Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Психология предупреждения терроризма Контрольная работа бесплатно ТГУ

Июль16

В настоящее время терроризм — это сложное социальное явление, представляю­щее угрозу стабильности многих стран всего мира. Терроризм возникает и раз­вивается в результате взаимодействия многих фак­торов, имеющих исторические, этнопсихологические, политические и другие корни.
Возникновению и развитию терроризма способст­вуют низкая правовая культура, политические ошиб­ки и социальные просчеты, слабость государственно­го аппарата и, в частности, коррумпированность чи­новников, низкий профессионализм спецслужб.
Весьма эффективны так называемые «точечные удары» с за­хватом или ликвидацией лидеров террористическо­го движения. Большого успеха в этом направлении добились Израиль, Турция и ряд других стран. История знает немало успешных операций, проведен­ных в свое время чекистами: достаточно вспомнить сложную комбинацию, завершившуюся арестом и судом одного из главных организаторов и идеоло­гов террора Бориса Савинкова. Успех таких операций определяется, прежде все­го, высоким профессионализмом и психологической подготовленностью соответ­ствующих спецслужб. Нужно иметь в виду, что кроме силовых методов проведе­ния войсковых операций в борьбе с терроризмом, в особенности на начальном этапе его развития, могут быть эффективно использованы способы экономиче­ского и правового воздействия, социальной коррекции, и в особенности высокая психологическая культура и профессиональная компетентность всех лиц, обязан­ных контролировать эти социальные процессы.
Чрезвычайно сложная и напряженная, с постоянной угрозой террористиче­ских актов, ситуация на Северном Кавказе требует, на наш взгляд, комплекса по­литических, экономических и социальных мероприятий.
Необходимо защитить интересы всех народов, в том числе русскоязычного на­селения, на Северном Кавказе, сохранить культурные и этнические связи между областями и краями юга России и северокавказскими республиками РФ. Весьма важно закрепить роль Российской Федерации как ядра СНГ, сохранить сложив­шиеся экономические отношения российской части Кавказского региона с Грузией, Арменией и Азербайджаном, расширить рынок сбыта российских товаров в государствах Закавказья; обеспечить транспортные связи через юг России с го­сударствами СНГ, Южной и Юго-Восточной Европы, а через северокавказские республики — со странами Ближнего и Среднего Востока.
Организованный терроризм в значительной степени использует экономиче­ские и социальные характеристики местного населения, если они отражают факторы социальной депрессии. Показательными в этом отношении могут быть многие республики Северного Кавказа. В первую очередь это относится к Чечне, Ингушетии и Дагестану. В этих республиках в течение более десяти последних лет местная экономика практически не развивалась. Безработица среди молодых мужчин достигала 9 %. Это обстоятельство использовалось руководителями подпольных террористических центров для вербовки в террористические организа­ции новых членов. С другой стороны, незанятость в промышленности и строи­тельстве большинства местного населения создавало предпосылки для пассивно­го, выжидательного отношения к антитеррористическим мероприятиям властей и создавало невидимый психологический барьер между основной массой населе­ния и властью. Экономическая и социальная перестройка, предполагающая во­влечение трудоспособного населения, и особенно молодых мужчин, в организованную созидательную деятельность помогла бы преодолеть этот барьер и стать одним из главных факторов борьбы с терроризмом на Северном Кавказе.
Для понимания причин современного терроризма очень важно понимание тех социальных и политических ситуаций, которые складывались в России пере­ходного периода в последние два десятилетия.
Если исходить из самых общих представлений и простейшей модели совре­менного терроризма, то обеспечение антитеррористической безопасности тре­бует принятия следующих мер.
Меры типа 1: необходимо исключить доступ террористов к возможным средствам обеспечения теракта (взрывчатым веществам, оружию и т. д.).
Меры типа 2: необходимо исключить наличие объектов, на которых воз­можно было бы совершить теракт.
Меры типа 3: необходимо решить сложнейшую задачу, связанную с исключением установки террористов на совершение терактов.
Меры типа 4: необходимо мобилизовать волю и усилия порядочных граждан в помощь органам обеспечения безопасности для предотвращения терактов.
Рассмотрим содержание этих типов мер последовательно.
Меры типа 1 предполагают отнюдь не решение практической задачи по искоренению терроризма силами спецслужб России. До этого доводить не нужно. Реализация меры типа 1 требует политической воли Президента и Правительства Российской Федерации. Такая политическая воля должна пред­усматривать введение социальной политики, при которой доступ граждан России к оружию и взрывчатым веществам был бы полностью исключен. Естественно, что ни о какой свободной продаже оружия не может быть речи. Продажу охотничьих ружей и саму охоту также давно пора запретить, учиты­вая хотя бы тот факт, что леса по России практически уничтожены, а звери и птицы истреблены до крайнего предела.
Естественно, реализация таких мер очень сложна в современных условиях. Ведь сейчас доступ граждан России к средствам, годящимся для совершения теракта (к оружию и даже к взрывчатым веществам) предельно облегчен. При существующей социальной политике решение задачи предотвращения терак­тов с помощью мер типа 1 представляется нереальным.
Меры типа 2 предполагают решение сложнейшей задачи, связанной с исключением наличия объектов, на которых возможно было бы совершить теракт. Это означает, что любой из объектов социальной инфраструктуры дол­жен быть сделан предельно безопасным. Должна быть исключена малейшая воз­можность доступа террористов на опасные производства (атомные и гидроэлек­тростанции, химические и нефтехимические заводы, металлургические комбина­ты и т. п.), средства транспорта, места массовых скоплений граждан (спортивные комплексы, театры, кинотеатры, концертные залы, библиотеки и т. п.).
Эту задачу необходимо решить силами органов внутренних дел. Поэтому любые их сокращения сейчас представляются необоснованными с точки зре­ния обеспечения безопасности для граждан.
Меры типа 3 предполагают решение сложнейшей психологической задачи, связанной с исключением установки террористов на совершение терактов.
Меры типа 4 предполагают решение еще одной сложнейшей психологиче­ской задачи, связанной с мобилизацией воли и усилий порядочных граждан в помощь органам обеспечения безопасности для предотвращения терактов. Отчасти такие меры уже принимаются. Например, в метро пассажиров посто­янно предупреждают о необходимости быть внимательными и незамедлительно сообщать о малейшей опасности.
Если исходить из более сложной модели современного терроризма, то обес­печение антитеррористической безопасности требует принятия следующих более изощренных мер:
— нарушение планов террористов (это можно осуществить, например, путей проведения акций ОМОНа или за счет действий военных подразделений);
— исключение доступа террористов к средствам совершения теракта (к взрывчатым веществам, оружию и т. п.);
— наведение террористов на ложный объект, представляемый как «стратегически важный», или на иное ложное место возможного совершения теракта.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Жуков В.И., Локосов В.В., Осипов Г.В. Социология трансформаций России в меняющемся мире / В.И. Жуков, В.В. Локосов, Г.В. Осипов. – Москва : ИСПИ РАН, 2005.
2. Жуков, В.И. Социальный НАБАТ / В.И. Жуков. – Москва : Издательство РГСУ, 2010.
3. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований : в 3 т. Т.2. Социология глобальных процессов / В.И. Жуков. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Издательство РГСУ, 2007.
4. Чернышов, М.Ю. Современный терроризм как межсоциальное и интрасоциальное явление. Часть 1. Истоки современного терроризма и проблема обеспечения безопасности граждан / М.Ю. Чернышов, Г.Ю. Чернышова, А.М. Журавлева // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 2.
5. Чернышов, М.Ю. Современный терроризм как межсоциальное и интрасоциальное явление. Часть 2. Формы, особенности современного терроризма и проблема безопасности граждан в аспекте пробелов в отечественном законодательстве / М.Ю. Чернышов, Г.Ю. Чернышова, Т.П. Царик, В.Н. Нурминский // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 2.
6. Чернышов, М.Ю. Подходы к задаче предотвращения терроризма и факторы, которые могли бы сдержать его: психологический аспект / М.Ю. Чернышов, Г.Ю. Чернышова, А.М. Журавлева // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 2.

автор опубликовано в рубрике Юридическая психология | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция