Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Архитектор строитель-новатор Н.А. Львов. Статья

Декабрь6

Архитектор, строитель-новатор.
Н.А. Львов внес большой вклад в развитие архитектуры русского классицизма, остро осознавал и учитывал теснейшую связь архитектуры и природы. В его постройках преобладают четкие геометрические формы (пирамиды, цилиндр, куб и др.). Н.А. Львов был верным учеником и последователем выдающегося итальянского зодчего ХVI в. Андреа Палладио, стремился распространить «вкус Палладиев», с его гармоничным сочетанием красоты и практической пользы.
Историки архитектуры подсчитали, сколько основных строений удалось осуществить Н.А. Львову: оказалось 87, причем из них 30 – крупные. Получается, что в среднем за 23 года профессиональной деятельности каждый год он создавал 3-4 значимые архитектурные постройки. А если вспомним, что раньше все подобные строения имели индивидуальный облик, то можно догадаться, какой ценой интеллектуального напряжения дались ему эти проекты и их реализация. Но он был счастлив как востребованный и по достоинству оцененный зодчий.
Архитектурные успехи Н.А. Львова, поборника простоты и строгости линий в архитектуре, отрицательно относившегося к отмирающему барокко, во многом объясняются начавшейся сменой стилей в архитектуре. На смену барокко, с его («французскими кудряшками»), пришел и утвердился классицизм с его строгостью форм.
Н.А. Львов создал проекты зданий и сооружений разного функционального использования: жилые здания (дома, дворцы, дачи, казармы), усадебные хозяйственные строения, постройки общественного пользования (водные лечебницы, храмы), производственные объекты и помещения (завод по производству толя, узел системы водоснабжения, почтовые станции, административные здания и др.), парковые затеи (садовые домики, беседки, мосты, каскады, гроты и др.). Все проекты выделяются гармоничностью архитектурно-художественных пропорций, простотой и лаконичностью архитектурных форм. Выдающееся значение имеют работы Н.А. Львова как одного из основоположников пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве (сохраняется понятие «львовский сад»).
Создавая архитектурные проекты, Н.А. Львов учитывал проверенные временем архитектурно-художественные и планировочные решения, но использовал их с учетом местных условий. При этом нередко включал новаторские разработки. Например, центральный узел системы водоснабжения в Торжке на Торговой площади оформлен в виде ротонды-колодца (1802 г.). Он предложил возводить жилые, общественные здания, хозяйственные постройки по разработанному им способу землебитных строений, сооружаемых из специальных блоков или кирпичей, сделанных из утрамбованной (битой) земли, уплотненной известковым раствором. Н.А. Львов разрабатывал и внедрял в практику строительства огнестойкие материалы, в том числе землебитные блоки и кирпичи, неотесанные валуны, – из которых возводил мосты, хозяйственные, жилые постройки или их части.
Созданные им проекты обычно включали неординарные инженерно-технические решения, например, отопительно-вентиляционные системы с ароматизаторами, паровую кухню в жилых и общественных зданиях, хитроумные системы гидроустройства и гидроусовершенствования строительных площадок и др.
Своеобразной отличительной чертой его архитектурно-художественного почерка было возведение ротонд и разноцелевых пирамид с использованием природных валунов. Он разработал принципиально новые архитектурно-строительные конструкции: двойной купол, дающий высокий эффект освещения помещения в климатических условиях России, и пирамида-погреб с микроклиматом.
Удивительно, но много из того, что создал Н.А. Львов как архитектор, долгие годы приписывалось другим зодчим, а кое-что еще оспаривается и в наши дни. Так, только в 1930-е годы, когда ремонтировали Троицкую церковь в бывшем имении князя А.А. Вяземского, то обнаружили воздушные духовые печи особой конструкции, изучив их, установили имя автора проекта этой петербургской церкви, – конечно, Н.А. Львов. Только в 1939 г. выяснили (работы историка архитектуры М.А. Ильина), что Невские ворота Петропавловской крепости в Петербурге были возведены по проекту Н.А. Львова. Есть и другие примеры. Считается, что проект почтовой станции в Пелле создал И.Е. Старев, ансамбли усадеб графа А.А. Безбородко – Дж. Кваренги, церковь в селе Хорол на Украине – В.П. Стасов, здание суда в Таллинне – И.Г. Моор, список можно продолжить.
Победоносное восхождение Н.А. Львова на архитектурный Олимп началось с создания проекта собора Св. Иосифа в Могилеве, когда в 1780 г. императрица Екатерина II его привлекла к разработке проекта. Она уже была знакома с его творческими возможностями, которые отметила при строительстве дачи для своего любимого внука – Александра в Павловске. Н.А. Львов знал, что Екатерина II сочиняет поучительные рассказы и сказки, учел это обстоятельство при создании сада, который планировкой и устройством затей стал своего рода иллюстрацией к «Сказке о царевиче Хлоре». Немного позже для этой дачи он создал модели кораблей времен Петра I, выполнил ряд других работ. Все эти работы понравились Екатерине II. Запомнили архитектора, создавшего для них сад и затеи, великие князья.
Работая в Павловске, Н.А. Львов расширял архитектурные познания, набирал опыт, постигал профессиональное мастерство, общаясь с более опытными специалистами. Так, в 1780 г. Н.А. Львов познакомился с итальянским архитектором Джакомо Кваренги. Они подружились, их объединяла не только любовь к архитектуре, но и серьезное увлечение музыкой.
Все эти обстоятельства, а также поддержка Н.А. Львова со стороны влиятельного А.А. Безбородко способствовали созданию проекта собора Св. Иосифа в Могилеве. Н.А. Львов создал проект храма и проект реконструкции площади, где его намечалось возвести.
Предложенный проект был необычен по тем временам; архитектор предлагал построить собор простой по форме, без «французских кудрей», своей строгостью и архитектурно-художественной гармонией напоминавший древнегреческие сооружения.
Кроме того, Н.А. Львов предложил оригинальный вариант освещения храма. Помня о теснейшей связи архитектуры и природы, он преобразовал традиционно открытый небу итальянский купол в закрытый двойной («львовский») купол, в котором отверстие первого купола накрыто вторым, где нарисованы небо и облака. Получалось, что при двойном куполе круглый проем в вершине нижнего купола открывался в верхнее подкупольное пространство, где были 12 невидимых изнутри круглых окон верхнего купола. Складывалось впечатление, что в любую погоду и время года свет льется в храм из открытого неба. Одной из важных архитектурно-художественных находок Н.А. Львова стала выигрышная система освещения храма при возведении двойного купола. Так, в 1780 г. Н.А. Львов первым в России реализовал идею двойного купола.
Собор Св. Иосифа строили целых 17 лет. В 1783 г. Н.А. Львов привлек к работе надежных и преданных ему людей: шотландца Адама Менеласа, В.Л. Боровиковского. Собор Св. Иосифа разрушили в 1930-е гг.
В 1780 г. Н.А. Львов создал проект крепостных Невских ворот. Петропавловской крепости в Петербурге. Они были построены в 1784–1787 гг.
После 1780 г. положение Н.А. Львова как талантливого архитектора год от года упрочивалось. В свете все больше говорили о его неистощимой архитектурной фантазии, новаторстве, ярком и сугубо индивидуальном творческом почерке, а также о невероятном везении в творческих делах.
Не только активная архитектурная практика, но и путешествия способствовали расширению профессионального кругозора Н.А. Львова. В 1781 г. он побывал в Риме, Ливорно, Флоренции, Пизе и других городах. Опыт зарубежного строительства и архитектуры он учитывал в своей работе в России.
В 1782 г. в Петербурге приступили к строительству 3-этажного здания Почтового стана (почтамт) по проекту Н.А. Львова, закончили строительство в 1789 г. Кроме производственных помещений, в здании на 2-м и 3-м этажах были квартиры для чиновников Почтового ведомства, здесь была многие годы и казенная квартира Н.А. Львова. Расположенные недалеко от Адмиралтейства три корпуса Почтового стана, вытянутые вдоль улиц, окружали в прошлом обширный двор, в котором находились конюшни и сараи для почтовых карет и пассажирских дилижансов. Фасады здания решены сдержанно и строго. Центр каждого из них выделяет тосканский портик с широко расставленными колоннами; симметричные крылья заканчиваются ризалитами. Здание Почтового стана сохранилось и известно как Почтамт, но дошло оно до нашего времени в перестроенном виде. В 1903 г. внутренний двор был перекрыт остекленной крышей и превращен в современный операционный зал. Еще в 1859 г. архитектор А. К. Кавос возвел крышу, переброшенную над нынешней улицей Союза связи, соединившую почтамт со зданием на противоположной стороне, тоже принадлежавшим раньше почтовому ведомству.
В 1780-е годы, по указанию А.А. Безбородко, Н.А. Львов создал ряд типовых проектов почтовых дворов, станций для многих уездных и губернских городов. В разные годы своей творческой жизни создал он проекты почтовых станций, верстовых столбов для дороги Санкт-Петербург – Москва, мостов и многое другое.
В 1780-е гг. Н.А. Львов участвовал в устройстве купленной А.А. Безбородко дачи на окраине Петербурга у Полюстровской набережной. Он в 1782 г. принимал участие в планировке и разбивке парка, устройстве затей, создал проект и построил элегантный садовый домик. Кроме того, Н.А. Львов принимал деятельное участие во внутреннем украшении дачи и дворца А.А. Безбородко в Петербурге. Решающую роль во внутреннем убранстве роскошного дворца А.А. Безбородко играл именно Н.А. Львов с его неистощимой фантазией и безукоризненным вкусом. Именно он придумал идею портрета императрицы Екатерины II, который написал лучший живописец того времени – Д.Г. Левицкий.
К Н.А. Львову стали обращаться родственники с просьбами создать для них проекты намечаемых строений. Так, в 1782 – 1783 гг. по просьбе родного дяди П.П. Львова, Н.А. Львов создал проект каменного храма Казанской Божией Матери с колокольней в родовом селе Львовых Арпачеве; церковь построили в 1783 – 1791 гг. Помог он и графу Я.Ф. Стенбоку в выполнении выгодного обязательства в Ревеле (Таллинне), где после своей официальной свадьбы в 1783 г. Н.А. Львов наслаждался положением семейного человека и продолжал работать. Считают, что тогда-то он и создал проект здания Суда на улице Рахвакахту, хотя называют автором этого проекта своего соотечественника И.Г. Моора.
С 1783 г. Н.А. Львов стал постепенно совершенствовать и отстраивать собственную усадьбу в деревне Черенчицы, где собирался построить Никольскую церковь и назвать усадьбу «Никольское». Реализация этого плана требовала немалых средств. И он стремился выполнять частные заказы, например, спроектировал и построил для генерал-губернатора А.А. Вяземского Троицкую церковь в его селе Александровском под Петербургом (теперь в черте города). Церковь строили в 1785 – 1797 гг., это храм-родонда и пирамида, очень часто эту церковь называют «Кулич и Пасха».
В 1795 г. произошло важное в творческой жизни Н.А. Львова событие. Сама императрица участвовала в закладке нового собора Св. Бориса и Глеба по проекту Н.А. Львова в древнем Борисоглебском монастыре г. Торжка. Общепризнанно, что Борисоглебский собор – один из лучших образцов русского классицизма. В этом храме Н.А. Львов снова обратился к идее двойного купола. Все 37 икон главного иконостаса написал (1790 – 1792 гг.) В. Л. Боровиковский. Строил собор Ф.И. Буци, архитектор из г. Торжка. А позже, уже после смерти Н.А. Львова, в монастыре по его проекту возвели (1804 – 1811 гг.) увенчанную бельведером (ротондой и шпилем) надвратную колокольню – церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа (руководил строительством местный архитектор Ф.В. Ананьин).
В 1780-е гг. Н.А. Львов был инициатором развития системы водоснабжения в Торжке. Он проектировал публичный «каменный колодец» в виде 12-колонной ротонды. Это сооружение, открытое в 1783 г., являлось новшеством. Даже в Москве только прокладывался к главным площадям первый водопровод. Круглый в плане зал этого колодца перекрывал двойной купол. Особенность купольного покрытия здания состояла в том, что верхний свод опирался не на стены зала, как в других ротондах, а на нижней свод, что роднило структуру ротонды с сооружениями пирамидального вида. Проем в вершине нижнего свода объединял подкупольные пространства, а скрытое верхнее освещение и роспись куполов создавали впечатление «открытости» интерьера. Кроме того, как и в львовских пирамидах-погребах, световой барабан осуществлял и гидровентиляционные функции. Водоем в подземной части был проточным с отводом лишней воды в реку. До наших дней это строение сохранилось, но теперь – это сувенирный магазин.
В 1780-е гг. Н.А. Львов много и плодотворно работал на заказ. Так, для графа С.Р. Воронцова (полномочного министра России и Венеции, а затем Лондоне) построил храм в его родовом имении Мурине под Петербургом (ныне станция Девяткино). Также для его старшего брата графа А.Р. Воронцова (президента Коммерц – коллегии) создал дом в Москве. Выполнял строительно-архитектурные задания А.Р. Воронцова и в его доме в Петербурге.
В 1780-е гг. Н.А. Львов создал ряд проектов (но далеко не все из них были реализованы), в том числе грандиозный проект собора, ряд домов в Петербурге. По его проектам построены дача П.В. Бакунина («дача Дурново»), дом М.Ф. Соймонова на Выборгской стороне и некоторые другие здания. Известны проекты дома графини Строгановой в Петербурге, деревянного 2-этажного дом В.В. Капниста на Украине, проект церкви в Колывани в Томской губернии. По его проектам строили в усадьбе графа А.А. Безбородко на Украине – «Стольном», а также в усадьбе его племянника В.П. Кочубея в Диканьке. В 1791 г., когда Г.Р. Державин купил дом на Фонтанке, у Измайловского моста, Н.А. Львов составил проект и занялся его перестройкой (здание сохранилось в сильно измененном виде).
В конце 1780-х гг. Н.А. Львов с усиленной энергией проектировал усадьбы в провинции. К этому времени дворяне-землевладельцы получили отмену обязанности государственной службы, приобрели права потомственной собственности на землю, ряд привилегий в хозяйственной деятельности. Многие дворяне стремились создать добротные усадьбы в провинции, чтобы отдохнуть от суеты столичной жизни. Н.А. Львов был востребован как мастер усадебного строительства и как планировщик. Он резко выделялся среди других великолепным знанием сельской жизни, знанием всех тонкостей, необходимых для создания уютного семейного гнезда в сельской местности – причем с учетом новаций модных архитектурно-художественных приемов.
Архитектурное творчество Н.А. Львова в области усадебного строительства расценивается очень высоко. Общепризнанные достоинства русского усадебного ансамбля XVIII в. в большой мере – плод его трудов.
Особенно интенсивно работал Н.А. Львов в усадьбах Новоторжскрго уезда, вблизи своей деревни Черенчицы. Он построил усадьбу «Раек» для генерал-аншефа, сенатора Ф.И. Глебова (1731–1799); усадьбы «Митино» и «Василево»; строил в Прямухине, в усадьбе, принадлежавшей с 1779 года Л.П. Бакуниной, тетке жены Львова; строил в «Грузинах» М.К. Полторацкого; «Тысяцком» и в других усадьбах.
Целиком по своему вкусу Н.А. Львов отстраивал усадьбу «Никольское-Черенчицы». За два последних десятилетия XVIII в. ничем не примечательный участок превратился в живописный ансамбль. Н.А. Львов осушил болота и при помощи подземных деревянных водоводов и дренажа устроил пять прудов. Под строительство он использовал так называемые «неудобные» для сельского хозяйства земли: пересеченные оврагами, низменные и др. Построил усадьбу с большим количеством сооружений различного назначения, а также сады и парк. Уделял большое внимание хозяйственным постройкам: хитроумное устройство имел погреб пирамидальной формы, скотный глинобитный двор, рига, зернохранилище, ветряная мельница.
При въезде в усадьбу у подножия холма с источником был небольшой пруд. На вершине холма – храм-ротонда. Его мощный цокольный этаж сложен из «дикого» камня, он несет величественную дорического ордера белоколонную ротонду. (В 1783 году было задумано построить здесь родовую усыпальницу, а в 1784-м получена церковная грамота с разрешением на это.)
В усадьбе был английский сад, за ним – два больших озера. Они сообщались двухметровым каскадом воды. На островах было много зелени, стояли павильон, грот из «дикого камня» и купальня, а на ближнем берегу – «греческий» храм с колонным портиком. В центре был усадебный 3-этажный дом с бельведером и с колонным портиком ионического ордера. Первоначально он был «кубовидным». В 1790-х годах к нему пристроили два симметричных флигеля, расширивших жилую часть дома. (Но есть версия, что успели построить только левый флигель, а справа только заложили фундамент). Сейчас остались лишь центральная часть дома и западный флигель.
В усадебном доме была водоподъемная машина, которая подавала воду на 2-й этаж. Дом отапливался по особой воздушной системе, сконструированной Н.А. Львовым, которую он описал в своей книге про пиростатику воздушных печей; в 1793 г. книга была опубликована под названием «Русская пиростатика» и выдержала два прижизненных издания в 1795 и 1799 гг. Он первым в России предложил подобную систему отопления. Камины в доме были своего рода кондиционерами: через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходящий через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в специальные вазы, которые стояли рядом с камином, наполненные розовой водой или другими ароматизаторами. Потом через решетки в вазах теплый свежий, приятного запаха воздух поступал в комнаты. Также для удобства быта Н.А. Львов изобрел «паровую кухню», в которой пар варил еду, мыл посуду, вращал вертела. По сути все помещения были неординарными, с большим вкусом были оформлены комнаты и парадная зала, даже обои были необыкновенными. Жена Н.А. Львова – большая выдумщица и мастерица в домашних делах – придумала особые обои, расшитые разноцветной шерстью по соломе.
Недалеко от усадьбы «Никольское-Черенчицы» на разных берегах реки Тверцы, почти друг против друга расположены две бывшие усадьбы «Митино» и «Василево», созданные по проектам Н.А. Львова. В первой из них сохранившиеся усадебные постройки находятся на территории санатория. Нужно напрячь фантазию, чтобы представить, какой была усадьба «Митино». В «Митине» был прекрасный «скальный сад» и каскад прудов на Митинском ручье. Террасный уступ соединял ряд построек: пирамиду-погреб, кузницу, ключевой колодец, складские помещения, производственные здания. Теперь в «Митине» рядом с многоэтажным корпусом санатория и другими современными постройками с трудом можно найти остатки некогда привлекательной усадьбы. Но нельзя не заметить погреб в форме египетской пирамиды и двухэтажный главный дом усадьбы. Погреб-пирамида использовался не только по прямому назначению, но и был приятным местом отдыха, где можно было утолить жажду, переждать летнюю жару. Остатки сада и парка напоминают о былом величии этой усадьбы. Чудный вид на реку Тверцу заставляет лишний раз оценить дивную красоту этих мест, что очень остро ощущал Н.А. Львов, создавая архитектурные произведения на родной земле.
В бывшей усадьбе «Василево», которая принадлежала родственнику архитектора – Д.С. Львову, сейчас расположен музей деревянного зодчества. От самой усадьбы «Василево» сохранилось немногое: флигель, остатки прудов и поражающий размерами трехарочный мост из огромных валунов. Н.А. Львов построил этот мост практически без применения связующего раствора. Деревянные церкви не имеют отношение к творчеству Н.А. Львова на территории музея. В «Василеве» дом расположен на левом берегу ручья Безымянного; там была система террасных прудов. Гроты из огромных глыб «дикого» камня декорировали плотины. Арочный валунный пролет моста перекинут через «шейку» переливающихся прудов, где были вольеры для водоплавающих птиц. Мост, расположенный под углом к оси каскадных спадов и прудов, всей своей стометровой длиной был обращен к усадебному дому. Именно он выглядел особенно эффектно благодаря своей рельефной «валунной» пластике, площадкам для птиц и др. В свою очередь, с моста была одна из лучших видовых точек на дом. Контраст легких архитектурных форм деревянных домов в «Митине» и «Василеве» с основанием из «дикого» валуна способствовал художественной выразительности ансамбля. Прием контраста применялся и в композиции каменных сооружений.
Архитектурной жемчужиной называют созданную Н.А. Львовым усадьбу «Знаменское – Раек». Это одна из красивейших бывших усадеб России. Овальный парадный двор, окруженный дорической колоннадой, поражает архитектурными формами. Запоминается рисунок балюстрады. Невесомыми кажутся арка въездных ворот со сквозной решеткой, изящные вазы на аттике. Легок и строен четырехколонный портик дворца с высокой, ведущей к нему каменной лестницей. Колоннада, дворец, флигели – все гармонично.
Владелец усадьбы, влиятельный сенатор, генерал-аншеф Ф.И Глебов-Стрешнев заказал Н.А. Львову создать на возвышенном месте в излучине реки Логовежь дворцово-парковый ансамбль. Он желал иметь дом в дворцовом стиле, где можно давать великосветские приемы и принимать императрицу. (По преданию, усадьбу посетила императрица Екатерина II, в столовой имелось почетное место, где она сидела, а позже над ним висел ее портрет). Усадьба и в наши дни поражает. Парадный двор напоминает огромную дворцовую площадь. Двойная дорическая колоннада объединяет главный дом с флигелями и триумфальной аркой, въезд от которой ведет прямая дорожка к дому-дворцу.
Замечательна и внутренняя отделка дворца с плафонами, лепным декором стен и потолков, чудесными изразцовыми печами и мраморными каминами, редкостными по изяществу форм и по своеобразию устройства, с великолепным рисунком паркетов. Все это сейчас пребывает в жалком состоянии. Когда-то в усадебном доме стены украшали лепные гризайли, легкий орнамент и медальоны, два камина; был паркетный пол особой конструкции, который во время танцев слегка покачивался, а сверху в залу из-под купола лились мягкий свет и музыка. В доме был двойной купол, в световом фонаре была комната, где во время вечеров и балов размещался оркестр. Из окон зала открывался чудесный вид на центральную аллею парка, ведущую к речке и прудам. В парке многочисленные затеи: беседки, гроты, павильоны. Парк был действительно великолепен с затейливыми прудами, сложенными из валунов мостами, с пристанями, гротами, купальней, беседками, статуями и павильонами. Теперь старых деревьев осталось очень мало, а когда-то живописные пруды утеряли свои очертания. Еще в начале 1990-х гг. сохранялась прекрасная 10-колонная беседка-погреб, на высоком пьедестале это была беседка-ротонда с погребом; в 1992 г. она рухнула, не дождавшись реставраторов. Главный дом с 4 флигелями и парадным двором, опоясанным колоннадой (1787 г.), а также церковь Знамения (1770 г., ее также проектировал Н.А. Львов) сохранились. В советский период в усадьбе располагались правление совхоза, дом отдыха текстильщиков, колония малолетних преступников, пансионат тверского завода «Центросвар». В 1990-е годы усадьба была бесхозной. Сейчас усадьба реставрируется; создан фонд для ее восстановления и реставрации.
Посетив усадьбы, созданные Н.А. Львовым, единодушно соглашаешься с оценкой его творчества, сделанной известным искусствоведом М.А. Ильиным: «необычайно одухотворенные, на редкость поэтичные, очень глубокие по замыслу усадебные постройки. Н.А. Львов выступает в этих произведениях как певец чувств, эмоционального восприятия мира, природы, архитектуры… Его целью, как архитектора, становится всеохватывающая архитектурная гармония, которая, как и гармония природы, должна способствовать наиболее полному раскрытию лучших свойств человека, его сокровенных чувств, его индивидуальности».
Огромная часть таланта Н.А. Львова была отдана созидательной деятельности в Петербурге и его окрестностях, а также – на Тверской земле. Но и в Москве, и Подмосковье Н.А. Львов построил немало. В Московской области сохранились два прекраснейших ансамбля усадебного типа, в создание которых Н.А. Львов внес значительный вклад – «Введенское» и «Вороново» а также Знаменская церковь в Клинском районе.
Благодаря стараниям Н.А. Львова была построена усадьба по заказу князя П.В. Лопухина «Введенское» на рубеже XVIII – XIX в. Архитектурный ансамбль усадьбы «Введенское», созданный в стиле классицизма, состоит из жилого комплекса, образованного главным корпусом с двумя флигелями, конного двора, парка и церкви. Со стороны Москвы-реки к парадному двору подводит 2-километровая березовая аллея, на протяжении которой разбит партер, спускающийся к запруженной речке Нахабке. Местность в окрестностях «Введенского» очень живописная. Н.А. Львов восхищался природой, наслаждался лесами, но сожалел, что нет ключей, нет реки. Он осуществил большую работу по гидроустройству, в парке появились каскады фонтанов. До наших дней сохранились дом (повторенный в камне в 1912 г.), два флигеля, конный двор, кирпичная с деталями из белого камня Введенская церковь (сооружена после смерти Н.А. Львова в 1812 г. по его проекту), парк. Главное здание усадьбы с колоннадой построено в стиле русского классицизма. Первоначально оно было из дерева. Дом состоит из двухэтажного центрального корпуса и одноэтажных крыльев, которые раньше. соединялись открытыми галереями-колоннадами, впоследствии превращенными в застекленные переходы. Парк, разбитый на склоне, спускающемся к запруженной речке Нахабке, имеет пейзажную планировку. Парк особо интересен системой посадки ценных пород деревьев кругами, что позволяло создать своеобразные «букеты». Сохранилась «Введенская» церковь с колокольней, позже объединенной с храмом крытым переходом. Оригинальна ярусная и круглая в плане, окруженная белокаменной тосканской колоннадой и увенчанная высоким шпилем-шатром композиция колокольни. Прекрасный усадебный ансамбль в «Введенском» радует глаз до наших дней. В советский период и сейчас там размещается дом отдыха санаторного типа (Одинцовский район).
Н.А. Львов внес большой вклад в создание усадьбы «Вороново» по заказу графа А.И. Воронцова, который вначале пригласил крупного московского архитектора К.И. Бланка, а затем – Н.А. Львова, по проекту которого в стиле классицизма построили дом-дворец. Он также проектировал конный двор и расширил парк. С 1800 г. владельцем «Воронова» стал московский генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин. В 1812 г. через «Вороново» проходили русские войска, направлявшиеся к Тарутинскому лагерю, здесь находился штаб М.И. Кутузова. Ф.В. Ростопчин, который был в арьергарде войск, при отступлении поджег собственную усадьбу. В пожаре погибли дом-дворец и конный двор. Позже отстроили новый главный дом, но проектировал его уже не Н.А. Львов.
Парк в «Воронове», созданный благодаря Н.А. Львову, один из самых лучших образцов садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX вв. В центральной части усадьбы парк с середины XVIII в. был регулярным, а в южной части усадьбы – ландшафтным, и террасами спускался к большому пруду с островом. Для усиления живописности Н.А. Львов перегородил плотинами речку Воронка и создал пруды с различными уровнями, сохранившиеся до наших дней. К.И. Бланк в усадьбе построил Спасскую церковь и Голландский домик (1760-е гг.) у пруда. В советский период в «Воронове» (Подольский район) был дом отдыха, теперь – санаторий.
В Клинском районе сохранилось еще одно творение Н.А. Львова. Но опять отсутствуют точные документы, и только по характерному почерку специалисты относят этот храм к творчеству Н.А. Львова. С большим трудом можно попасть в урочище Теплое. Там была большая усадьба «Теплое», или «Теплово». Это было владение Соймоновых до конца XIX в., их родовое гнездо, потом хозяевами стали Г.А. Беловец и с 1911 г. – П.Д. Долгоруков. Основное строительство вели при Н.А. Соймонове, который решил построить Знаменскую церковь (1797 г.), проект заказал Н.А. Львову. Зодчий был в родственных отношениях с родом Соймоновых, строил для них в Петербурге. Примерно в то же время (Н.А. Львов строил в Петербурге на Выборгской стороне для П.А. Соймонова дачу, похожую на этот Знаменский храм в плане и в некоторых деталях (повсеместное использование мотива трехчастых полукруглых окон и др.). Даже мало просвещенный человек, глядя на этот храм, ощущает итальянские мотивы. Храм – памятник архитектуры классицизма. Он построен из кирпича с применением белого камня. Одноапсидный храм завершается низкой купольной ротондой. Светлое подкупольное пространство отделено от остальных помещений колоннами. С трех сторон церковь окружена тосканскими портиками с фронтонами. Сохранилась также стройная цилиндрическая колокольня. Храмовый комплекс находится в заброшенном состоянии. Похоже, что все забыли, что здесь находится архитектурный памятник, созданный выдающимся русским архитектором.
Судьба большинства московских построек сложилась трагично. Не сохранилось ни одного крупного здания, возведенного по проекту Н.А. Львова, тем более не искаженного перестройками и при общем признании его авторства. До сих пор вызывает споры авторство Н.А. Львова в отношении дома А.К. Разумовского в Москве на Гороховом поле (ул. Казакова, 18/20), который частично сгорел в 1999 г., хотя большинство специалистов признают авторство Н.А. Львова. (И отрицают авторство М.Ф. Казакова и А.А. Менеласа, последний только строил по проекту Н.А. Львова).
Усадьба графа А.К. Разумовского была построена в 1799 – 1802 гг. Дом-дворец – один из немногих памятников деревянного классицизма допожарной Москвы. Его строительство оказало сильное влияние на творчество последующих поколений архитекторов. Дом имеет сложную планировку: глубокая экседра центрального объема, изгибающиеся открытые лестницы, изящные ионические портики, балконы мезонина – не имеет композиционного аналога среди московских построек рубежа XVIII – XIX вв. В центре здания расположен портал в виде арки, перекрытой фронтоном. По бокам ее два портика из четырех сдвоенных колонн каждый. К главному входу ведет наружная двусторонняя лестница. А.К. Разумовский хотел, чтобы центральная часть дома, где намечалось разместить его апартаменты, была возведена из дерева. Н.А. Львов учел его желание и построил стены из вертикально поставленных, плотно пригнанных деревянных стволов и оштукатурил их снаружи и внутри лепниной.
Вначале главный дом усадьбы не соединялся с боковыми флигелями; только в середине XIX в. дом и флигели объединили, и они образовали обширный двор, отделенный от улицы металлической решеткой на круглых белокаменных столбах. Эффектны арки, соединяющие флигели усадьбы с хозяйственными дворами. Глубокий парадный двор отделяет от улицы главный дом, за которым до сих пор сохранился обширный парк. Когда-то этот парк, простиравшийся до р. Яузы, славился обилием затей; там были китайские домики, древнегреческие храмы, русские избы, готические башни, грот и пруд, развлекавшие А.К. Разумовского и его друзей, когда он приглашал их в сад «на сенокос».
Обсуждают также возможность авторства Н.А. Львова при создании проекта дома А.К. Разумовского (Воздвиженка, 8), более известного как «Свадебный дом Шереметева и Параши Жемчуговой». Этот дом был построен в 1790-х гг. для графа А.К. Разумовского, с 1799 г. он принадлежал графу Н.П. Шереметеву. Этот большой городской особняк увенчан куполом, украшен угловой полуротондой. После пожара 1812 г. здание несколько изменило свой облик. Стиль Н.А. Львова, его манера, почерк, пристрастие к определенным формам и деталям могут сказать о многом, тем более, когда авторство проектов не всегда ясно из-за утраченных документов и чертежей, когда несколько архитекторов строили и перестраивали здание в разные годы.
Великолепные архитектурно-художественные произведения, Н.А. Львова поражали современников, заставляли снова и снова восхищаться его мастерством. Заказы А.А. Безбородко Н.А. Львов выполнял в первую очередь и с особым старанием; он понимал, как много значит для него поддержка этого влиятельного человека. Когда А.А. Безбородко решил построить себе новый дом-дворец в Москве, то он пригласил Дж. Кваренги, а для планировки сада и парковых сооружений – Н.А. Львова. А.А. Безбородко знал о дружбе и творческом общении этих ярких зодчих, имевших уже опыт работы друг с другом (в Павловске и особенно в Ляличах у князя Завадовского). Для А.А. Безбородко Н.А. Львов спроектировал изумительный по красоте и разумной насыщенности забавами сад, но смерть заказчика сделала невозможным реализацию этого проекта.
Н.А. Львов имеет отношение к архитектурным преобразованиям в Московском Кремле. В 1797 г. он получил задание перестроить Кремлевский дворец. По составленному им проекту намечалось небольшой растреллиевский дворец сделать фрагментом здания, выходившего фасадом на Москву-реку. Проект был грандиозен, его утвердил Павел I. Но осуществить целиком свой замысел Н.А. Львов не успел. В любом случае о высочайшем профессиональном уровне Н.А. Львова свидетельствует привлечение его к разработке проекта реконструкции Кремля. Работы Н.А. Львова по подготовке к составлению проекта реконструкции Кремлевского дворца и его собственное отношение к выполнению этого важного государственного задания заслуживают более полного их освещения в печати. Н.А. Львов, работая над проектом расширения Кремлевского дворца, перед созданием своего проекта, а точнее – в начале нескольких его вариантов, – тщательно изучил особенности древних памятников Москвы, осмыслил ценности древнерусской архитектуры. Он создал альбом «Опыт о русских древностях в Москве». Характерной чертой предложенного Н.А. Львовым проекта реконструкции и расширения Кремлевского дворца было бережное отношение к национальному наследию. Он не нарушал, а развивал принципы сложившейся системы связанных построек и замкнутых дворов. Предложенный проект предполагал сохранение архитектурных памятников прошлого. Он предлагал гармонично включить новое сооружение в максимально полно сохраненный исторический архитектурный ансамбль. Он хотел именно сохранить архитектурно-художественный ансамбль, поэтому выполнил проект, частично отказавшись от излюбленных приемов в отчасти несвойственных его творческому почерку решениях. Все определялось исключительно высокой культурой Н.А. Львова, специально занимавшегося проблемой русского художественного наследия. Хотя выполненный Н.А. Львовым проект расширения Кремлевского дворца не был осуществлен, он сыграл значительную роль в развитии архитектуры романтического направления. По сути, он дал урок следующим поколениям архитекторов, показав в проекте пример бережного отношения к историко-архитектурному наследию. Но архитекторы следующих веков то ли не знали о его работах, то ли не были столь культурными людьми, как Н.А. Львов, чтобы учесть и продолжить его начинания в Кремле.
В то время частые пожары были повсеместной бедой. Дерево было уязвимым материалом, Н.А. Львов пытался создать огнестойкие строительные материалы. После многочисленных опытов он внедрил землебитные строения: землю засыпали в деревянные ящики и плотно ее трамбовали, затем пропитывали густым известковым раствором, а когда земля подсыхала, стенки ящиков снимали. Получался плотный строительный блок, или большой земляной кирпич, который оценивался как базовый элемент при строительстве.
В начале землебитные строения появились в усадьбе «Никольское-Черенчицы». При помощи А.А. Безбородко ему удалось заинтересовать императора Павла I землебитными постройками. В 1797 г. вышел именной Указ об учреждении Школы землебитного строительства в «Никольском-Черенчицах». Ее учащиеся считались на государственном обучении. Н.А. Львов стал директором этой школы.
В 1797 г. Н.А. Львову пожаловали небольшой участок земли в районе Симонова монастыря. Землю под названием Тюфельские казенные покосы с лесными и пахотными угодьями и водами отдали Н.А. Львову в возмещение затрат на содержание в Москве своего рода филиала и опытного полигона Школы землебитного строительства. Землю эту дали ему еще и для пропаганды землебитных строений, образцы которых он должен был возводить из собственных материалов. С 1799 г. главной экспериментальной площадкой в России по возведению землебитных строений стали именно эти земли, известные как место – «Тюфелева дача». Несколько землебитных строений сохранилось там до начала 1930-х гг. В 1931 г. в связи с расширением автомобильного завода снесли три последних землебитных домика.
В 1798 г. в Москве по сторонам Московской железной дороги появились казармы, построенные по технологии землебитного строительства. Это был комплекс двухэтажных вместительных зданий для солдат, офицеров, служб и конюшен. Строительство завершили в 1800 г.
Император Павел I привлек Н.А. Львова к работе в Павловске, поручил возвести опытную землебитную избу и дом в деревне Арапакаси около Гатчины, а потом – Приоратский дворец в Гатчине, любимой загородной резиденции Павла I. Строительство этого дворца было знаком особого внимания со стороны императора.
Н.А. Львов создал проект небольшого дворца, похожего на старинный швейцарский замок. Н.А. Львов крайне редко общался с самим императором по строительным делам, но был вынужден иметь дело с его фаворитом – генерал-провиантмейстером, градоначальником Гатчины А.Х. Обольяниновым, ограниченным и крайне завистливым человеком. А.Х. Обольянинов выделил для строительства Приоратского дворца очень плохое болотистое место. Но Н.А. Львов хорошо знал особенности гидрогеологических условий строительства. Он построил мощный фундамент, гидроизолировал земляные стены. Говорили, что большое строение из земли, возведенное на болоте, скоро развалится, а Приорат хорошо сохранился до наших дней. Император поблагодарил зодчего за труд. Создавая Приорат, Н.А. Львов усовершенствовал парк, придумал новые затеи, которые присвоил себе – как автор – А.Х. Обольянинов. Создание Приоратского дворца продолжалось всего 3 месяца – с средины июля по середину сентября 1798 г. Дворец оказался очень надежным. В годы Великой Отечественной войны, когда шли ожесточенные бои в Гатчине, рушились каменные постройки, – Приоратский дворец выстоял.
Н.А. Львов понимал перспективность землебитного строительства, чего нельзя сказать о большинстве окружавших его чиновников, помещиков, горожан, крестьян, которые с подозрением относились к новой технологии. Многие не верили в надежность и долговечность землебитных строений. По этой же причине не было растущего числа учеников в «Школе землебитного строительства». Но за годы работы (1797 – 1802 гг.) она выпустила 815 мастеров и подмастерьев, приехавших из 48 губерний России. В среднем каждый год в Школе учились 160-170 человек, в основном крепостных людей. Н.А. Львов первым в России предложил прием землебитного строительства и первым создал Школу по подготовке первых профессиональных специалистов по землебитному строительству.
Он был первым в России, кто научился изготовлять толь для кровли и для обшивки кораблей, а в конце 1790-х – начале 1800-х создал первый в России проект завода для производства толя (тогда говорили «каменный картон»). В Москве в Тюфелях, или «Тюфелевой даче», по этому проекту построили завод.
Н.А. Львов был новатором и в строительстве водолечебниц. В 1803 г., когда по повелению Александра I он обследовал на Кавказе и в Крыму минеральные термальные источники и думал о выполнении именного Указа, предписывавшего устраивать при Кавказских минеральных водах лечебные заведения, он разработал собственный проект водной лечебницы на теплых целебных водах (как тогда говорили «паровой бани») в толще сталактитовой горы. Готовясь к разработке проекта, Н.А. Львов стремился учесть зарубежный опыт, прежде всего французский. Тогда-то он и написал знаменитую фразу: «Может быть, и оттуда заимствовать будет что-нибудь возможно, не отступая однако от сего единственно и твердо во мне вкорененного закона, что для русского человека русские только годятся правила и совсем он не сотворен существом подражательным – везде исполин и везде подлинник». Похоже, что эти слова были для него исходным профессиональным принципом и правилом.

Андреев А.К. Бывший дом Разумовского в Москве и некоторые вопросы истории русской архитектуры начала XIX в. Л., 1975.
2. Андреев А.К. Дом Разумовского в Москве – последнее произведение архитектора Н.А. Львова – сб. Проблемы синтеза искусства и архитектуры, вып. 5 Л., 1975.
3. Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. Принципы художественного единства. Под редакцией Саваренской Т.Ф.М., 1997.
4. Архитектура русской усадьбы. М., 1998.
5. Балдина О.Д. От Валдая до Старицы. М., 1968.
6. Бочкарева И.А. Н.А. Львов. Торжок, 2001.
7. Бродский Я.Е. Москва от «А» до «Я». Памятники истории, зодчества, культуры. М., Московский рабочий, 1994.
8. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Архитектурные прогулки по Москве. М., Ворон., 1996.
9. Будылина М.В. Архитектор Н.А. Львов. М., 1961.
10. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988.
11. Веселова А.Ю. Парк в эстетической концепции Н.А. Львова – Н.А. Львов и его современники: литераторы и люди искусств. СПб., 2002.
12. Глумов А.Н. Н.А. Львов. М., 1980.
13. Глушкова В.Г. Подмосковье. Культура, история, география. М., Вече, 2003.
14. Глушков С. Былой России острова. Тверь. 2001.
15. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1909.
16. Греч А.Н. Венок усадьбам. – Памятники Отечества., 1994 – 1995, №32.
17. Демин А.О. Театральное представление «Добрыня» Г.Р. Державина и одноименная «героическая песнь» Н.А. Львова и его современники: литература и люди искусства. СПб., 2002.
19. Знаменитые россияне XVIII – Х1Х веков. Биографии и портреты. Составитель Е.Ф. Петинова. Л., 1996.
20. Зубкин В.Е., Коновалов В.М., Королев Н.Е. Зонное нагнетание сыпучих сред, или как строить из обыкновенной земли весьма дешевые, прочные, теплые и огнестойкие дома посредствам «Русских качелей» Практическое пособие. М., 2002.
21. Ильина М.А. О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова. – сб. Русское искусство XVIII в. М., 1973.
22. Егоров Н. Самое известное в России строение из земли, или Приоратский (Земляной) дворец в Гатчине. – «Петербургский строительный клуб», Январь 23.
23. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.
24. История русской архитектуры СПб., 1994.
25. Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2001.
26. Никитина А.Б. О деятельности Н.А. Львова по изучению природных богатств России – Вклад Академии наук в познаний России. СПб., 2002.
27. Никитина А.Б. Н.А. Львов в отзывах современников. – H.A. Львов и его современники: литераторы и люди искусства. СПб., 2002.
28. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М., 1993.
29. Островский А. Архитекторы Петербурга. Три этюда. – Белые ночи, выпуск 6, составитель Слобожан. Л., 1980.
Памятники архитектуры Московской области. Том 2. M., 1999.
30. Русские портреты XVIII и XIX столетий. 5 томов. СПб., 1905 – 1909.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция