Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Африка — стремление к восстановлению в XXI веке Статья

Декабрь6

АФРИКА: стремление к восстановлению в XXI век
АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ (АС) И «НОВОЕ ПАРТНЕРСТВО
9 июля 2002 года на последнем саммите в рамках Организации африканского единсп (ОАЕ) в Дурбане (ЮАР) лидеры 43 африканских государств объявили о замене ОАЕ, созда ной в 1963 году, новой структурой. Было решено преобразовать ее в более активный и э1 фективный Африканский союз, который впоследствии создаст единый африканский парл; мент и общеафриканский суд и введет на континенте единую валюту. Если целью ОАЕ бь ла борьба с колониализмом и апартеидом и за единство, солидарность и развитие афр; кзнских стран, то целью АС является создание системы институтов, содействующих едш ству и сотрудничеству этих стран, и привлечение иностранной помощи и инвестиций путе укрепления демократии, защиты прав человека и улучшения качества управления. Хотя со здание АС стало главным на сегодняшний день событием в истории Африки в XXI веке, еле дует отметить, что его появление было вызвано прекращением «холодной войны», глобали зацией и необходимостью коренных перемен в неравноправной международной экономиче ской системе.
Ключевым элементом афри¬канского единства являет¬ся панафриканизм — идея, которую давно лелеяли как сами африканцы, так и африканская диаспора. Эту идею прекрасно выразил в своем выступлении Амара Эсси, временный предсе¬датель Комиссии АС*: «Вспоми¬ная Кваме Нкруму (первый пре¬зидент Ганы после обретения ею независимости в 1957 голу. _ (Прим. ред.), мы обращаемся к идеалам всех его предшествен¬ников, африканских героев, ко¬торые со времени зарождения панафриканизма и по сей день служили и служат воплощением нашего стремления к справедли¬вости и достоинству»1. В преам¬буле его доклада отмечается, что Африканский союз черпает вдохновение из идей, которыми руководствовались создатели ОАЕ и многие поколения панаф¬риканистов в своем стремлении
к единству, солидарности, спло¬ченности и сотрудничеству аф¬риканских народов и государств. В то время как создание АС во¬площает чаяния африканцев, со¬ответствующие эпохе глобализа¬ции, прагматические шаги афри¬канских лидеров, такие как вы¬движение программы НЕПАД, направлены на ускорение разви¬тия африканских стран. Эту про¬грамму африканские лидеры приняли 21 июля 2001 года на саммите ОАЕ в Лусаке. На веб¬сайте НЕПАД можно прочесть лозунг: «НЕПАД: обязательства африканских лидеров, основан¬ные на общем понимании про¬блем континента». Африканские лидеры обязались перед своими народами и международным со¬обществом сотрудничать в мо¬дернизации континента, бороть¬ся за мир, стабильность, демо¬кратию, надлежащее экономиче¬ское управление и развитие сво¬их стран и нести ответствен¬ность друг перед другом за вы¬полнение обязательств, приня¬тых в рамках НЕПАД.
АС и НЕПАД направлены я политическое сплочение афри канских стран и их экономиче? кое развитие в соответствии! требованиями нового столетия Если АС призван обеспечил единство народов Африки, Й НЕПАД как программа действи| АС направлена на ускорение социально-экономического рай вития. Табо Мбеки, президе» ЮАР, пояснил, что НЕПАД это не отдельная организация, действующая независимо от Аф-риканского союза. АС одобрил все компоненты этой програм¬мы, включая механизм контроля исполнения (МКИ). Точнее го¬воря, АС и НЕПАД — это два ас¬пекта единого плана изменения механизма взаимодействия риканцев между собой и со всеу остальным миром.
Инициатива о созданий АС \ принятии НЕПАД появилась \ период, когда многие стране Африки были поражены хрони¬ческими кризисами. Возникая; шие в африканских странах ког фликты не только угрожали
Ж р регионе, но и вызывали г^овые миграции и страдания РТд^ усиливали нестабиль¬ность и понуждали африканские ‘?’««?ударства к непроизводитель-гУ^ затратам на их разрешение ‘*У*з; ресурсов, которых так не •»Шиятало для долгосрочных нужд II 1вЬз8ИТня Эти программы появи-? RiioTтогДЦ’ когда народы афри-»«LjaieKH* стран остро почувство-*«аяГ на себе последствия поли-Ь«ческих перемен, происшедших ‘жтам в последнее десятилетие. *&отя вся Африка выбрала мно¬гопартийность, во всех странах Жщюшли выборы и во многих из Щвю: сменились правительства, Жяе это не привело ни к проч-»Щвой демократизации, ни к серь-Зреяшм успехам в развитии. Бо-‘»iir° **»»» смещение прежних ре-Здуямов не сократило частоту ^?возникновения конфликтов и не 1Щослабило их силу. Именно в ;Жэтот период великие державы .Летали постепенно терять инте-‘Жрес к Африке до такой степени, «что многие страны начали за-?Фкрывать свои посольства на ‘«континенте. Например, Россия № закрыла часть своих посольств, Дгде советское присутствие с fm.1960-х по 1990-е годы было все¬гда весьма ощутимым.
Падение интереса к Африке : проявилось в подходе между на¬родного сообщества к пробле¬мам ее развития и экономичес¬кой помощи. Официальная по¬мощь на развитие (ОПР) снизи¬лась с 19 миллиардов долларов в 1990 году до 12 миллиардов в 2000 году. Доля Африки во все-мирной ОПР упала в этот пери¬од с 37 до 27 процентов2. Поэто¬му АС и НЕПАД следует рас¬сматривать как новые инициати¬вы со стороны африканских стран, отражающие их стремле¬ние к единству и социально-эко¬номическому восстановлению. Целью АС и НЕПАД является защита демократии и нрав чело¬века, социально-экономическое развитие и улучшение качества управления.
СТРЕМЛЕНИЕ АФРИКИ
К ЕДИНСТВУ
И ВОССТАНОВЛЕНИЮ
Как уже отмечалось, панаф¬риканизм — ключевой элемент и1еологии Африканского союза, •ачалом панафриканского дви¬жения стал созыв в конце XIX
века в Лондоне первой панафри¬канской конференции по иници¬ативе юриста из Тринидада Ген¬ри Сильвестра Уильяма. Конфе¬ренция активно поддержала идею африканского единства, ка¬завшуюся в те времена нереаль¬ной утопией. С течением време¬ни панафриканское движение приняло заметные масштабы под руководством чернокожих аме¬риканцев Уильяма Дюбуа и Маркуса Гарвея. Они выступали против эксплуатации черноко¬жих в США и требовали равно¬правия для африканцев и наро¬дов африканского происхожде¬ния. Их требования отражали недовольство несправедливос¬тью по отношению к черноко¬жим, проявлявшейся во всем мире, и господством белой расы. В своей широко известной книге «Панафриканское движение» Имануэль Гейсс отметил, что выступления против идеологии и практики расовой дискримина¬ции и иерархических отношений между людьми «делают панаф¬риканизм прежде всего идеоло-гией деколонизации Африки. Его сторонники выступают за экономическую, техническую, социальную и политическую мо¬дернизацию всего континента»3. Зародившись в США, панаф¬риканское движение заметно усилилось, его формы и нюансы с течением времени менялись. В межвоенный период в Европе прошло несколько панафрикан¬ских конференций. Прошедший в Манчестере в 1945 году V кон¬гресс стал поворотным пунктом в развитии панафриканизма. Он потребовал права на самоопреде¬ление для всех народов Африки. Делегаты энергично осуждали империалистическое господство над Африкой. Этот конгресс способствовал пробуждению по-
литического сознания африкан¬цев и пропаганде идей африкан¬ского национализма.
В 1958 году распространение идей панафриканизма в самой Африке ознаменовалось прове¬дением Конференции независи¬мых стран Африки. Под руко¬водством У.Пэдмора конферен¬ция призвала африканцев проти-востоять кризису африканской идентичности, осудила расизм в Южной Африке и выдвинула лозунг объединения Африки под руководством единого прави¬тельства.
1960 год стал годом Африки, когда почти половина стран кон¬тинента обрела политическую независимость. В этот период к власти пришло новое поколение африканских лидеров в лице Кваме Нкрумы, Джулиуса Нье-рере, Секу Туре, Кеннета Каун-ды и Леопольда Сенгора. Они не только боролись за свободу сво¬их стран, но и выдвинули новые идеи об африканском единстве, ставшие основой для создания Организации африканского
единства в 1963 году.
С тех пор деятельность ОАЕ способствовала укреплению со¬лидарности новых независимых государств. Организация доби¬лась своей первоначальной цели — освобождения континента от колониализма. Выступая за эко¬номическое развитие, ОАЕ вы¬двинула в 1980 году Лагосский план действий (ЛПД) как ответ на охвативший континент эконо-мический кризис, который усу¬гублялся экологическими ката¬строфами. Он начался в 1975 го¬ду, а в 1980-1990-х годах ситуа¬ция постоянно ухудшалась.
На встрече в Лагосе (Ниге¬рия) в 1980 году главы африкан¬ских государств указали на по¬трясения, пришедшие извне, как на причину кризиса. Речь шла об ухудшении условий торговли сырьем, нарастающем протекци-онизме со стороны богатых стран, возросших процентах на кредиты и тяжком долговом бре¬мени. Лагосский план действий предусматривал преодоление кризиса путем опоры не столько на механизмы мирового рынка, сколько на способность стран Африки мобилизовать свои есте-ственные ресурсы и усилить ин¬теграцию и взаимное сотрудни¬чество. ЛПД был основан на двух ключевых принципах — кол-лективная опора на собственные силы путем создания африкан¬ского общего рынка и стремле-ние к устойчивому развитию и экономическому росту4. Однако улучшению экономического по¬ложения африканских стран он способствовал мало.
В 1981-1982 годах, вскоре по¬сле принятия плана, в период всемирного экономического спа¬да Африка была поражена на¬воднениями и страшным голо¬дом, достигшим своего пика в 1983-1984 годах. На следующий год на XXI африканской встрече в верхах была сделана попытка
реанимировать ЛПД. Были под¬готовлены предложения по ре¬шению экономических и соци¬альных проблем Африки для представления их на специаль¬ной сессии Генеральной ассамб¬леи ООН. Встреча приняла до-кумент, называвшийся «Афри¬канская приоритетная програм¬ма экономического восстановле¬ния на 1986-1990 гг.». Затем, в 1991 году, на саммите ОАЕ в Абудже (Нигерия) был подпи¬сан договор, направленный на создание Африканского эконо¬мического сообщества (АЭС), которое формально возникло в 1994 году.
АЭС было прежде всего отве¬том на прекращение «холодной войны», влияние глобализации на континент, долговой кризис, и предусматривало осуществле¬ние программы структурной адаптации и демократизацию африканских государств. Этот договор базировался на Каир¬ской программе, принятой в ию¬не 1985 года саммитом ОАЕ, в которой проводилось разграни¬чение между тем, «что африкан¬цы могут сделать для себя сами» и «чего они ждут от партнеров по развитию»5. Подписанный же в Абудже договор был попыткой достичь поставленных в ЛПД целей политической и экономи¬ческой интеграции Африки. До¬говор об АЭС определяет шесть стадий интеграции и гармониза¬ции торговли на региональной основе вместо ее централизован-ной организации.
Хотя в осуществлении этого плана африканские страны не достигли пока заметных успехов, региональные организации доби¬лись немалого прогресса в разре¬шении конфликтов. Например, члены Экономического сообще¬ства западноафриканских стран (ЭКОВАС) успешно вмешались в конфликты в Либерии и Сьер¬ра-Леоне. Африканские страны выступили также с несколькими инициативами по разрешению кризисов в Демократической Ре¬спублике Конго, Лесото, Зим¬бабве и Бурунди. В южной части континента 11 членов Южноаф¬риканского сообщества развития (САДК) и 20 членов Общего рынка Восточной и Южной Аф¬рики (КОМЕСА) выступили с инициативой о создании в этом регионе зоны свободной торгов¬ли. Создание АС стало новым успехом, основанным на подпи¬санном в Абудже договоре.
Итак, плавный переход от до¬говоров в рамках ОАЕ к учреди¬тельному акту АС, принятому в 2001 году, не только отражает обеспокоенность африканских лидеров переменами в междуна¬родном положении, но и свиде¬тельствует, что они ищут пути перехода от риторики к реализа¬ции своих договоренностей. В этом смысле АС может рассмат¬риваться как попытка «встать на путь реальных действий и пе¬рейти от слов к делу»6.
Согласно учредительному ак¬ту, АС основан на трех принци-
пы языке. — Прим. ред.). При-тогда же президент Сене-
пах: партнерство с граждане обществом, укрепление мира, ж,_пНо ….
зопасности и стабильности ,: Jf°a дбдуллае Вад предложил
континенте и политическая и е ^^ «Омега», касающийся реги-
циально-экономическая интег} ильных проектов развития ин-
ция, направленная на достижец LacrpvKTvpbi и образования. На
устойчивого развития. Для | К^о-африканском саммите в
стижения этих целей в акте Пр Камеруне в январе 2001 года он
дусмотрено создание общеафр Г?д активно поддержан франко-
КЭНСКИХ ИНСТИТУТОВ В ВИДе .* ? _____ Нельсон Манде-
президенту Нигерии Олусегун*! Обасанджо и президенту Алжи¬ра Абдельазизу Бутефлике раз] работать соответствующий плав! Они представили документ, на( званный «Партнерство тысячеле! тия ради программы восстановт ления Африки» (более извесг! ный как MAP — по его coKpaj
г„« Д’-‘-тс»: концепция или ЛОЗУНГ.’». «.-
щенному названию на англий* АФрика сегодня», л° з, 2002,’с. 10-17
ла и которые развил далее его преемник Табо Мбеки». В то вре¬мя как возрождение было целью африканцев, НЕПАД — средство •з-тя достижения этой цели. Во
См. более подробно об этом в статье: Щбин В., Прокопенко Л. «Африканский ре-Hwcanc»: концепция или лозунг?», «Азия и
введении к НЕПАД отмечается, что Африка находится в крайне тяжелом положении. Половина из 818 миллионов ее жителей живет менее чем на 1 доллар в день. Смертность детей в возрас¬те до 5 лет составляет 140 на ты-сячу, а ожидаемая продолжитель¬ность жизни — всего 54 года. Только 58 процентов населения имеют доступ к качественной пи¬тьевой воде. Среди населения старше 15 лет нефамотных 41 процент. На тысячу жителей при-ходится всего 18 телефонных ли¬ний против 146 в мире в целом и 567 в богатых странах10. Чтобы
нерства с развитыми странами. Ключ к такому новому партнер¬ству — это ответственность са¬мой Африки за ее развитие и скрупулезное выполнение про¬граммы этого развития.
Следует отметить, что в НЕПАД тесно увязаны понятия собственности и партнерства. Программа основана на собст¬венности африканцев на новые проекты, контроле африканцев за их осуществлением и твердой решимости африканских лиде¬ров сыграть свою роль в искоре¬нении бедности и выходе на путь устойчивого развития. Ге-
вывести континент из такого со¬стояния, авторы НЕПАД призы¬вают к радикальному изменению этой ненормальной ситуации пу¬тем пересмотра принципов отно¬шений между Африкой и разви¬тыми странами.
В НЕПАД подчеркивается, что достижение долговремен¬ных целей развития Африки станет возможным, если ее на¬роды проявят решимость изба¬виться от недуга слаборазвитос-ти и изоляции от глобализиру-ющегося мира. В нем сказано, что «африканцы не желают ни дальнейшего усиления зависи¬мости от помощи, ни унизи¬тельных уступок». Они сами бу¬дут определять свою судьбу пу¬тем «инициативного и впечатля¬ющего руководства» и использо¬вания всех наличных источни¬ков капитала, технологий и про¬фессиональной квалификации. Африка рассматривает НЕПАД как путь к расширению парт-
нератьная Ассамблея ООН офи¬циально одобрила НЕПАД в 2002 году, рассматривая его как «новый старт мирового сообще¬ства» во взаимодействии с афри¬канскими странами11. Все это звучит многообещающе для раз¬вития Африки в будущем, но, памятуя опыт прошлого, сумеют ли африканские страны встать выше мелких разногласий и вы¬ступать как единое целое во вза¬имодействии с глобальной эко¬номикой или будут ждать, что все устроится само по себе?
Согласно НЕПАД, развитие Африки зависит от таких усло¬вий, как мир, безопасность, де¬мократия, качественное админи¬стративное управление, улучше¬ние уровня экономического уп¬равления и региональное сотруд-ничество и интеграция. Про¬грамма выделяет такие приори-тетные участки, как инфраструк¬тура, особенно дорожная и же¬лезнодорожная сеть, междуна¬родные линии электропередачи, технологии связи, здравоохране-ние, образование и сельское хо¬зяйство, развитие которого поз¬волит африканским странам ди¬версифицировать свой экспорт. Однако чтобы добиться заметно¬го прогресса на этих направле¬ниях, необходимы немалые ре¬сурсы, что можно сделать, по мысли авторов инициативы, сов-местными усилиями Африки и внешнего мира. НЕПАД призы¬вает развитые страны предоста¬вить свои ресурсы для развития Африки путем помощи, торгов¬ли, инвестиций и списания дол¬гов. Им следует также пересмот¬реть свою политику в области помощи. Здесь возможны две стратегии: одна из них предпола¬гает, что африканские страны срочно примут меры к увеличе¬нию национальных сбережений путем реформ в налогообложе¬нии, сокращения государствен¬ных расходов до разумных пре¬делов и перекрытия путей отто¬ка капиталов; вторая стратегия предполагает, что мировое сооб¬щество оперативно окажет Аф¬рике содействие путем значи¬тельного увеличения масштабов официальной помощи на цели развития. Кроме того, авторы инициативы выступают за «уве¬личение иностранных инвести¬ций в Африке». Однако при ны¬нешних трудностях привлечения иностранного частного капитала возможно в лучшем случае «дол¬госрочное» решение вопроса об изыскании ресурсов для разви¬тия континента Какую бы по¬мощь ни оказал Африке внеш¬ний мир, ее развитие зависит от нее самой. Вот почему вопросы собственности и партнерства тесно увязаны в НЕПАД12.
Другой важной особенностью НЕПАД является то, что афри¬канские лидеры рассматривают либеральную демократию и вы¬сокий уровень управления как непременные предпосылки ус¬тойчивого развития. В документе о НЕПАД говорится: «Общеприз¬нано, что развитие невозможно без подлинной демократии, ува¬жения к правам человека, мира и высокого уровня управления. В рамках НЕПАД Африка обязует¬ся уважать мировые нормы демо¬кратии, включая такие ключевые
их элементы, как политический плюрализм, многопартийная сис¬тема, свобода профсоюзов и чест¬ные, открытые, свободные и де¬мократические выборы, посредст¬вом которых народ выбирает сво¬их руководителей»13.
Родни Шмидт подчеркивает, что африканские лидеры предла¬гают развитым странам своего рода сделку: африканские госу¬дарства «ооеспечат мир и высо¬кий уровень управления, а разви¬тые страны предоставят им раз¬личные ресурсы, включая по¬мощь, расширят торговлю с ни¬ми, обеспечат инвестиции в аф¬риканскую экономику и облегчат долговое бремя африканских стран». По оценкам авторов НЕ¬ПАД, выполнение этой програм¬мы потребует дополнительных средств в 64 миллиарда долларов в год, в основном из международ¬ных источников, что позволит на¬чать продвижение континента к быстрому и устойчивому разви¬тию и сокращению бедности14.
Чтобы оценить перспективы подобной сделки, следует задать¬ся вопросом о том, возможно ли реальное партнерство между Аф¬рикой и развитыми странами при таком огромном разрыве в их уровне развития? НЕПАД ставит цель достичь уровня еже¬годного экономического роста в 7 процентов, что позволит сокра¬тить вдвое число бедных к 2015 году. В настоящее время уровень экономического роста составляет 2,1 процента в год при приросте населения 2,8 процента. Для до¬стижения заявленной цели в Се¬верной и Южной Африке при¬рост должен составлять 5-7, на западе и востоке континента 7-8, а в Центральной Африке — 6-7 процентов15. Возможно ли это?
Более того, чтобы иметь еже¬годный экономический рост в 7 процентов. Африке нужны ог¬ромные инвестиции, составляю¬щие 33 процента ее ВВП. Для этого необходимо значительно увеличить внутренние сбереже¬ния и изыскать источники фи¬нансирования на Западе в виде помощи, фондов, займов и инве¬стиций. В настоящее время при¬ток средств намного ниже, чем требуется. Африканские страны сталкиваются с неприятной ре-альностью: невозможно повы¬сить размеры внутренних сбере¬жений при нынешних низких доходах населения. Реальные до-
ходы являются в Африке глаЬа- Годом раньше, на саммите в ным фактором сбереженЖенуе, «восьмерка уже проде-прежде чем они повысятся, доДупнстрировала свои^ ды должны намного подняты]-по сравнению с уровнем вы;й вания. В частности, в НЕ ПАВ
ление инициативы МВФ по оф легчению долгового бремени бедных стран с высокой задщ женностыо и повысить уровеа официальной помощи на цед развития до 0,7 процента ВВ] На деле же, как отмечалось в .у; териалах ООН, официальная по мощь на развитие, оказываемаГ 25 странами Организации эконо) мического сотрудничества и раз! вития (ОЭСР), упала с 0,35 про* цента их ВВП в 1992 году д| 0,22 процента в 2000 году. В НЕ ПАД говорится, что для покры] тия нехватки ресурсов в размер 12 процентов от ВВП Африк нужны дополнительные ресурс» в 64 миллиарда долларов еже годно. Это в пять с лишним ра больше американской официальГ ной помощи в 12.5 миллиард* долларов, поступившей в Афри* ку к югу от Сахары в 1999 году: Ясно, что большую часть нуж¬ных ресурсов африканцам при¬дется искать за пределами кон¬тинента.
В НЕПАД неоднократно ста¬вится вопрос, где следует искав.’ эти инвестиции. Насколько pe-j ально ожидать, что при собст¬венности африканцев на новые] проекты страны-доноры усилят приток средств и пересмотрят программы помощи развиваю¬щимся странам? Посмотрим на реакцию стран «большой вось¬мерки» на НЕПАД. 27 июня 2002 года лидеры этих стран встретились в Кананаскисе (Ка нала) и оценили новую програм¬му развития Африки как «сме¬лую и реальную инициативу». В саммите участвовали четыре аф¬риканских лидера — Бутефлика Мбеки, Обасанджо и Вад, а так¬же Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Это был первый случай, когда в таком саммите принимали участие представите¬ли не входящих в «восьмерку’ стран, что символизировало рас¬тущее внимание великих держав к Африке16.
Лидеры восьми богатейших стран мира считают, что приня¬тый ими «План действий» по от-в ношению к Африке станет xopo-i шей основой для сотрудничест-§
интерес к НЕПАД, одобрив цели программы и обещав расширить
, . _____ соТрудничество с теми африкан-
предлагается ускорить осущестЭскими странами, которые выпол-«°u»° tt°™n»T»°» vfRrt» r,~ -«ялют свои обязательства по НЕ¬ПАЛ- План действий по Африке предусматривает, что каждая страна «восьмерки» будет само-стоятельно оценивать выполне¬ние программы и выбирать, ка-хне из африканских стран она будет поддерживать.. При этом определенные в НЕПАД и даже в «Плане действий» приоритет¬ные направления не связывают членов «восьмерки». Они также приветствовали решение многих африканских стран разработать механизм контроля исполнения, считая это «новаторским и, воз¬можно, решающим элементом» НЕПАД. Этот процесс побудил африканских лидеров оценивать политику друг друга на основе согласованных норм качествен¬ного управления и экономичес¬кой эффективности.
За конференцией в Кананас¬кисе последовала проведенная при содействии ООН конферен¬ция по финансированию разви¬тия в Монтеррее (Мексика). Британский премьер-министр Тони Блэр и американский пре¬зидент Джордж Буш заявили там о своем желании расширить партнерство с Африкой, вклю¬чая увеличение помощи. Одна¬ко очевидно, что обещанные ими объемы были далеко не до¬статочны для разрешения про¬блем Африки, хотя и частично компенсировали сокращение помощи Африке в середине 1990-х годов, когда ОПР упала на 40 процентов. США, в част¬ности, намерены ужесточить ус¬ловия предоставления помощи. Дето в том. что. по оценкам ООН, помощь африканским стра¬нам увеличится на 10 миллиардов Долларов в год. По оценкам Окс-фам*. потребность в дополнитель¬ной помощи составляет 25 мил¬лиардов долларов в год. Кроме того, было ясно, что этого увели¬чения можно достичь только при условии, что страны ОЭСР будут соблюдать согласованный уро¬вень помощи в 0.7 процента от
* Организация по борьбе с голодом. Штаб-квартира находится в Оксфорде (Ве¬ликобритания).
ВВП. В то же время такие стра¬ны, как Канада и Великобрита¬ния, обещали довести свою по¬мощь Африке к 2002 году соот¬ветственно до 500 миллионов долларов и 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. Однако стало изве¬стно, что, хотя лидеры Германии, Франции и Италии готовы были соблюдать обещания «большой восьмерки», такие страны, как США, Япония и Россия, сочли, что не могут оказывать помощь выше нынешнего уровня из-за экономических трудностей.
США отошли также от своей прежней инициативы о предо¬ставлении помощи в 500 милли¬онов долларов для борьбы с ВИЧ/СПИД во всех странах ми¬ра и 100 миллионов долларов на развитие образования в Африке, как это предусматривалось «Пла¬ном действий для Африки»17.
Неудивительно, что такая скупость со стороны развитых стран вызвала у многих афри¬канских лидеров скептическое отношение к перспективам осу-ществления НЕПАД. Они также опасаются, что страны-доноры могут использовать механизмы контроля исполнения для даль¬нейшего ужесточения условий оказания помощи. Действитель¬но, план «большой восьмерки» предусматривал, что «процесс контроля исполнения даст нам возможность отобрать партнеров для расширенного сотрудничест¬ва». Они заявили, что дополни¬тельный заем в 6 миллиардов долларов «предназначен для всех участников НЕПАД, соблюдаю¬щих нормы качественного уп¬равления и должным образом осуществляющих контроль ис¬полнения».
Есть и еще один аспект помо¬щи африканским странам. Со¬гласно НЕПАД, африканские ли¬деры стремятся «к расширению программы облегчения долгового бремени» на основе принципа верности долговым обязательст-вам, так что платежи по обслужи¬ванию долгов будут и датее по¬глощать немало средств. Долго¬временной целью НЕПАД явля¬ется «увязать облегчение долго¬вого бремени с эффектом про¬граммы сокращения бедности», с тем чтобы страны-доноры «уве¬личили суммы среднесрочной официальной помощи на нужды развития и реформировали сис¬тему их выделения, дав тем са-
мым возможность странам-полу¬чателям эффективно использо¬вать их». Тем самым НЕПАД со¬средоточивает внимание на об¬легчении долгового бремени и ОПР как внешних источниках средств, используемых в кратко-срочной и среднесрочной пер¬спективе, и привлечении частно¬го капитала в долгосрочной пер¬спективе. В связи с этим в НЕПАД подчеркивается важ-ность улучшения качества управ¬ления как «необходимого условия расширения притока капитала в долгосрочной перспективе»18.
В этой связи можно отметить, что программа облегчения долго¬вого бремени беднейших стран объединила всех кредиторов, включая многосторонних доно¬ров, Парижский клуб и т.д., в осуществлении схемы, которая позволит 41 обремененной долга¬ми стране (33 из них находятся в Африке) выйти на «приемлемый» уровень задолженности. Однако несмотря на щедрые обещания, данные развитыми странами на встрече в Вашингтоне в мае 1999 года, относительно быстрого и радикального облегчения долго¬вого бремени африканских стран с целью сокращения бедности их населения, программа в целом пробуксовывает из-за излишне строгих условий, которыми обус¬ловлено ее осуществление. На¬пример, в отношении Уганды, первой страны, к которой была применена программа облегче¬ния долгового бремени, кредито¬ры приостановили сокращение ее задолженности, будучи озабочен¬ными ее конфликтом с Руандой и тем, что он побудит ее прави-тельство увеличить военные рас¬ходы и приостановить обслужи¬вание долгов. Это решение не было отменено Парижским клу¬бом даже после того, как Уганда выполнила все условия програм¬мы, включая проведение макро¬экономических реформ, приня¬тие мер к сокращению бедности и введение прозрачной демокра¬тической системы инвестирова¬ния сбережений в облегчение долгового бремени. То же случи¬лось с Эфиопией, одним из пер¬вых кандидатов на облегчение бремени (1996). отложенном в связи с ее войной с Эритреей. Руанде международное сообще¬ство также обещало помощь в 2 миллиарда долларов после гено¬цида 1994 года, а фактически страна получила через неправи¬тельственные организации и ООН менее трети этой суммы. Таким образом, прямая поддерж¬ка государственных программ борьбы с бедностью была «очень незначительной»19.
К настоящему времени лиде¬ры «большой восьмерки» предло¬жили небольшое повышение суммы списываемых долгов. Но это намного меньше, чем требу¬ется и чем было обещано в под¬держанной развитыми странами Программе развития в III тыся¬челетии. Например, японское правительство добавило к свое¬му решению важную оговорку, гласящую, что страны, которым будут списаны долги, не смогут претендовать на дополнитель¬ную помощь Японии. Это побу¬дило Гану, получающую нема¬лую помощь от Японии, рассмо¬треть вопрос об отказе от про¬граммы списания долгов. Фран¬ция, другой крупный кредитор Африки, выразила готовность списать все долги путем «рефи¬нансирования их подарками». «На практике страны-должники выплатят Франции весь долг, получая от нее затем соответст¬вующие суммы на финансирова¬ние проектов»20.
НЕПАД: ДЕМОКРАТИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ
Еще одним аспектом НЕПАД, вызывающим немало противоре¬чий среди африканистов, являет¬ся отношение его авторов к по¬нятиям демократии и развития. Похоже, они в целом считают, что демократия обеспечивает вы-сокий уровень управления как основу стабильности и мира. Она способствует также институцио¬нальному укреплению органов управления и установлению за¬конности и правопорядка, что способствует притоку инвести¬ций и тем самым экономическо¬му росту. Однако на деле, похо¬же, ничего подобного в Африке не происходит. Если вниматель¬но присмотреться к политическо¬му положению в Африке, оказы-вается, что ее политическая сис¬тема остается совершенно неэф¬фективной, несмотря на много¬партийность и выборность влас¬тей. Во многом причиной тому являются порочная финансовая система, падающий уровень жиз-
ни, убогое состояние государст¬венных учреждений и широкие масштабы коррупции. Африкан¬ская политическая система не ба¬лует жителей континента благо¬получием. Тандика Мкандавире называет ее «демократией без вы¬бора». Хотя, указывает ои, демо¬кратия насаждается в Африке как компонент общей стратегии неолиберальных экономических преобразований на основе про¬граммы структурной адаптации; отсутствие выбора вытекает из отсутствия таких столпов демо¬кратии, как широкий и хорошо информированный средний
класс, сильный рабочий класс как группа давления, сознатель¬ное гражданское общество и не¬зависимые местные СМИ21.
По мнению Крофорда Янга, в Африке существуют «полуде¬мократии», где политическая либерализация привела к свобо¬де печати, повышению уваже¬ния к правам человека и много¬партийности; существующие в них политические режимы дела¬ют ликвидацию этих достиже¬ний маловероятной. Он отмеча¬ет, что современная Африка -это прежде всего ответвление международной системы, и есть риск, что демократия там со¬бьется с пути и станет чистой формальностью22.
В своей прекрасной статье «Африка в поисках должного уровня управления и развития» Патрик Чабал выражает крайне скептическое отношение к демо¬кратии и концепции должного управления. Он считает, что по¬ка государство не обзавелось со¬временными институтами, а пра¬вовая система неэффективна, вряд ли многопартийные выбо¬ры сами по себе могут улучшить уровень управления и обеспе¬чить экономический рост. По его словам, «многопартийные выбо¬ры в Африке — это острое сопер¬ничество элит за контроль над государственной властью»23.
Однако главная проблема НЕПАД заключается не в этом. Как отметил Алекс де Вааль. она заключается в недостатке производственных мощностей, человеческих ресурсов и эффек¬тивных институтов управления, не позволяющих выполнить на¬меченные планы развития, рас¬ширить системы образования и здравоохранения и углубить де-мократизацию24. Такие же со-
нения возникали у других сЖ^яетствующих государств. Фак- не упоминает об этом равенстве Африки, включенной в асиммет-иологов, активистов движенЗК^ская цель этого решения — при рассмотрении вопросов де- ричную глобальную экономику,
) ППЯЙЯ иряпом-п I» гтч,,.-.., —_W: …..~, -.ААо^поиллт, ,,-„„_ МОКрЭТИИ И управления. ЭТО iravnMimnwa ппп гп^пптлт»™.
Обеспечить эффективность кон-й-роля за выполнением програм-‘Ljp что позволит странам-доно-отказаться от собственного
циологов, активистов движе за права человека и групп гр данского общества, стоящих различных платформах. На
вещании участников НЕПАДСу отказаться от собственного проведенном в Дар-эс-Саламе ^нтроля и полагаться на резуль-феврале 2003 года, защитник 5таты контроля со стороны участ-прав человека из различных Ц ?ща>в НЕПАД, которые стремят-риканских стран выразили оза ^^нзбавиться от навязывания ооченность тем, что новая пр< Донорами условий, слишком об-грамма остается по существ] ^еменительных для них. декларацией о принципах, при i "Большая восьмерка" счита-нятой теми самыми "африкав ег чт0 партнерство предполага- ЛИЛРПЯ\Ш к-птпт.го ио„.: "• _<;....„^ ПТЧОТ1-ТВОЦНП1-Т1 -за т- скими лидерами, которые несу ответственность за нынешне печальное состояние дел на кон тиненте". Тем не менее они прн знали, что НЕПАД отличает^ от прежних африканских ини¬циатив тем, что в этой програм¬ме "впервые признан тот факт! что сущность проблем Африка заключается в низком уровне§ политического руководства, ха растеризующегося нарушения¬ми прав человека, плохим эко¬номическим управлением и кор. рупцией"25. С этой точки зрения; важным аспектом НЕПАД явля¬ется то, что он обеспечивает' изыскание потенциалов для из¬менения образа Африки и дина мичного развития, хотя содер¬жащиеся в программе обещания обеспечить эффективное управ ление вызывают сомнения. Большой интерес вызывает намеченный в программе (МКИ) механизм контроля ис полнения как средство потреба вать ответа за исполнение. За¬щитники прав человека потребо¬вали, чтобы этот механизм был прозрачен и доступен и чтобы контроль осуществлялся не го-сударственными чиновниками, а гражданским обществом. Это особенно выделяет НЕПАД по сравнению с прежними инициа тивами. Такие требования сви¬детельствует об амбициозном стремлении их авторов поста вить африканских лидеров под контроль общественности в та¬ких важных областях, как под¬держание мира, безопасности, демократии, должного уровня управления и руководство эко¬номикой. По решению Комитета по выполнению НЕПАД- для осуществления такого контроля сформирована группа автори¬тетных политических деятелей, известных своей верностью иде¬алам панафриканизма. Их кан-. дидатуры одобрены главами со-1 ет общую ответственность за со¬блюдение демократии, плюра¬лизма и принципа честных вы¬боров. Африканские лидеры не согласны с таким подходом, опасаясь, что страны-доноры станут предъявлять дополни-.тельные требования при распре¬делении помощи. Это противо¬речие порождено, возможно, тем, что они ожидали от партне¬ров по развитию слишком мно¬гого, а именно большей пред¬сказуемости донорской помощи, увеличения притока капиталов, отсутствия условий оказания помощи и взаимной подотчет¬ности между донорами и полу¬чателями на основе механизма взаимоконтроля26. Наконец, наблюдается недо¬вольство в различных группах гражданского общества в связи с недостаточным вовлечением женщин в осуществление НЕПАД. Предусматривая тен¬дерное равенство и активное уча¬стие женщин в социально-эконо¬мическом развитии, программа признают и африканские лиде¬ры. При учреждении АС главы африканских государств приня¬ли декларацию о демократии и управлении, где подчеркивается важность соблюдения прав чело¬века, включая женщин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Споры о НЕПАД среди афри¬канских парламентариев, органи¬заций гражданского общества и профсоюзов постепенно усилива¬ются. Некоторые считают, что НЕПАД находится на правиль¬ном пути, и призывают африкан¬ских лидеров не медлить с его осуществлением. Другие опасают¬ся, что этот план изначально по¬рочен, поскольку предусматривае¬мая им структурная адаптация будет проводиться на неолибе¬ральной экономической платфор¬ме, и авторы программы не учи-тывают опасности такой полити¬ки. Они озабочены возможным отрицательным воздействием гло¬бализации на Африку. Они также не уверены, что африканские ли¬деры будут верны своим обяза¬тельствам. Чаще всего обсуждает¬ся вопрос о том, что интеграция в глобализирующуюся экономику на основе неолиберальной теории с либерализацией рынков и сво¬бодным движением капиталов как центральный элемент пара¬дигмы развития вряд ли станет исходным пунктом возрождения Африки, включенной в асиммет¬ричную глобальную экономику, находящуюся под господством нескольких стран. Поэтому есть необходимость в доходчивом разъяснении сущ¬ности НЕПАД, пока эта про¬грамма не ослабила отвращения к спорам о причинах и резуль¬татах структурной адаптации. Хотя многие правительства и общественные группы участву¬ют в дискуссиях о НЕПАД, кон¬сультации с общественностью лишь начались. Документы о НЕПАД подготовлены несколь¬кими африканскими лидерами в спешке при молчаливом или от¬крытом согласии остальных. Занимая важное место в по¬вестке дня международных со¬вещаний, этот план мало извес¬тен многим африканским лиде¬рам и большинству простых аф¬риканцев. На это сделал упор Адебайо Адедеджи, бывший ис-полнительный секретарь ЭКА ООН, который отметил на од¬ном из форумов НЕПАД, что "пока НЕПАД не станет родным для народов Африки, ее граж¬данского общества и масс, не будет инициатив по его осуще¬ствлению на национальном уровне, этот план останется мертвым, как камень"27. Многое зависит от активности африкан¬ского руководства. Таким обра¬зом, какой бы сильной ни была международная поддержка НЕ-ПАД, успех программы зависит от отношения к ней самих аф¬риканцев.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция