Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ статья из журнала

Апрель5

Важнейшей, сущностной ценностью человека как социального существа (т. е. личности) при­знается  его  социальная  значимость,  понимаемая   как  способность  человека оказывать влияние на ход дел в сообществе и проявляющаяся в акте социального признания.

Понятие «ценность» трактуется в нашей философской и социологической литературе по-разному, несмотря на общность мировоззрен­ческих позиций. Разница взглядов вызвана, по-видимому, различием исследовательских задач и интересов ученых. Очень часто ценность понимается как значение некоторого предмета или явления для чело­века. В данном случае она обретает статус свойства или качества это­го предмета или явления. Ценностью называют и само явление (мате­риальное или идеальное), имеющее значение для человека.

Социальная значи­мость — фундаментальная общечеловеческая ценность на индивидуаль­ном уровне, причем постольку, поскольку данный человек выступает как социальное существо. Отдельные люди могут быть асоциальны, т. е. ориентированы  на  другие ценности, но здесь не о них речь.

Социальная значимость, однако, не существует в «чистом виде» и не выступает как для всех понятная и желанная цель. Аналогично стои­мости, которая, как известно, не воспринимается чувственным обра­зом, социальная значимость не может существовать вне более привыч­ных обыденному сознанию форм. Последние и суть те ценности, к до­стижению которых люди стремятся более или менее осознанно, обре­тая вместе с ними социальную значимость. Каковы же модусы, в ко­торых проявляется социальная значимость?

Отвечая на этот вопрос, наметим несколько групп ценностей, сре­ди которых модусы социальной значимости занимают первое место. По сути своей они представляют собой целевые ценности субъекта деятельности и несут несомненные признаки своего социального про­исхождения. В эту группу входят: Святость, Знание, Мастерство, Сла­ва (Популярность), Власть, Дело, Богатство. То, что эти ценности суть проявления чего-то более общего, подтверждается возможностью пре­вращения их друг в друга, хотя и не на взаимной основе в смысле легкости перехода. Так, Святость может перейти во Власть (пример аятоллы Хомейни), а Слава (Популярность) в Богатство («звезды» кино, эстрады и их гонорары сравнительно с обычными артистами). Но обратные переходы иногда невозможны или же весьма затруднены.

Вторая группа — также общечеловеческие ценности субъекта деятельности, целевые, но имеющие преимущественно природную, биологическую основу. Это — Здоровье, Сила, Красота, Ум (как природные задатки), Удовольствие. Последнее имеет целый спектр своих собст­венных модусов — от Блаженства, связанного с мистическим приоб­щением к Абсолюту, до грубого Кайфа от наркотиков, включая Удов­летворение (от чистой совести, исполненного долга, хорошо сделанной работы и т. д.). Удовольствие выступает, по-видимому, как необходи­мый компонент, позволяющий человеку «усваивать» иные ценности. Ибо если человек не получает удовольствия от обладания властью или богатством, то последние тем самым выпадают из системы его личных ценностей.

Третья группа — инструментальные ценности, социальные по-сво­ему происхождению. В нее входят Право, Справедливость, Свобода, Солидарность, Милосердие и т. д. Они выступают в качестве регуля­торов межчеловеческих (и межгрупповых) отношений, упорядочивают деятельность субъектов по достижению целевых ценностей и вводят в рамки неизбежную при этом конкуренцию индивидов и групп. Ин­струментальные ценности играют роль критериев, на основании кото­рых достижение целевых ценностей признается законным или нравст­венным.

В четвертую группу входят инструментальные ценности, имеющие природное происхождение. Это — Жизнь, Ум, Здоровье, Сила, Лов­кость и др. Наличие этих ценностей (а зачастую благ, ибо они доста­ются нередко даром, без усилий) облегчает достижение социальной значимости или выступает в качестве необходимой предпосылки этого. Некоторые из них могут выступать и в качестве целевых ценностей субъекта, например Сила или Здоровье. На практике несомненно встре­чаются случаи, когда человек ради Силы или Здоровья отказывается от Богатства или Власти. Более того, он может отказаться от любых форм социальной значимости, тратя усилия только на поддержание своего биологического существования (бродяги). Но ведь тем самым человек отрекается от своего бытия в качестве социального существа. Его влияние на дела общества ничтожно. В статье же речь идет имен­но об этом бытии. Названные ценности считаются инструментальными лишь потому, что социальная значимость признается высшей ценно­стью, определяющей смысл человеческого существования.

Еще одной группой целевых ценностей могут выступить характеристики природной среды, поддающиеся контролю со стороны индиви­да или группы, т. е. Земля, Вода, Руды и т. д. Обобщенно эти ресурсы можно назвать Вещество, Энергия, Пространство. Контроль над ними придает субъекту социальную значимость, поскольку они представля­ют собой природный субстрат Богатства.

Наконец, высшими общечеловеческими ценностями и на индивидуальном и на социальном уровне следует считать Общество (Родная страна), Человечество (Родной Народ), Человека, Природу, ибо эти явления выступают в качестве безусловных предпосылок существова­ния всех людей, причем деятельность последних способна заметным образом сказаться на их существовании.

Целевые ценности субъекта, выступающие как модусы социаль­ной значимости, представляются в контексте наших рассуждений важ­нейшими. Так или иначе человек стремится к социальной значимости, что с психологической точки зрения выглядит как процесс самоутвер­ждения. Но очевидно, что обладание разными ценностями ведет к раз­ной социальной значимости, т. е. сказывается на разных сферах жизнедеятельности общества, а человек оказывается значимым в разных социальных слоях или группах. Значимость мудреца не равна значимости богача, художника, вождя и т. д., а значимость последних не равна между собой. Кроме того, способы достижения разных модусов социальной значимости далеко не одинаковы. Нельзя с помощью одной и той же деятельности достичь Славы, Богатства, Святости, Власти. Но сказанное не исключает того, что человек может проявить себя в разных сферах деятельности.

Поскольку основу всей жизни общества составляет материальная деятельность, то самый первоначальный способ достижения социаль­ной значимости — поставление обществу продуктов труда, что невоз­можно без определенного уровня мастерства. Иначе говоря, Мастерст­во —первоначальная ценность для человека как социального сущест­ва. В случае принятия продукта труда общество должно компенсиро­вать человеку его трудовые затраты и тем самым совершить акт со­циального признания.

Возможны две типичные процедуры социального признания. Пер­вая основана на непосредственной оценке того или иного индивида экспертами или судьями, признающими право индивида на обладание властью, богатством, почестями, мастерством и т. д. Процедуры этого типа существуют в любом обществе. Это может быть хвалебная песня в честь удачливого охотника, оглашение завещания, присуждение уче­ной степени или престижной премии и т. п. Этот тип социального при­знания можно назвать «личным», поскольку человек непосредственно оценивает человека. Второй тип — «безличный» — через рынок. В этом случае процедура социального признания сводится к акту купли-про­дажи. Если продукт труда принят рынком, то тем самым признана и социальная значимость человека, но оценивается не сам человек не­посредственно, а его продукт.

Оба эти способа необходимы обществу, но современная (западноевропейская) цивилизация основана на рыночном хозяйстве, поэтому рынок — стержневой способ обретения субъектом социальной значимости, ибо он позволяет объективно (насколько это вообще воз­можно) оценить продукт и, следовательно, социальную значимость человека. Получение социального признания вне рынка чревато субъек­тивизмом и произволом, а деятельность производителя ориентирует не на достижение объективно высоких результатов, но на потакание вку­сам и склонностям лица, вершащего акт социального признания.

Устойчивость и масштаб социальной значимости соотносятся, вероятно, со степенью свободы, предоставляемой индивиду обществом. Чем сильнее общественное признание, чем выше социальная значи­мость человека (или группы), тем слабее общественный контроль за деятельностью этих людей или групп.

Добиться снятия общественного контроля можно и законным и не­законным путями. Законный путь — демократические процедуры, ры­нок и т. д., где в основе лежат мастерство, эффективность работы и гарантированность ожидаемых обществом результатов. Незаконный — тирания, хищения и т. д. Но в обоих случаях для снятия общественно­го контроля необходимо владеть определенными личностными и дело­выми качествами (мастерство), а зачастую и общественно значимыми Ресурсами.

В обществах прогрессивного типа, «открытых развитию», все цен­ности (модусы социальной значимости) «дозволены», доступны для любых субъектов. Нельзя лишь достигать их незаконным путем, через преступление, поэтому и существует процедура или акт социального признания.

В консервативных обществах, направленных на «самовоспроизводство», не все ценности доступны для всех на законных основаниях, и свобода субъекта в этом смысле ограничена. Отдельными ценностями или вообще нельзя обладать, или же они доступны только для избран­ных, «посвященных».

В примитивных обществах усеченность набора ценностей до из­вестной степени оправдана, ибо перед ними непосредственно стоит одна главная задача — выжить. Поэтому само общество получает статус не только главной, но и подавляющей ценности. Все, что непосредст­венно не служит выживанию, безжалостно отсекается. Отсюда склон­ность к самоизоляции таких обществ  и их консервативность.

Реально существующие общества трудно разделить на «чисто» консервативные или «чисто» прогрессивные. Та или иная возможность развития всегда существует. Но можно выделить тенденции, способствующие развитию или консервации общественных структур, и выявить преобладание таких тенденций в определенном обществе. Критерием здесь может служить та степень свободы индивидуальной деятель­ности, которая изначально допускается обществом, иначе говоря, степень свободы индивида по выбору ценностей — модусов социальной значимости — и свободы деятельности, направленной на их достижение.

Таким образом, степень индивидуальной свободы связана со значимостью человека в обществе. Чем большими свободами пользуются изначально индивиды, тем изначально же они значимее для общества, поскольку воздействие на общество свободного индивида в среднем всегда весомее, нежели воздействие несвободного индивида или же индивида с усеченной свободой.

Общество, основанное на универсальном наборе ценностей, имеет более богатые возможности развития. Следовательно, заинтересован­ное в развитии общество должно узаконить все модусы социальной значимости, т. е. обеспечить права человека, ибо, с нашей точки зре­ния, права человека — средство, позволяющее ему свободно достигать социальной значимости через любой из ее модусов.

В любом обществе достаточным престижем пользуется хозяйствен­ная деятельность, т. е. деятельность, технологически увязывающая и использующая социальные (рабочая сила и собственность) и природ­ные ресурсы. Группа хозяев обеспечивает сохранение и приумножение материального богатства, основы жизни общества, и в силу весомости своей общественной функции задает тонус всей общественной жизни и морали. Она выступает эталонной группой, сверять с которой свое поведение вынуждены все остальные. Если хозяева выносят свой товар на рынок, то и другие вынуждены делать то же. Если же продукт распределяется централизованно или по связям, то точно так же посту­пают все остальные группы, ибо способ компенсации усилий, признанный хозяевами, оказывается ведущим. Не используя его, другие груп­пы не могут компенсировать усилия, затраченные на выполнение своей общественной функции.

Обществу крайне важно, чтобы именно хозяева получали социаль­ное признание через рынок, поскольку иные формы контроля, направленные на повышение эффективности деятельности этой группы, оказываются неудовлетворительными. Следовательно, ценность Дело (Хо­зяйство) и рынок как способ получения социальной значимости должны культивироваться обществом.

Общество имеет один главный интерес — выжить. Но существование общества в его исторической реальности предполагает, с одно; стороны, определенную стабильность, а с другой — постоянное развитие.   Следовательно,   реальный   интерес  общества   можно   представит как постоянное разрешение противоречия между стабильностью и раз­витием, но в условиях определенной гармонии.

Гармоничное разрешение названного противоречия предполагает выполнение двух условий: 1) все модусы социальной значимости дол­жны быть доступны на законных основаниях для всех членов общест­ва и 2) непременно должны применяться оба способа (процедуры) признания социальной значимости, т. е. рынок и экспертиза. Доступ­ность ценностей обеспечивает наиболее полный простор для примене­ния человеческой энергии, что создает потенциал развития общества и удовлетворяет стремление человека к социальной значимости. Нали­чие обеих процедур позволяет обеспечить надлежащий контроль над качеством продукции и профессиональной квалификацией, а в целом объективно оценить социальную значимость человека. Должно быть исключено существование особых элитных групп, члены которых поль­зуются особыми привилегиями при достижении социальной значимости.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция