Автомобильный ретейл в России Статья
ДОКЛАД НА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«АВТОМОБИЛЬНЫЙ РИТЕЙЛ В РОССИИ – ПУТИ РАЗВИТИЯ»
НА ТЕМУ: «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЛЕРСКИЕ СЕТИ В РОССИИ»»
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ
ДИЛЕРОВ ОАО «АВТОВАЗ»,
ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ЭЛЕКС ПОЛЮС»
ЛИСЮТИНА ИГОРЯ АНАТОЛЬЕВИЧА
Москва, Президент-отель,
20 сентября 2006 г.
Российский рынок автомобилей продолжает свой рост. Объем продаж новых иномарок за 2005 год вырос на 50%. Подобная тенденция сохранилась и в 2006 году. Суммарный объем продаж новых иномарок к середине 2006 года превысил отметку в 80 тысяч машин в месяц, которая для российских моделей уже давно оставалась непреодолимым рубежом. По оценке аналитиков, если сохранятся текущие темпы продаж, то до конца года на российском рынке будет реализовано более 900 тысяч новых иномарок и порядка 780 тысяч автомобилей отечественных марок. Однако, подобные результаты не могли быть достигнуты без наличия мощных сервисно-сбытовых сетей у автопроизводителей.
Победные реляции о продажах иномарок и открытии новых сборочных производств идут на фоне постоянного расширения дилерских сетей иностранных брендов. Давайте посмотрим ленты информационных агентств за август-сентябрь: Toyota открыла нового дилера в Красноярске (04.08.2006), в Екатеринбурге (23.08.2006) и в Новокузнецке (05.09.2006), Nissan открыл нового дилера в Воронеже (23.08.2006) и Москве (28.08.2006), новый дилер Lexus в Екатеринбурге (25.08.2006), новый дилерский центр Volvo в Санкт-Петербурге (11.08.2006), Mitsubishi Motors открыла дилерский центр в Костроме (06.09.2006). И это за неполных два месяца.
Крупные столичные дилеры также расширяют сети своих салонов. Так «Инком-Авто» начал строительство нового дилерского центра Renault в Москве, в дальнейшем «Инком-Авто» намерен создать «дилерскую деревню», где будут продаваться и автомобили других иностранных марок. Компания собирается вложить в этот проект более 10 млн долларов.
Дилерский холдинг Major планирует построить в Москве большой автомобильный центр — так называемую «дилерскую деревню», в которой будет одновременно представлено не менее 10 различных марок. Первоначально здесь будет размещено четыре монобрендовых дилерских центров — Ford, Nissan, Renault, Mazda, а также два «мультибрендовых» — Chrysler, включая автомобили марки Chrysler, Jeep и Dodge, а также General Motors (Opel, Chevrolet, Cadillac, Saab и Hummer).
По предварительной информации, открытие торговых площадок может состояться уже в 2007 году — все зависит от того, как скоро Major уладит вопросы соседства потенциально конкурирующих марок на одной площадке. К примеру, генеральный директор General Motors-СНГ Яцек Горски заявил, что ему нравится идея «дилерской деревни», однако GM выдвигает требование строительства отдельного здания под свои марки.
Информацию о подписании соглашений о намерениях на строительство центров на новой площадке подтвердили еще в двух компаниях.
По оценкам экспертов, создание «дилерской деревни» обойдется холдингу Major примерно в 40-60 миллионов долларов США. Конкретная сумма зависит от того, сколько именно зданий придется строить на новой площадке. Кроме того, именно здесь Major планирует возвести и собственный логистический центр.
По подсчетам аналитиков, на начало 2006 года в России насчитывалось 1200-1250 официальных дилеров иномарок, а число представленных автомобильных брендов приближалось к 50-ти. Однако необходимо учесть то, что многие дилеры, в основном в крупных городах, являются одновременно дилерами нескольких брендов, т.е. — «мультибрендовыми». Так, например, общее число официальных дилерских центров зарубежных компаний в Москве, рассчитанное как сумма дилеров по брендам, составляет порядка 288 единиц. При этом если взять в расчет «мультибрендовое» дилерство, то число это сокращается до 200 компаний. Аналогичная картина и в крупных региональных центрах. За 2005 год число официальных дилеров зарубежных брендов в России увеличилось на 30% (с учетом появления новых брендов).
Все зарубежные автомобильные марки делятся на две категории: те, которые официально продаются в России, и те, которых в нашей стране как бы нет. Число последних за прошедшие три-четыре года сильно сократилось. Сейчас в России официально представлено большинство мировых автомобильных брендов, однако, торговая и сервисная политика у них разная. Главный признак «цивилизованности» бренда — наличие у него генерального импортера в России. Как правило, это дочерние структуры автоконцернов General Motors (марки Chevrolet, Cadillac, Opel, Saab), Ford (Ford, Land Rover, Volvo, Jaguar), DaimlerChrysler (Mercedes-Бега, Chrysler, Jeep), Volkswagen (Audi, VW, Skoda, Seat), Toyota (Toyota, Lexus), BMW (BMW, Mini), Renault, Nissan, Peugeot, Subaru, Honda и др. В марте 2006 года европейское подразделение Mazda Motor Europe учредило в России дочернюю фирму «Мазда Мотор Рус», которая с апреля является официальным импортером марки на российском рынке, а «Ниссан Мотор Рус» и «Даймлер-Крайслер Автомобили Рус» расширят свое присутствие в нашей стране за счет новых брендов: Infiniti (Nissan), Dodge (DaimlerChrysler).
Некоторые производители предпочитают назначать генеральными импортерами независимых российских партнеров. Так, дистрибьюторская компания «Рольф» и родственная ей фирма «Карнет-2000» эксклюзивно поставляют в Россию Mitsubishi и Hyundai. Компания Mitsubishi вообще собирается выделить российский рынок в отдельный рыночный сегмент. Это решение было принято потому, что объемы продаж в России превысили количество проданных автомобилей в любой другой стране Европы. За первое полугодие 2006 года в России было продано 33 982 автомобиля. Напомним, что до этого момента Россия считалась частью европейского рынка. Теперь для российских дилеров Mitsubishi, судя по всему, будут предусмотрены отдельные квоты на автомобили. Кроме того, России могут выделить еще и независимую логистическую цепочку для поставки автомобилей и запчастей. Ранее компания пользовалась одним из европейских каналов.
Корейская SsangYong, не имеющая до последнего времени генерального импортера в России, в 2005 году заключила официальное дистрибьюторское соглашение с компанией «Северсталь-Авто». Теперь, в соответствии с обязательствами официального дистрибьютора SsangYong на всей территории России, «Северсталь-авто» осуществляет всю необходимую деятельность, начиная с поставок автомобилей и запчастей и заканчивая рекламной поддержкой выпускаемой продукции. Кроме того, «Северсталь-авто» начала с 1 сентября на российском рынке активное продвижение бренда FIAT. Продажи автомобилей итальянской марки стартуют одновременно на всей территории России. В соответствии с соглашениями между ОАО «Северсталь-авто» и FIAT Auto S.p.A., компания «Северсталь-авто» является официальным дистрибьютором бренда FIAT в России, а также намерена в сотрудничестве с итальянским партнером реализовать ряд индустриальных проектов. До конца текущего года на территории России откроется 35 дилерских центров FIAT, оформленных в соответствии с корпоративными стандартами итальянской компании. В 2006 году планируется продать 2400 автомобилей. В 2007 году количество дилеров FIAT будет увеличено до 50, а общий объем реализации автомобилей составит 36 500 шт.
Однако существует и обратное движение. Так, до недавнего времени импортные автомобили Kia продавались в России через одного официального импортера — «Kia Сандол». В марте 2005 года статус официальных импортеров получили сразу еще две компании — Группа «СОК» (SoKIA) и «Автотор».
В конце 2005 года узбекская «УзДэуАвто» изменила структуру дистрибуции автомобилей в России. Вместо единого дистрибьютора назначены шесть региональных представителей компании. Ранее интересы завода представлял один дистрибьютор — «Квин Групп». Теперь эта компания поставляет автомобили только в Москву и Московскую область. По последним данным, «Квин Групп» решила свернуть розничный бизнес по продаже автомобилей этой марки. Вместо этого компания займется реализацией машин марок Kia и Fiat. Несмотря на это, «Квин Групп» останется дистрибутором автомобилей Uz-Daewoo по Москве. Об этом заявил директор по развитию компании Александр Гнездюк. По его словам, отказ от розницы позволит «Квин Групп», как дистрибутору, быть «честнее и справедливее в отношении других дилеров».
Стоит напомнить, что до 2005 года эта компания была единственным в России дистрибутором автомобилей Uz-Daewoo. После того, как поставками узбекских машин начали заниматься еще несколько компаний, руководство «Квин Групп» приняло решение о диверсификации собственного бизнеса. Сначала дистрибутор открыл сеть автосалонов под названием «Км/ч», в которых продавались автомобили Daewoo и некоторых других марок. Теперь место узбекских машин в «Км/ч» займут модели марок Kia и Fiat — это, по мнению специалистов, более стабильные в розничном плане бренды.
Вообще, у некоторых брендов практикуются субдилерские соглашения о сервисном обслуживании автомобилей между официальными дилерами и небольшими локальными автоцентрами. Правда, крупные производители практику субдилерства всячески пресекают, ссылаясь на то, что не могут через третьи руки контролировать выполнение корпоративных стандартов.
Независимые импортеры остались лишь у нескольких марок. Так, например, несмотря на то, что в России было создано официальное представительство «Автомобили Ситроен», компания продвигает идею самостоятельного ввоза автомобилей. «Автомобили Ситроен» заключает с дилерами так называемые импортерские контракты, согласно которым дилеры становятся официальными импортерами Citroen.
По некоторым сведениям, концерн Suzuki пока не собирается назначать в России единого импортера. С 2006 года автомобили Suzuki в Россию официально разрешено ввозить только «ИМ Авто» — подразделению корпорации Itochu, независимой от Suzuki Motor Co. и поставляющей также оборудование, текстиль, экспортирующей нефть, металлы и т.д.
В ноябре-декабре этого года в России возобновятся официальные продажи итальянских автомобилей Alfa Romeo. Дистрибьютором марки на российском рынке станет компания Major. По словам представителей дистрибьютора, дилерские центры Alfa Romeo будут открыты во всех крупных городах России — в десяти из них в первый год.
В 2005 году на автомобильном рынке России стали заметны новые игроки. Компания «ИРИТО» приступила к продаже на отечественном рынке автомобилей, произведенных в Китае, и приобрела статус генерального дистрибьютора марок Great Wall, FAW, BYD, Foton, DFM (Dong Feng) и Hafei. В августе 2005 года китайский автозавод Chery и российская компания «Инком-Авто» подписали дилерское соглашение. Согласно ему «Инком-Авто» является одним из официальных, дилеров Chery на российском рынке. Еще в августе 2003 года в Новосибирске была основана компания АЦ «Пекинский джип» (организационно входит в холдинг «Транссервис»). Компания импортирует продукцию китайских производителей Admiral и Chery и осуществляет оптовые поставки через собственную дилерскую сеть.
В сентябре 2005 года в России начались первые продажи иранских автомобилей, собранных компанией Iran Khodro. Партнером Iran Khodro стала компания «Автодруг», продающая иранские автомобили через свою дилерскую сеть. В России у компании «Автодруг» около 22 дилеров в 18 городах. В будущем есть планы расширения дилерской сети. В октябре планируется запустить широкомасштабную рекламную кампанию бюджетом около 2 млн долларов.
В прессе мелькали сообщения о возможных попытках вывода на российский рынок автомобилей индийского, индонезийского и даже австралийского производства.
Автомобили сверхдорогого сегмента реализуются в относительно небольших количествах, поэтому их поступление в торговую сеть не требует очень развитой дилерской сети и иногда осуществляется напрямую с предприятия-производителя или через представительство в России. Некоторые производители таких автомобилей, впрочем, не имеют в России даже представительства. Однако следует отметить, что и тут возможны неожиданности. Например, до 2005 года компания Porsche активно не развивала свою дилерскую сеть в России, но в 2005 году ситуация резко изменилась: число дилеров выросло до 8.
В марте 2006 года Bentley Motors открыла второй автосалон в Москве. Это связано с тем, что продажи Bentley в 2005 году составили около 200 автомобилей, что позволило России войти в тройку лидеров по продажам в Европе. В данный момент компания рассматривает возможность открытия в Санкт-Петербурге 3-го дилерского центра Bentley.
Дилерские сети отечественных производителей в 2005 году интенсивно развивались и реформировались. На начало 2006 года в России, по нашим данным, насчитывалось 1300 — 1350 официальных дилеров отечественных производителей (с учетом ряда сетей сборочных производств зарубежных брендов). Общее число официальных дилеров отечественных производителей за 2005 год выросло более чем на 10%. Крупнейший российский автопроизводитель АВТОВАЗ к началу 2006 года почти закончил перевод своей дилерской сети на «одноуровневую» схему (производитель — дилер). До этого дилерская сеть АВТОВАЗа была «двухуровневой» (производитель-дистрибьютор-дилер). Это, наряду с постоянно растущими требованиями к дилерам, позволило улучшить контроль и управляемость сети, а также укрепить бренд. АВТОВАЗ обладает самой крупной дилерской сетью на территории России. На начало 2006 года она насчитывала 479 официальных дилеров (в настоящий момент их — 495). За 2005 год АВТОВАЗ количественно увеличил свою сбытовую сеть всего на 3%. (добавить о перспективах развития дилерской сети АВТОВАЗа)
Второй, по числу дилеров, отечественный производитель — холдинг «РусПромАвто». В него, кроме других предприятий, входит ОАО «ГАЗ». Реализацией продукции холдинга занимается ТД «Русские Машины», входящий в его структуру. ТД создан с целью централизации продаж продукции ряда предприятий холдинга. В 2005 году ТД «Русские Машины» увеличил свою сбытовую сеть почти на четверть, доведя число дилеров до 154. Вообще, реформирование и поддержка дилерской сети группы «ГАЗ» довольно показательны. Группа «ГАЗ» собирается ввести дополнительную маржу для своих дилеров, которые уже построили автосалоны по новым корпоративным стандартам. Это позволит увеличить доходы дилерских компаний примерно на 30-40%. Напомним, что первые дилерские центры ГАЗ, построенные по новым стандартам, были открыты еще в прошлом году. В рамках новых условий от дилеров требуется создание отдельных автосалонов (если в составе «мультибрендового», то с отдельным входом) с площадью шоу-рума не менее 400 квадратных метров. Сам шоу-рум должен быть оформлен в корпоративном стиле, и иметь отдельный персонал. По некоторым оценкам, затраты на создание такого дилерского центра практически не отличается от инвестиций в автосалон по продаже иномарок — цены на землю и строительство в этом случае одинаковые. Именно поэтому, как считают аналитики, ГАЗ решил увеличить доходы тех дилеров, которые уже пошли на подобные траты.
Как считают специалисты, предпринимаемые ГАЗом шаги говорят о намерениях автопроизводителя работать по европейским стандартам, а также привлекать к торговле своими автомобилями новых, более качественных дилеров. Тем более, что уже в 2008 году на Горьковском автозаводе планируется развернуть производство легковых автомобилей на базе Chrysler Sebring, которым придется конкурировать с популярными в России недорогими иномарками.
Так уже 8 сентября ГАЗ открыл в Волгограде первый авторизованный дилерский центр — «АвтоцентрГАЗ Агат-Авто». Новый дилерский центр соответствует всем требованиям Горьковского автозавода – корпоративному оформлению, технической оснащённости и оказанию комплекса услуг при продаже, сервисном обслуживании в гарантийный и постгарантийный периоды. Комплекс открыт в рамках программы Горьковского автозавода по повышению качества обслуживания потребителей автомобилей марки «ГАЗ» и создания сети авторизованных дилерских центров по всем регионам России. Особое внимание при строительстве было уделено клиентской зоне центра, поэтому каждое посещение автосалона пройдёт для покупателей с максимальным комфортом.
Владелец УАЗа — компания «Северсталь-авто» также озабочена своей дилерской сетью. В связи с планами организации сборочных производств и необходимостью продвигать собственную марку «УАЗ», она намерена опереться на свою сбытовую сеть при продвижении брендов SsangYong и Fiat. По крайней мере, на первых порах. За 2005 год дилерская сеть УАЗа была увеличена на 34%, до 94 дилеров.
Еще один российский производитель, «ИжАвто», отказался от производства собственных автомобилей и перепрофилируется на производство автомобилей Kia. Для их сбыта предполагается использовать независимую дилерскую сеть компании «SoKIA». Дилерам же «ИжАвто» остается продавать автомобили «ВАЗ», которые там еще собирают, и пикапы на базе автомобилей «Иж». Тем не менее, производитель сохранил свою сбытовую сеть в 2005 году.
Следует отметить таких производителей, как СеАЗ и ЗМА (входит в «Северсталь-авто»). Первый увеличил свою дилерскую сеть почти вдвое (с мая 2006 года он остается единственным производителем автомобилей «Ока»). На втором собирают автомобили SsangYong и, в ближайшем будущем, будут собирать автомобили Fiat. Реализация их, возможно, потребует привлечения дилеров ЗМА. Их число за 2005 год выросло на 9%.
Дилерские сети совместных автосборочных предприятий тоже постигли изменения. В России число действующих совместных автосборочных предприятий за 2005 год увеличилось. К действующим ТагАЗ (Hyundai), «Автотор» (Kia, BMW, Chevrolet, Hummer), GM-ABTOBA3 (Chevrolet), «Автофамос» (Renault) и «Форд» во Всеволожске (Ford) добавились «ИжАвто» (Kia) и «Северсталь-Авто» (Ssang Yong). На начало 2006 года лидерство по числу дилеров принадлежало сбытовой сети ТагАЗа (123), она за 2005 год выросла почти вдвое.
А вот сбытовая сеть «GM-АВТОВАЗа» несколько сократилась (на 2%). Возможно, это связано с проблемами на самом СП.
Дилерская сеть «Автотора» (Kia) сократилась на 38%. Очевидно, сказались уменьшение объемов выпуска автомобилей Kia и конкуренция с другими сбытовыми сетями этого бренда. Необходимо отметить, что продукция завода Ford и компании «Автофрамос» реализуется через единую дилерскую сеть Ford и Renault в России соответственно. Собранные «Автотором» автомобили BMW, Chevrolet и Hummer также реализуются через брендовые дилерские сети.
Суммарно сети семи СП составляют 512 дилерскую компанию. В прошлом году их было всего 378, рост за 2005 год — 35%.
Теперь о географии размещения дилеров по территории России. Стремление к максимальному географическому охвату страны преследует цель увеличить число покупателей, но этот процесс, несмотря на кажущуюся неограниченность российского рынка, также имеет вполне четкие пределы. Уровень жизни в регионах России не одинаков, и покупательная способность в крупных городах и областных центрах чаще всего выше, чем в относительно небольших городах. Тем не менее, количество российских городов, в которых присутствуют дилеры иномарок, немногим более 90. Это, как правило, центры крупных промышленных регионов, города с хорошо развитой автомобильной промышленностью, города-центры добывающих регионов, города, которые являются крупными логистическими центрами и транспортными развязками, а также населенные пункты, расположенные относительно близко к Москве.
Приведем 12 наиболее привлекательных для иностранных автопроизводителей регионов России (от 30 дилерских центров и выше). Прежде всего, это Москва и Санкт-Петербург. Далее в порядке убывания: Свердловская область, Республика Татарстан, Самарская, Тюменская, Ростовская области, Республика Башкортостан, Краснодарский край. Нижегородская, Пермская и Челябинская области.
Распределение дилеров отечественных производителей по территории России более равномерное. Однако если сравнить 12 регионов с 30 и более дилерскими центрами, то они практически совпадают с подобной подборкой для дилеров иномарок.
Несмотря на активный рост дилерских сетей, очереди на автомобили (главным образом, иномарки) будут сохраняться еще продолжительное время. Всему виной логистические проблемы.
Поток импортных автомобилей в Россию ничуть не уменьшается. Наоборот, по данным Таможенной службы Финляндии, за последние полгода транзит легковых импортных автомобилей через финские порты в Россию увеличился на рекордный показатель в 77%. Согласно данным ИАА SeaNews, за 5 месяцев 2006 года в Россию было импортировано 330 944 автомобиля на сумму $3,961 млрд. При этом самая популярная марка — Mitsubishi, автомобилей этой марки было завезено на сумму $319,064 млн. Вторая — Toyota с $254,154 млн, на третьем месте автомобили группы Volkswagen стоимостью $148,298 млн.
Между тем, эти показатели могли бы быть еще больше! Многие участники российского автомобильного рынка отмечают, что сегодняшняя его емкость в 2 раза превышает существующее предложение. Однако, несмотря на повышенный спрос во всех сегментах, импорт сейчас сдерживается не только производственными лимитами заводов и квотами дилеров, но дефицитом перевозчиков и отсутствием складских площадей.
Отсутствие логистической инфраструктуры – одна из причин сдерживания импорта автомобилей в Россию. Своими автотерминалами Россия еще обзавестись не успела. Большинство иномарок со всего мира, в том числе и из Южной Кореи и Японии, сегодня доставляется в Россию морским путем чрез Финляндию – это гораздо дешевле, нежели сухопутные перевозки. Основные порты, через которые завозятся иномарки – это Котка, Ханко, Хамина, Хельсинки и Турку. Финские склады очень удобны и дешевы, импортеров привлекает высокая скорость оформления документов и безопасность. Кроме того, в Финляндии не требуется проходить таможенное оформление, поэтому многие импортеры хранят там автомобили свободно от таможенных выплат. Автомобили, предназначенные для российского рынка, приходят в финские порты, потом на автовозах пересекают финско-российскую границу и доставляются до таможенных терминалов Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, откуда уходят к российским дилерам.
Однако сегодня поток автомобилей так велик, что финские порты загружены буквально «под завязку». Очереди на хранение автомобилей выстраиваются на месяцы вперед. Альтернативой морскому трансферу могли бы стать сухопутные автоперевозки, но сегодня они невыгодны. Прежде всего, рынок вдруг столкнулся со страшным дефицитом автовозов — их катастрофически не хватает. В связи с этим, перевозчики начинают повышать цены на свои услуги, что не устраивает импортеров. Некоторые эксперты полагают, что повышение происходит искусственно. Между тем участники рынка считают, что основная причина нехватки автовозов – это постоянно растущие объемы реализации новых машин. В сложившейся ситуации некоторые импортеры специально снижают планы по продажам, понимая, что все объемы, которые запрашивает рынок, привезти невозможно.
Железнодорожные перевозки хлопотны и дороги, к тому же не хватает специальных вагонов для перевозки автомобилей. Железнодорожные платформы, на которых ранее перевозили «Жигули», уже не отвечают требованиям, предъявляемым для перевозки иномарок. Сами железнодорожники не знают, что делать с невостребованными платформами и зря надеются на импортеров. По последним данным ИАА SeaNews, убытки Дальневосточной дороги только за первую половину июля из-за простоя собственных автомобилей-контейнеровозов составили свыше 1,7 млн. руб.
Видя перспективность отрасли, ряд компаний все-таки инициировали строительство автотерминалов в России, хотя это весьма дорогое мероприятие: как показывает европейский опыт, строительство автотерминала предусматривает как минимум 10 га земли и $ 10 млн. Тем не менее, в настоящее время реализуется ряд российских проектов по строительству автотерминалов, однако когда они будут готовы – еще неизвестно. Так, компания «Осло Марин» строит в Санкт-Петербуге многофункциональный портовый терминал «Онега». Предполагается, что здесь будет стоянка для автомобилей и таможенная зона, и мощности терминала позволят обслуживать до 5 тыс. автомобилей в месяц. Там же, в Ленинградской области, должны вскоре появиться еще два терминала: первый принадлежит таможенному брокеру «Российские транспортные линии», второй строит ОАО «Компания Усть-Луга». Есть также вероятность появления терминала в Крондштате.
Появление российских терминалов должно несколько разгрузить финские площади. Пока же обстановка остается весьма напряженной. Эксперты считают, что общие проблемы с логистикой неминуемо повлекут за собой очередное повышение цен на автомобили иностранного производства. Появление российских терминалов вряд ли это предотвратит. Финны повышают цены из-за бешеного спроса на площади, а россияне, в свою очередь, будут брать деньги за срочность.
Время доставки автомобиля сегодня становится величиной критичной, поскольку российские автотерминалы требуют очень больших вложений, а себестоимость этих инвестиций очень высока и их владельцы заинтересованы в том, чтобы эти средства поскорее «отбить», сохранить стоимость услуг на существующем уровне, скорее всего, не удастся. Это, конечно, скажется на цене автомобилей.
Расширение дилерских сетей в России ограничено и уровнем развития городов, и расстояниями, которые сами по себе ставят под сомнение рентабельность дилерской сети. Поэтому можно вести речь не о полном охвате территории РФ дилерами, а о дальнейшем освоении дилерами регионов, в которых они уже присутствуют. Причем вопрос о построении дилерской сети актуален, прежде всего, для продвижения автомобилей массового спроса, так как именно в этом сегменте необходима широкая дилерская сеть: автомобили данного сегмента должны быть доступны не только по цене, но и географически.