Африка — стремление к восстановлению в XXI веке Статья
АФРИКА: стремление к восстановлению в XXI век
АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ (АС) И «НОВОЕ ПАРТНЕРСТВО
9 июля 2002 года на последнем саммите в рамках Организации африканского единсп (ОАЕ) в Дурбане (ЮАР) лидеры 43 африканских государств объявили о замене ОАЕ, созда ной в 1963 году, новой структурой. Было решено преобразовать ее в более активный и э1 фективный Африканский союз, который впоследствии создаст единый африканский парл; мент и общеафриканский суд и введет на континенте единую валюту. Если целью ОАЕ бь ла борьба с колониализмом и апартеидом и за единство, солидарность и развитие афр; кзнских стран, то целью АС является создание системы институтов, содействующих едш ству и сотрудничеству этих стран, и привлечение иностранной помощи и инвестиций путе укрепления демократии, защиты прав человека и улучшения качества управления. Хотя со здание АС стало главным на сегодняшний день событием в истории Африки в XXI веке, еле дует отметить, что его появление было вызвано прекращением «холодной войны», глобали зацией и необходимостью коренных перемен в неравноправной международной экономиче ской системе.
Ключевым элементом афри¬канского единства являет¬ся панафриканизм — идея, которую давно лелеяли как сами африканцы, так и африканская диаспора. Эту идею прекрасно выразил в своем выступлении Амара Эсси, временный предсе¬датель Комиссии АС*: «Вспоми¬ная Кваме Нкруму (первый пре¬зидент Ганы после обретения ею независимости в 1957 голу. _ (Прим. ред.), мы обращаемся к идеалам всех его предшествен¬ников, африканских героев, ко¬торые со времени зарождения панафриканизма и по сей день служили и служат воплощением нашего стремления к справедли¬вости и достоинству»1. В преам¬буле его доклада отмечается, что Африканский союз черпает вдохновение из идей, которыми руководствовались создатели ОАЕ и многие поколения панаф¬риканистов в своем стремлении
к единству, солидарности, спло¬ченности и сотрудничеству аф¬риканских народов и государств. В то время как создание АС во¬площает чаяния африканцев, со¬ответствующие эпохе глобализа¬ции, прагматические шаги афри¬канских лидеров, такие как вы¬движение программы НЕПАД, направлены на ускорение разви¬тия африканских стран. Эту про¬грамму африканские лидеры приняли 21 июля 2001 года на саммите ОАЕ в Лусаке. На веб¬сайте НЕПАД можно прочесть лозунг: «НЕПАД: обязательства африканских лидеров, основан¬ные на общем понимании про¬блем континента». Африканские лидеры обязались перед своими народами и международным со¬обществом сотрудничать в мо¬дернизации континента, бороть¬ся за мир, стабильность, демо¬кратию, надлежащее экономиче¬ское управление и развитие сво¬их стран и нести ответствен¬ность друг перед другом за вы¬полнение обязательств, приня¬тых в рамках НЕПАД.
АС и НЕПАД направлены я политическое сплочение афри канских стран и их экономиче? кое развитие в соответствии! требованиями нового столетия Если АС призван обеспечил единство народов Африки, Й НЕПАД как программа действи| АС направлена на ускорение социально-экономического рай вития. Табо Мбеки, президе» ЮАР, пояснил, что НЕПАД это не отдельная организация, действующая независимо от Аф-риканского союза. АС одобрил все компоненты этой програм¬мы, включая механизм контроля исполнения (МКИ). Точнее го¬воря, АС и НЕПАД — это два ас¬пекта единого плана изменения механизма взаимодействия риканцев между собой и со всеу остальным миром.
Инициатива о созданий АС \ принятии НЕПАД появилась \ период, когда многие стране Африки были поражены хрони¬ческими кризисами. Возникая; шие в африканских странах ког фликты не только угрожали
Ж р регионе, но и вызывали г^овые миграции и страдания РТд^ усиливали нестабиль¬ность и понуждали африканские ‘?’««?ударства к непроизводитель-гУ^ затратам на их разрешение ‘*У*з; ресурсов, которых так не •»Шиятало для долгосрочных нужд II 1вЬз8ИТня Эти программы появи-? RiioTтогДЦ’ когда народы афри-»«LjaieKH* стран остро почувство-*«аяГ на себе последствия поли-Ь«ческих перемен, происшедших ‘жтам в последнее десятилетие. *&отя вся Африка выбрала мно¬гопартийность, во всех странах Жщюшли выборы и во многих из Щвю: сменились правительства, Жяе это не привело ни к проч-»Щвой демократизации, ни к серь-Зреяшм успехам в развитии. Бо-‘»iir° **»»» смещение прежних ре-Здуямов не сократило частоту ^?возникновения конфликтов и не 1Щослабило их силу. Именно в ;Жэтот период великие державы .Летали постепенно терять инте-‘Жрес к Африке до такой степени, «что многие страны начали за-?Фкрывать свои посольства на ‘«континенте. Например, Россия № закрыла часть своих посольств, Дгде советское присутствие с fm.1960-х по 1990-е годы было все¬гда весьма ощутимым.
Падение интереса к Африке : проявилось в подходе между на¬родного сообщества к пробле¬мам ее развития и экономичес¬кой помощи. Официальная по¬мощь на развитие (ОПР) снизи¬лась с 19 миллиардов долларов в 1990 году до 12 миллиардов в 2000 году. Доля Африки во все-мирной ОПР упала в этот пери¬од с 37 до 27 процентов2. Поэто¬му АС и НЕПАД следует рас¬сматривать как новые инициати¬вы со стороны африканских стран, отражающие их стремле¬ние к единству и социально-эко¬номическому восстановлению. Целью АС и НЕПАД является защита демократии и нрав чело¬века, социально-экономическое развитие и улучшение качества управления.
СТРЕМЛЕНИЕ АФРИКИ
К ЕДИНСТВУ
И ВОССТАНОВЛЕНИЮ
Как уже отмечалось, панаф¬риканизм — ключевой элемент и1еологии Африканского союза, •ачалом панафриканского дви¬жения стал созыв в конце XIX
века в Лондоне первой панафри¬канской конференции по иници¬ативе юриста из Тринидада Ген¬ри Сильвестра Уильяма. Конфе¬ренция активно поддержала идею африканского единства, ка¬завшуюся в те времена нереаль¬ной утопией. С течением време¬ни панафриканское движение приняло заметные масштабы под руководством чернокожих аме¬риканцев Уильяма Дюбуа и Маркуса Гарвея. Они выступали против эксплуатации черноко¬жих в США и требовали равно¬правия для африканцев и наро¬дов африканского происхожде¬ния. Их требования отражали недовольство несправедливос¬тью по отношению к черноко¬жим, проявлявшейся во всем мире, и господством белой расы. В своей широко известной книге «Панафриканское движение» Имануэль Гейсс отметил, что выступления против идеологии и практики расовой дискримина¬ции и иерархических отношений между людьми «делают панаф¬риканизм прежде всего идеоло-гией деколонизации Африки. Его сторонники выступают за экономическую, техническую, социальную и политическую мо¬дернизацию всего континента»3. Зародившись в США, панаф¬риканское движение заметно усилилось, его формы и нюансы с течением времени менялись. В межвоенный период в Европе прошло несколько панафрикан¬ских конференций. Прошедший в Манчестере в 1945 году V кон¬гресс стал поворотным пунктом в развитии панафриканизма. Он потребовал права на самоопреде¬ление для всех народов Африки. Делегаты энергично осуждали империалистическое господство над Африкой. Этот конгресс способствовал пробуждению по-
литического сознания африкан¬цев и пропаганде идей африкан¬ского национализма.
В 1958 году распространение идей панафриканизма в самой Африке ознаменовалось прове¬дением Конференции независи¬мых стран Африки. Под руко¬водством У.Пэдмора конферен¬ция призвала африканцев проти-востоять кризису африканской идентичности, осудила расизм в Южной Африке и выдвинула лозунг объединения Африки под руководством единого прави¬тельства.
1960 год стал годом Африки, когда почти половина стран кон¬тинента обрела политическую независимость. В этот период к власти пришло новое поколение африканских лидеров в лице Кваме Нкрумы, Джулиуса Нье-рере, Секу Туре, Кеннета Каун-ды и Леопольда Сенгора. Они не только боролись за свободу сво¬их стран, но и выдвинули новые идеи об африканском единстве, ставшие основой для создания Организации африканского
единства в 1963 году.
С тех пор деятельность ОАЕ способствовала укреплению со¬лидарности новых независимых государств. Организация доби¬лась своей первоначальной цели — освобождения континента от колониализма. Выступая за эко¬номическое развитие, ОАЕ вы¬двинула в 1980 году Лагосский план действий (ЛПД) как ответ на охвативший континент эконо-мический кризис, который усу¬гублялся экологическими ката¬строфами. Он начался в 1975 го¬ду, а в 1980-1990-х годах ситуа¬ция постоянно ухудшалась.
На встрече в Лагосе (Ниге¬рия) в 1980 году главы африкан¬ских государств указали на по¬трясения, пришедшие извне, как на причину кризиса. Речь шла об ухудшении условий торговли сырьем, нарастающем протекци-онизме со стороны богатых стран, возросших процентах на кредиты и тяжком долговом бре¬мени. Лагосский план действий предусматривал преодоление кризиса путем опоры не столько на механизмы мирового рынка, сколько на способность стран Африки мобилизовать свои есте-ственные ресурсы и усилить ин¬теграцию и взаимное сотрудни¬чество. ЛПД был основан на двух ключевых принципах — кол-лективная опора на собственные силы путем создания африкан¬ского общего рынка и стремле-ние к устойчивому развитию и экономическому росту4. Однако улучшению экономического по¬ложения африканских стран он способствовал мало.
В 1981-1982 годах, вскоре по¬сле принятия плана, в период всемирного экономического спа¬да Африка была поражена на¬воднениями и страшным голо¬дом, достигшим своего пика в 1983-1984 годах. На следующий год на XXI африканской встрече в верхах была сделана попытка
реанимировать ЛПД. Были под¬готовлены предложения по ре¬шению экономических и соци¬альных проблем Африки для представления их на специаль¬ной сессии Генеральной ассамб¬леи ООН. Встреча приняла до-кумент, называвшийся «Афри¬канская приоритетная програм¬ма экономического восстановле¬ния на 1986-1990 гг.». Затем, в 1991 году, на саммите ОАЕ в Абудже (Нигерия) был подпи¬сан договор, направленный на создание Африканского эконо¬мического сообщества (АЭС), которое формально возникло в 1994 году.
