, но их успешное осуще¬ствление имеет важное значение для ре-шения хозяйственных и социальных задач.
Потребительские кооперативы Москов¬ской области, например, организовали на базе высвободившихся мощностей своих строительных предприятий, ранее зани¬мающихся сооружением магазинов, предоставлением строительных, ремонтных и транспортных услуг членам-пайщикам, производство и продажу населению не¬стандартных строительных деталей и ма¬териалов по умеренным ценам.
В Татарстане потребительские коопера¬тивы, в содружестве с венгерскими коопе¬раторами, освоили технологию выращива¬ния племенных гусей, приобрели соответ¬ствующее оборудование, создали инкуба¬торские цехи. Было сформировано стадо из 50 тыс. племенных гусей, выведено в инкубаторах 200 тыс. гусят. Молодняк вы¬ращивается как для воспроизводства, так и для реализации населению на выгодных для них условиях. Проект предусматривает доведение стада до 80 тыс. голов, производство птичьего мяса — 600-700 тонн в год, организацию пошива пуховых одеял и подушек, использование гусиного жира для изготовления парфюмерных изделий.
Подобных примеров множество и они свидетельствуют о больших возможностях кооперативов а деле развития предприни¬мательства, создания предприятий малого бизнеса в интересах своих членов.
Кооперативам следует активно продви¬гаться в производство. Именно в этой сфере они смогут создать стимулы для повышения производительности труда, структурной перестройки и модернизации. Важно также определить механизм участия кооперативов в приватизации государст¬венной собственности, в проводимых аук¬ционах и конкурсах по реализации государственного имущества. Некоторые его виды следует представлять кооперативам на льготных условиях в целях гибкого и эффективного использования для разви¬тия производства и экономического роста.
Задача кооперативов — создание наибо¬лее благоприятных условий для сельских товаропроизводителей в снабжении их необходимыми материально-техническими ресурсами и организации гарантированно¬го сбыта продукции по справедливым це¬нам; предоставление кредитов на услови¬ях, учитывающих особенности сельскохо¬зяйственного производства.
Потребительские кооперативы на пер¬вом этапе реформ не сумели противосто¬ять разъединительным и обособленческим тенденциям, укоренившимся на потреби¬тельском рынке. Решения о свободе тор¬говли, ее коммерциализации сыграли определенную роль в создании конкурентной среды, но обнаружились и негативные сто¬роны этого процесса. Торговля в значи¬тельной мере переместилась из стацио¬нарных предприятий в палатки, павильоны, ларьки, на продовольственные и вещевые рынки. Подобная система продажи товаров часто служит прибежищем криминальных элементов, недобросовестной конкурен¬ции. В крупных городах появились новые магазины, организованные по западной технологии, но их пока мало, а товары в них стоят дорого. В этих условиях потреби¬тельские кооперативы могут и должны восстановить свое влияние на рынке не путем механического возврата к старому, а на основе предложения новых видов услуг, модернизации имеющейся торговой сети, выработки новых концепций ее развития.
Важная задача кооперативов и их сою¬зов — разработка в кратчайшие сроки дол¬госрочных стратегий развития кооператив¬ного сектора, в которых необходимо четко отразить их цели и приоритеты; обозна¬чить этапы, ведущие к достижению по¬ставленных целей, определить механизмы включения основных положений коопера¬тивной стратегии в национальные про¬граммы экономического и социального развития.
При разработке стратегий следует ис¬ходить из целесообразности развития всех видов кооперативов, способных удовле¬творять как потребности граждан страны, так и различные потребности своих чле¬нов, а также многоцелевых кооперативов в сельских и городских муниципальных об¬разованиях (общинах).