АЭС было прежде всего отве¬том на прекращение «холодной войны», влияние глобализации на континент, долговой кризис, и предусматривало осуществле¬ние программы структурной адаптации и демократизацию африканских государств. Этот договор базировался на Каир¬ской программе, принятой в ию¬не 1985 года саммитом ОАЕ, в которой проводилось разграни¬чение между тем, «что африкан¬цы могут сделать для себя сами» и «чего они ждут от партнеров по развитию»5. Подписанный же в Абудже договор был попыткой достичь поставленных в ЛПД целей политической и экономи¬ческой интеграции Африки. До¬говор об АЭС определяет шесть стадий интеграции и гармониза¬ции торговли на региональной основе вместо ее централизован-ной организации.
Хотя в осуществлении этого плана африканские страны не достигли пока заметных успехов, региональные организации доби¬лись немалого прогресса в разре¬шении конфликтов. Например, члены Экономического сообще¬ства западноафриканских стран (ЭКОВАС) успешно вмешались в конфликты в Либерии и Сьер¬ра-Леоне. Африканские страны выступили также с несколькими инициативами по разрешению кризисов в Демократической Ре¬спублике Конго, Лесото, Зим¬бабве и Бурунди. В южной части континента 11 членов Южноаф¬риканского сообщества развития (САДК) и 20 членов Общего рынка Восточной и Южной Аф¬рики (КОМЕСА) выступили с инициативой о создании в этом регионе зоны свободной торгов¬ли. Создание АС стало новым успехом, основанным на подпи¬санном в Абудже договоре.
Итак, плавный переход от до¬говоров в рамках ОАЕ к учреди¬тельному акту АС, принятому в 2001 году, не только отражает обеспокоенность африканских лидеров переменами в междуна¬родном положении, но и свиде¬тельствует, что они ищут пути перехода от риторики к реализа¬ции своих договоренностей. В этом смысле АС может рассмат¬риваться как попытка «встать на путь реальных действий и пе¬рейти от слов к делу»6.
Согласно учредительному ак¬ту, АС основан на трех принци-
пы языке. — Прим. ред.). При-тогда же президент Сене-
пах: партнерство с граждане обществом, укрепление мира, ж,_пНо ….
зопасности и стабильности ,: Jf°a дбдуллае Вад предложил
континенте и политическая и е ^^ «Омега», касающийся реги-
циально-экономическая интег} ильных проектов развития ин-
ция, направленная на достижец LacrpvKTvpbi и образования. На
устойчивого развития. Для | К^о-африканском саммите в
стижения этих целей в акте Пр Камеруне в январе 2001 года он
дусмотрено создание общеафр Г?д активно поддержан франко-
КЭНСКИХ ИНСТИТУТОВ В ВИДе .* ? _____• ^тлгашмтии гтпи-
самблеи Союза." Исполнитель и Ещс иД.ш а^., о^.ш го совета, Комиссии (СекрегаЯ^вния Африки был иниции ата), Комитета постоянных прЛ ^ По поручению министров ставителей, специального и тффинансов африканских стран ио¬нического комитетов, ЭконадЛ^олнительны-ч секретарем Эко-ческого, социального и культ*яомической комиссии ООН для
'Африки (ЭКА) К.Амоако. В кон¬це 2000 года ЭКА разработала
ного совета и Африканского лютного фонда. Важно отмен что с целью обеспечения учас народов континента в приня социально-экономических и л-итических решений будет v здан Панафриканский парламег
концепцию "расширенного парт¬нерства", сочетавшую самое цен-I ное из опыта сотрудничества до¬норов и получателей помощи, которая стала важным вкладом в
Именно всем этим АС отличае \разработку НЕПАД8. Концепция ся от ОАЕ. Его задача - ускорю ; «расширенного партнерства" яв-продвижение к полному полип ляется элементом, различающим ческому и экономическому едщ две региональные инициативы, ству всего континента. Если АС - это платформа, не АС значительно отличаете имеющая четких критериев для от ОАЕ по своей структуре участия в ней, участие в НЕПАД полномочиям. ОАЕ была основ требует соблюдения определен¬на на принципах суверенитета ных норм в административном и невмешательства; в ее до кума экономическом управлении9, тах совершенно не упоминали; Накануне саммита ОАЕ в демократия, улучшение управле Лусаке (Замбия) в июле 2001 ния и защита прав человека. А( года оба плана - MAP и "Оме-же не только провозглашает я га" были объединены под назва-принцппы, но и сможет вмешв нием "Новая африканская ини-ваться во внутренние дела свои циатива". Саммит в Абудже членов при таких особых и тяя (Нигерия) в октябре 200 Г года ких обстоятельствах, как войш переименовал ее в "Новое парт-геноцид и преступления проти ' нерство для развития Африки" человечества. Кроме того, в акт (НЕПАД), и она стала главной оезоговорочно осуждаются госу официальной программой раз-дарственные перевороты. Со вития континента, гласно его статье 30, "ни одном
правительству, пришедшему § "ДОРОЖНАЯ КАРТА'
власти неконституционными nvf НЕПАД тями, не будет позволено участ вовать в деятельности Союза"7. В то же время с целью реше]
тельности труда и_ низкого каче]
Таким образом, НЕПАД - это синтез многочисленных идей на-
ния^ проблем маргинализация! стоящего и инициатив прошлого слаборазвитое™, конфликтов "—" болезней, низкой производи
Наибольшее влияние на форми¬рование этого плана оказали идеи
.... --------- — африканского ренессанса, о кото-
ства управления ОАЕ поручил* рых первым УПОМЯНУЛ бывший президенту ЮАР Табо Мбекя президент ЮА> Нельсон Манде-
президенту Нигерии Олусегун*! Обасанджо и президенту Алжи¬ра Абдельазизу Бутефлике раз] работать соответствующий плав! Они представили документ, на( званный «Партнерство тысячеле! тия ради программы восстановт ления Африки» (более извесг! ный как MAP — по его coKpaj
г„« Д’-‘-тс»: концепция или ЛОЗУНГ.’». «.-
щенному названию на англий* АФрика сегодня», л° з, 2002,’с. 10-17
ла и которые развил далее его преемник Табо Мбеки». В то вре¬мя как возрождение было целью африканцев, НЕПАД — средство •з-тя достижения этой цели. Во
См. более подробно об этом в статье: Щбин В., Прокопенко Л. «Африканский ре-Hwcanc»: концепция или лозунг?», «Азия и
введении к НЕПАД отмечается, что Африка находится в крайне тяжелом положении. Половина из 818 миллионов ее жителей живет менее чем на 1 доллар в день. Смертность детей в возрас¬те до 5 лет составляет 140 на ты-сячу, а ожидаемая продолжитель¬ность жизни — всего 54 года. Только 58 процентов населения имеют доступ к качественной пи¬тьевой воде. Среди населения старше 15 лет нефамотных 41 процент. На тысячу жителей при-ходится всего 18 телефонных ли¬ний против 146 в мире в целом и 567 в богатых странах10. Чтобы
нерства с развитыми странами. Ключ к такому новому партнер¬ству — это ответственность са¬мой Африки за ее развитие и скрупулезное выполнение про¬граммы этого развития.
Следует отметить, что в НЕПАД тесно увязаны понятия собственности и партнерства. Программа основана на собст¬венности африканцев на новые проекты, контроле африканцев за их осуществлением и твердой решимости африканских лиде¬ров сыграть свою роль в искоре¬нении бедности и выходе на путь устойчивого развития. Ге-
вывести континент из такого со¬стояния, авторы НЕПАД призы¬вают к радикальному изменению этой ненормальной ситуации пу¬тем пересмотра принципов отно¬шений между Африкой и разви¬тыми странами.
В НЕПАД подчеркивается, что достижение долговремен¬ных целей развития Африки станет возможным, если ее на¬роды проявят решимость изба¬виться от недуга слаборазвитос-ти и изоляции от глобализиру-ющегося мира. В нем сказано, что «африканцы не желают ни дальнейшего усиления зависи¬мости от помощи, ни унизи¬тельных уступок». Они сами бу¬дут определять свою судьбу пу¬тем «инициативного и впечатля¬ющего руководства» и использо¬вания всех наличных источни¬ков капитала, технологий и про¬фессиональной квалификации. Африка рассматривает НЕПАД как путь к расширению парт-
нератьная Ассамблея ООН офи¬циально одобрила НЕПАД в 2002 году, рассматривая его как «новый старт мирового сообще¬ства» во взаимодействии с афри¬канскими странами11. Все это звучит многообещающе для раз¬вития Африки в будущем, но, памятуя опыт прошлого, сумеют ли африканские страны встать выше мелких разногласий и вы¬ступать как единое целое во вза¬имодействии с глобальной эко¬номикой или будут ждать, что все устроится само по себе?
Согласно НЕПАД, развитие Африки зависит от таких усло¬вий, как мир, безопасность, де¬мократия, качественное админи¬стративное управление, улучше¬ние уровня экономического уп¬равления и региональное сотруд-ничество и интеграция. Про¬грамма выделяет такие приори-тетные участки, как инфраструк¬тура, особенно дорожная и же¬лезнодорожная сеть, междуна¬родные линии электропередачи, технологии связи, здравоохране-ние, образование и сельское хо¬зяйство, развитие которого поз¬волит африканским странам ди¬версифицировать свой экспорт. Однако чтобы добиться заметно¬го прогресса на этих направле¬ниях, необходимы немалые ре¬сурсы, что можно сделать, по мысли авторов инициативы, сов-местными усилиями Африки и внешнего мира. НЕПАД призы¬вает развитые страны предоста¬вить свои ресурсы для развития Африки путем помощи, торгов¬ли, инвестиций и списания дол¬гов. Им следует также пересмот¬реть свою политику в области помощи. Здесь возможны две стратегии: одна из них предпола¬гает, что африканские страны срочно примут меры к увеличе¬нию национальных сбережений путем реформ в налогообложе¬нии, сокращения государствен¬ных расходов до разумных пре¬делов и перекрытия путей отто¬ка капиталов; вторая стратегия предполагает, что мировое сооб¬щество оперативно окажет Аф¬рике содействие путем значи¬тельного увеличения масштабов официальной помощи на цели развития. Кроме того, авторы инициативы выступают за «уве¬личение иностранных инвести¬ций в Африке». Однако при ны¬нешних трудностях привлечения иностранного частного капитала возможно в лучшем случае «дол¬госрочное» решение вопроса об изыскании ресурсов для разви¬тия континента Какую бы по¬мощь ни оказал Африке внеш¬ний мир, ее развитие зависит от нее самой. Вот почему вопросы собственности и партнерства тесно увязаны в НЕПАД12.
Другой важной особенностью НЕПАД является то, что афри¬канские лидеры рассматривают либеральную демократию и вы¬сокий уровень управления как непременные предпосылки ус¬тойчивого развития. В документе о НЕПАД говорится: «Общеприз¬нано, что развитие невозможно без подлинной демократии, ува¬жения к правам человека, мира и высокого уровня управления. В рамках НЕПАД Африка обязует¬ся уважать мировые нормы демо¬кратии, включая такие ключевые
их элементы, как политический плюрализм, многопартийная сис¬тема, свобода профсоюзов и чест¬ные, открытые, свободные и де¬мократические выборы, посредст¬вом которых народ выбирает сво¬их руководителей»13.
Родни Шмидт подчеркивает, что африканские лидеры предла¬гают развитым странам своего рода сделку: африканские госу¬дарства «ооеспечат мир и высо¬кий уровень управления, а разви¬тые страны предоставят им раз¬личные ресурсы, включая по¬мощь, расширят торговлю с ни¬ми, обеспечат инвестиции в аф¬риканскую экономику и облегчат долговое бремя африканских стран». По оценкам авторов НЕ¬ПАД, выполнение этой програм¬мы потребует дополнительных средств в 64 миллиарда долларов в год, в основном из международ¬ных источников, что позволит на¬чать продвижение континента к быстрому и устойчивому разви¬тию и сокращению бедности14.
Чтобы оценить перспективы подобной сделки, следует задать¬ся вопросом о том, возможно ли реальное партнерство между Аф¬рикой и развитыми странами при таком огромном разрыве в их уровне развития? НЕПАД ставит цель достичь уровня еже¬годного экономического роста в 7 процентов, что позволит сокра¬тить вдвое число бедных к 2015 году. В настоящее время уровень экономического роста составляет 2,1 процента в год при приросте населения 2,8 процента. Для до¬стижения заявленной цели в Се¬верной и Южной Африке при¬рост должен составлять 5-7, на западе и востоке континента 7-8, а в Центральной Африке — 6-7 процентов15. Возможно ли это?
Более того, чтобы иметь еже¬годный экономический рост в 7 процентов. Африке нужны ог¬ромные инвестиции, составляю¬щие 33 процента ее ВВП. Для этого необходимо значительно увеличить внутренние сбереже¬ния и изыскать источники фи¬нансирования на Западе в виде помощи, фондов, займов и инве¬стиций. В настоящее время при¬ток средств намного ниже, чем требуется. Африканские страны сталкиваются с неприятной ре-альностью: невозможно повы¬сить размеры внутренних сбере¬жений при нынешних низких доходах населения. Реальные до-
ходы являются в Африке глаЬа- Годом раньше, на саммите в ным фактором сбереженЖенуе, «восьмерка уже проде-прежде чем они повысятся, доДупнстрировала свои^ ды должны намного подняты]-по сравнению с уровнем вы;й вания. В частности, в НЕ ПАВ
ление инициативы МВФ по оф легчению долгового бремени бедных стран с высокой задщ женностыо и повысить уровеа официальной помощи на цед развития до 0,7 процента ВВ] На деле же, как отмечалось в .у; териалах ООН, официальная по мощь на развитие, оказываемаГ 25 странами Организации эконо) мического сотрудничества и раз! вития (ОЭСР), упала с 0,35 про* цента их ВВП в 1992 году д| 0,22 процента в 2000 году. В НЕ ПАД говорится, что для покры] тия нехватки ресурсов в размер 12 процентов от ВВП Африк нужны дополнительные ресурс» в 64 миллиарда долларов еже годно. Это в пять с лишним ра больше американской официальГ ной помощи в 12.5 миллиард* долларов, поступившей в Афри* ку к югу от Сахары в 1999 году: Ясно, что большую часть нуж¬ных ресурсов африканцам при¬дется искать за пределами кон¬тинента.
В НЕПАД неоднократно ста¬вится вопрос, где следует искав.’ эти инвестиции. Насколько pe-j ально ожидать, что при собст¬венности африканцев на новые] проекты страны-доноры усилят приток средств и пересмотрят программы помощи развиваю¬щимся странам? Посмотрим на реакцию стран «большой вось¬мерки» на НЕПАД. 27 июня 2002 года лидеры этих стран встретились в Кананаскисе (Ка нала) и оценили новую програм¬му развития Африки как «сме¬лую и реальную инициативу». В саммите участвовали четыре аф¬риканских лидера — Бутефлика Мбеки, Обасанджо и Вад, а так¬же Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Это был первый случай, когда в таком саммите принимали участие представите¬ли не входящих в «восьмерку’ стран, что символизировало рас¬тущее внимание великих держав к Африке16.
Лидеры восьми богатейших стран мира считают, что приня¬тый ими «План действий» по от-в ношению к Африке станет xopo-i шей основой для сотрудничест-§
интерес к НЕПАД, одобрив цели программы и обещав расширить
, . _____ соТрудничество с теми африкан-
предлагается ускорить осущестЭскими странами, которые выпол-«°u»° tt°™n»T»°» vfRrt» r,~ -«ялют свои обязательства по НЕ¬ПАЛ- План действий по Африке предусматривает, что каждая страна «восьмерки» будет само-стоятельно оценивать выполне¬ние программы и выбирать, ка-хне из африканских стран она будет поддерживать.. При этом определенные в НЕПАД и даже в «Плане действий» приоритет¬ные направления не связывают членов «восьмерки». Они также приветствовали решение многих африканских стран разработать механизм контроля исполнения, считая это «новаторским и, воз¬можно, решающим элементом» НЕПАД. Этот процесс побудил африканских лидеров оценивать политику друг друга на основе согласованных норм качествен¬ного управления и экономичес¬кой эффективности.
За конференцией в Кананас¬кисе последовала проведенная при содействии ООН конферен¬ция по финансированию разви¬тия в Монтеррее (Мексика). Британский премьер-министр Тони Блэр и американский пре¬зидент Джордж Буш заявили там о своем желании расширить партнерство с Африкой, вклю¬чая увеличение помощи. Одна¬ко очевидно, что обещанные ими объемы были далеко не до¬статочны для разрешения про¬блем Африки, хотя и частично компенсировали сокращение помощи Африке в середине 1990-х годов, когда ОПР упала на 40 процентов. США, в част¬ности, намерены ужесточить ус¬ловия предоставления помощи. Дето в том. что. по оценкам ООН, помощь африканским стра¬нам увеличится на 10 миллиардов Долларов в год. По оценкам Окс-фам*. потребность в дополнитель¬ной помощи составляет 25 мил¬лиардов долларов в год. Кроме того, было ясно, что этого увели¬чения можно достичь только при условии, что страны ОЭСР будут соблюдать согласованный уро¬вень помощи в 0.7 процента от
* Организация по борьбе с голодом. Штаб-квартира находится в Оксфорде (Ве¬ликобритания).
ВВП. В то же время такие стра¬ны, как Канада и Великобрита¬ния, обещали довести свою по¬мощь Африке к 2002 году соот¬ветственно до 500 миллионов долларов и 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. Однако стало изве¬стно, что, хотя лидеры Германии, Франции и Италии готовы были соблюдать обещания «большой восьмерки», такие страны, как США, Япония и Россия, сочли, что не могут оказывать помощь выше нынешнего уровня из-за экономических трудностей.
США отошли также от своей прежней инициативы о предо¬ставлении помощи в 500 милли¬онов долларов для борьбы с ВИЧ/СПИД во всех странах ми¬ра и 100 миллионов долларов на развитие образования в Африке, как это предусматривалось «Пла¬ном действий для Африки»17.
Неудивительно, что такая скупость со стороны развитых стран вызвала у многих афри¬канских лидеров скептическое отношение к перспективам осу-ществления НЕПАД. Они также опасаются, что страны-доноры могут использовать механизмы контроля исполнения для даль¬нейшего ужесточения условий оказания помощи. Действитель¬но, план «большой восьмерки» предусматривал, что «процесс контроля исполнения даст нам возможность отобрать партнеров для расширенного сотрудничест¬ва». Они заявили, что дополни¬тельный заем в 6 миллиардов долларов «предназначен для всех участников НЕПАД, соблюдаю¬щих нормы качественного уп¬равления и должным образом осуществляющих контроль ис¬полнения».
Есть и еще один аспект помо¬щи африканским странам. Со¬гласно НЕПАД, африканские ли¬деры стремятся «к расширению программы облегчения долгового бремени» на основе принципа верности долговым обязательст-вам, так что платежи по обслужи¬ванию долгов будут и датее по¬глощать немало средств. Долго¬временной целью НЕПАД явля¬ется «увязать облегчение долго¬вого бремени с эффектом про¬граммы сокращения бедности», с тем чтобы страны-доноры «уве¬личили суммы среднесрочной официальной помощи на нужды развития и реформировали сис¬тему их выделения, дав тем са-
мым возможность странам-полу¬чателям эффективно использо¬вать их». Тем самым НЕПАД со¬средоточивает внимание на об¬легчении долгового бремени и ОПР как внешних источниках средств, используемых в кратко-срочной и среднесрочной пер¬спективе, и привлечении частно¬го капитала в долгосрочной пер¬спективе. В связи с этим в НЕПАД подчеркивается важ-ность улучшения качества управ¬ления как «необходимого условия расширения притока капитала в долгосрочной перспективе»18.
В этой связи можно отметить, что программа облегчения долго¬вого бремени беднейших стран объединила всех кредиторов, включая многосторонних доно¬ров, Парижский клуб и т.д., в осуществлении схемы, которая позволит 41 обремененной долга¬ми стране (33 из них находятся в Африке) выйти на «приемлемый» уровень задолженности. Однако несмотря на щедрые обещания, данные развитыми странами на встрече в Вашингтоне в мае 1999 года, относительно быстрого и радикального облегчения долго¬вого бремени африканских стран с целью сокращения бедности их населения, программа в целом пробуксовывает из-за излишне строгих условий, которыми обус¬ловлено ее осуществление. На¬пример, в отношении Уганды, первой страны, к которой была применена программа облегче¬ния долгового бремени, кредито¬ры приостановили сокращение ее задолженности, будучи озабочен¬ными ее конфликтом с Руандой и тем, что он побудит ее прави-тельство увеличить военные рас¬ходы и приостановить обслужи¬вание долгов. Это решение не было отменено Парижским клу¬бом даже после того, как Уганда выполнила все условия програм¬мы, включая проведение макро¬экономических реформ, приня¬тие мер к сокращению бедности и введение прозрачной демокра¬тической системы инвестирова¬ния сбережений в облегчение долгового бремени. То же случи¬лось с Эфиопией, одним из пер¬вых кандидатов на облегчение бремени (1996). отложенном в связи с ее войной с Эритреей. Руанде международное сообще¬ство также обещало помощь в 2 миллиарда долларов после гено¬цида 1994 года, а фактически страна получила через неправи¬тельственные организации и ООН менее трети этой суммы. Таким образом, прямая поддерж¬ка государственных программ борьбы с бедностью была «очень незначительной»19.
К настоящему времени лиде¬ры «большой восьмерки» предло¬жили небольшое повышение суммы списываемых долгов. Но это намного меньше, чем требу¬ется и чем было обещано в под¬держанной развитыми странами Программе развития в III тыся¬челетии. Например, японское правительство добавило к свое¬му решению важную оговорку, гласящую, что страны, которым будут списаны долги, не смогут претендовать на дополнитель¬ную помощь Японии. Это побу¬дило Гану, получающую нема¬лую помощь от Японии, рассмо¬треть вопрос об отказе от про¬граммы списания долгов. Фран¬ция, другой крупный кредитор Африки, выразила готовность списать все долги путем «рефи¬нансирования их подарками». «На практике страны-должники выплатят Франции весь долг, получая от нее затем соответст¬вующие суммы на финансирова¬ние проектов»20.
НЕПАД: ДЕМОКРАТИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ
Еще одним аспектом НЕПАД, вызывающим немало противоре¬чий среди африканистов, являет¬ся отношение его авторов к по¬нятиям демократии и развития. Похоже, они в целом считают, что демократия обеспечивает вы-сокий уровень управления как основу стабильности и мира. Она способствует также институцио¬нальному укреплению органов управления и установлению за¬конности и правопорядка, что способствует притоку инвести¬ций и тем самым экономическо¬му росту. Однако на деле, похо¬же, ничего подобного в Африке не происходит. Если вниматель¬но присмотреться к политическо¬му положению в Африке, оказы-вается, что ее политическая сис¬тема остается совершенно неэф¬фективной, несмотря на много¬партийность и выборность влас¬тей. Во многом причиной тому являются порочная финансовая система, падающий уровень жиз-
ни, убогое состояние государст¬венных учреждений и широкие масштабы коррупции. Африкан¬ская политическая система не ба¬лует жителей континента благо¬получием. Тандика Мкандавире называет ее «демократией без вы¬бора». Хотя, указывает ои, демо¬кратия насаждается в Африке как компонент общей стратегии неолиберальных экономических преобразований на основе про¬граммы структурной адаптации; отсутствие выбора вытекает из отсутствия таких столпов демо¬кратии, как широкий и хорошо информированный средний
класс, сильный рабочий класс как группа давления, сознатель¬ное гражданское общество и не¬зависимые местные СМИ21.
По мнению Крофорда Янга, в Африке существуют «полуде¬мократии», где политическая либерализация привела к свобо¬де печати, повышению уваже¬ния к правам человека и много¬партийности; существующие в них политические режимы дела¬ют ликвидацию этих достиже¬ний маловероятной. Он отмеча¬ет, что современная Африка -это прежде всего ответвление международной системы, и есть риск, что демократия там со¬бьется с пути и станет чистой формальностью22.
В своей прекрасной статье «Африка в поисках должного уровня управления и развития» Патрик Чабал выражает крайне скептическое отношение к демо¬кратии и концепции должного управления. Он считает, что по¬ка государство не обзавелось со¬временными институтами, а пра¬вовая система неэффективна, вряд ли многопартийные выбо¬ры сами по себе могут улучшить уровень управления и обеспе¬чить экономический рост. По его словам, «многопартийные выбо¬ры в Африке — это острое сопер¬ничество элит за контроль над государственной властью»23.
Однако главная проблема НЕПАД заключается не в этом. Как отметил Алекс де Вааль. она заключается в недостатке производственных мощностей, человеческих ресурсов и эффек¬тивных институтов управления, не позволяющих выполнить на¬меченные планы развития, рас¬ширить системы образования и здравоохранения и углубить де-мократизацию24. Такие же со-
нения возникали у других сЖ^яетствующих государств. Фак- не упоминает об этом равенстве Африки, включенной в асиммет-иологов, активистов движенЗК^ская цель этого решения — при рассмотрении вопросов де- ричную глобальную экономику,
) ППЯЙЯ иряпом-п I» гтч,,.-.., —_W: …..~, -.ААо^поиллт, ,,-„„_ МОКрЭТИИ И управления. ЭТО iravnMimnwa ппп гп^пптлт»™.
Обеспечить эффективность кон-й-роля за выполнением програм-‘Ljp что позволит странам-доно-отказаться от собственного
циологов, активистов движе за права человека и групп гр данского общества, стоящих различных платформах. На
вещании участников НЕПАДСу отказаться от собственного проведенном в Дар-эс-Саламе ^нтроля и полагаться на резуль-феврале 2003 года, защитник 5таты контроля со стороны участ-прав человека из различных Ц ?ща>в НЕПАД, которые стремят-риканских стран выразили оза ^^нзбавиться от навязывания ооченность тем, что новая пр< Донорами условий, слишком об-грамма остается по существ] ^еменительных для них. декларацией о принципах, при i "Большая восьмерка" счита-нятой теми самыми "африкав ег чт0 партнерство предполага-
ЛИЛРПЯ\Ш к-птпт.го ио„.: "• _<;....„^ ПТЧОТ1-ТВОЦНП1-Т1 -за т-
скими лидерами, которые несу ответственность за нынешне печальное состояние дел на кон тиненте". Тем не менее они прн знали, что НЕПАД отличает^ от прежних африканских ини¬циатив тем, что в этой програм¬ме "впервые признан тот факт! что сущность проблем Африка заключается в низком уровне§ политического руководства, ха растеризующегося нарушения¬ми прав человека, плохим эко¬номическим управлением и кор. рупцией"25. С этой точки зрения; важным аспектом НЕПАД явля¬ется то, что он обеспечивает' изыскание потенциалов для из¬менения образа Африки и дина мичного развития, хотя содер¬жащиеся в программе обещания обеспечить эффективное управ ление вызывают сомнения.
Большой интерес вызывает намеченный в программе (МКИ) механизм контроля ис полнения как средство потреба вать ответа за исполнение. За¬щитники прав человека потребо¬вали, чтобы этот механизм был прозрачен и доступен и чтобы контроль осуществлялся не го-сударственными чиновниками, а гражданским обществом. Это особенно выделяет НЕПАД по сравнению с прежними инициа тивами. Такие требования сви¬детельствует об амбициозном стремлении их авторов поста вить африканских лидеров под контроль общественности в та¬ких важных областях, как под¬держание мира, безопасности, демократии, должного уровня управления и руководство эко¬номикой. По решению Комитета по выполнению НЕПАД- для осуществления такого контроля сформирована группа автори¬тетных политических деятелей, известных своей верностью иде¬алам панафриканизма. Их кан-. дидатуры одобрены главами со-1
ет общую ответственность за со¬блюдение демократии, плюра¬лизма и принципа честных вы¬боров. Африканские лидеры не согласны с таким подходом, опасаясь, что страны-доноры станут предъявлять дополни-.тельные требования при распре¬делении помощи. Это противо¬речие порождено, возможно, тем, что они ожидали от партне¬ров по развитию слишком мно¬гого, а именно большей пред¬сказуемости донорской помощи, увеличения притока капиталов, отсутствия условий оказания помощи и взаимной подотчет¬ности между донорами и полу¬чателями на основе механизма взаимоконтроля26.
Наконец, наблюдается недо¬вольство в различных группах гражданского общества в связи с недостаточным вовлечением женщин в осуществление НЕПАД. Предусматривая тен¬дерное равенство и активное уча¬стие женщин в социально-эконо¬мическом развитии, программа
признают и африканские лиде¬ры. При учреждении АС главы африканских государств приня¬ли декларацию о демократии и управлении, где подчеркивается важность соблюдения прав чело¬века, включая женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Споры о НЕПАД среди афри¬канских парламентариев, органи¬заций гражданского общества и профсоюзов постепенно усилива¬ются. Некоторые считают, что НЕПАД находится на правиль¬ном пути, и призывают африкан¬ских лидеров не медлить с его осуществлением. Другие опасают¬ся, что этот план изначально по¬рочен, поскольку предусматривае¬мая им структурная адаптация будет проводиться на неолибе¬ральной экономической платфор¬ме, и авторы программы не учи-тывают опасности такой полити¬ки. Они озабочены возможным отрицательным воздействием гло¬бализации на Африку. Они также не уверены, что африканские ли¬деры будут верны своим обяза¬тельствам. Чаще всего обсуждает¬ся вопрос о том, что интеграция в глобализирующуюся экономику на основе неолиберальной теории с либерализацией рынков и сво¬бодным движением капиталов как центральный элемент пара¬дигмы развития вряд ли станет исходным пунктом возрождения
Африки, включенной в асиммет¬ричную глобальную экономику, находящуюся под господством нескольких стран.
Поэтому есть необходимость в доходчивом разъяснении сущ¬ности НЕПАД, пока эта про¬грамма не ослабила отвращения к спорам о причинах и резуль¬татах структурной адаптации. Хотя многие правительства и общественные группы участву¬ют в дискуссиях о НЕПАД, кон¬сультации с общественностью лишь начались. Документы о НЕПАД подготовлены несколь¬кими африканскими лидерами в спешке при молчаливом или от¬крытом согласии остальных.
Занимая важное место в по¬вестке дня международных со¬вещаний, этот план мало извес¬тен многим африканским лиде¬рам и большинству простых аф¬риканцев. На это сделал упор Адебайо Адедеджи, бывший ис-полнительный секретарь ЭКА ООН, который отметил на од¬ном из форумов НЕПАД, что "пока НЕПАД не станет родным для народов Африки, ее граж¬данского общества и масс, не будет инициатив по его осуще¬ствлению на национальном уровне, этот план останется мертвым, как камень"27. Многое зависит от активности африкан¬ского руководства. Таким обра¬зом, какой бы сильной ни была международная поддержка НЕ-ПАД, успех программы зависит от отношения к ней самих аф¬риканцев.