Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

СМИ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА статья из журнала

Апрель5

Целостность системы СМИ в современных условиях обретает многопрофильные характеристики, поскольку результатом ее функционирования становятся интенсивные процессы общения, информационного взаимодействия все более широкого круга личностей, общностей, других социальных субъектов, информа­ционные отношения между ними. Значительно возрастают воз­можности СМИ не только как средства приобщения к духовному потенциалу общества личности, различных групп, возникающих в ходе существенных перемен в общественном разделении труда, но и как средства привлечения к процессам обогащения, развития этого потенциала в ходе общественной трансформации самых разнообразных субъектов духовной, духовно-практической и практической деятельности1.

Поддерживать целостность системы СМИ в условиях станов­ления информационного общества значительно труднее, чем прежде, так как существенно видоизменяются ее компоненты, их характер взаимодействия со средой системы, и, следовательно, усложняется обеспечение интегрального результата взаимосвязи этих компонентов.

Целостность СМИ как коммуникативной системы характери­зуется единым интегральным результатом, который возникает «на выходе» данной системы. Этим результатом являются социально значимые акты общения в масштабе всего общества, способствую­щие формированию такого состояния общественного сознания, сознания различных общественных групп, общностей, которое соответствует развитию условий жизни общества. Эти акты обще­ния, поддерживающие и развивающие систему информационных отношений в обществе, составляют основу массовых коммуника­ций я представляют собой косвенное, опосредованное информа-

В «Большом энциклопедическом словаре» понятие «потенциал» (от лат. potentia — сила) — это «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной

ионное взаимодействие, достигаемое на базе таких технологий, каК печать, телевидение, радио, Интернет и др.

Конечно, эти технологии Moiyr быть использованы и исполь­зуются также в коммуникациях между индивидами в целях их личного общения. Но специфика массовой коммуникации состо­ит в том, что в этом типе общения они выступают не просто как индивиды, а как личности, участвующие в процессах социального взаимодействия для осуществления совместной социальной дея­тельности2. Понятие «личность» следует отличать от понятия «индивид» (единичный представитель человеческого рода). Лич­ность не равна индивиду. По мнению известного ученого А.Н- Леонтьева, «это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, обществен­ных по своей природе»3.

Массовая коммуникация потому и называется массовой, что она обеспечивает общение между индивидами как носителями социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или какой-либо общности (определенной совокупности людей, имеющих общие социальные признаки: группа социаль­ная, профессиональная, региональная, демографическая, этничес­кая и др.). Общение осуществляется индивидами, но в процессе этой деятельности каждый из них испытывает потребность во взаимодействии. Социально-значимое взаимодействие между ин­дивидами, дающее возможность им уже как личностям лучше познать условия своего существования, активнее использовать это познание не только в личных, но и в коллективных, обществен­ных целях, затрагивает интересы массы, тех или иных общностей — широких кругов населения, народа4, т.е. численно больших, рассредоточенных аудиторий5.

Особенность массовой коммуникации состоит не только в том, что она опосредована техническими средствами, что инфор­мация адресована массовой аудитории, а не отдельному индивиду. Содержащаяся в ней информация — это только часть циркули­рующей в обществе информации, та ее часть, которая представля­ет собой совокупность различных проявлений общественного и группового сознания. Поэтому массовая коммуникация являет собой общественный механизм перехода индивидуальных духов­ных продуктов в общественное достояние, в духовный потенциал общества, если эти продукты выступают актами, проявлениями  общественного сознания, его различных уровней — теоретическо­го, обыденного, массового сознания, идеологии и общественной психологии, его различных форм, таких как политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука и др. Коммуникация в СМИ обеспечивает доступ к этим продуктам, к массовой (благодаря своей социальной значимости) информации различных социальных субъектов — личности (вплетенной в систему социальных связей), а следовательно, и группы, общнос­ти—и других структурных социальных образований.

Индивид как личность, вступая в массовую коммуникацию в качестве коммуникатора, передающего информацию (политик, писатель, художник, ученый, педагог, публицист и др.), только тогда может быть коммуникатором в массовом информационном процессе, когда предлагаемый им духовный продукт действитель­но обогащает, модифицирует духовный потенциал общества, приближая общественное сознание, профессиональное сознание своей группы и т.п. к необходимой степени зрелости, к адекват­ному пониманию личностью реальных условий жизни общества, возможностей его дальнейшего развития, соответственно коррек­тирует позиции, состояние сознания, модели поведения членов социума, различных его групп.

Индивид как личность, вступая в массовую коммуникацию как коммуникант, приобщается к духовному потенциалу общества и различных общественных групп, обеспечивая себе, а значит, и группам, к которым относится, более адекватное понимание условий жизни общества, совокупность же этих индивидов обога­щает, корректирует профессиональное и иное сознание тех или иных общественных групп, модели их поведения, с тем чтобы коллективно участвовать в реализации создаваемых планов той или иной совместной деятельности.

Следует отметить, что информационно-производящая и массо­вая коммуникативная деятельность присуща любому виду социаль­ной деятельности. Другое дело, что массовые коммуникации благодаря общественному разделению труда в значительной своей части переходят «в ведение» средств массовой информации. И этому есть объяснение. Было бы нецелесообразно, если бы, например, каждая отрасль промышленности имела свои собствен­ные пути сообщения — железнодорожные, воздушные и др. — для перевозки грузов в масштабе всей страны или если бы различные виды деятельности имели бы собственные почтовые отделения, отделения связи и т.п. В результате общественного разделения труда в рамках социальной системы была создана подсистема средств массовой информации, которая стала обеспе­чивать информационную связь внутри различных видов социаль­ной  деятельности   и  между  ними,   но  не  на  уровне   общения

индивидов и пространственно не рассредоточенных групп (для этого есть формы межиндивидуального общения, в том числе почта, телеграф, телефон, электронная почта и др.), а как социально значимое информационное взаимодействие между личностями,   внутри   различных   групп,   социумов,   общества   в

целом.

Какой же интегральный результат должны давать СМИ в процессе своего функционирования как коммуникативной систе­мы?

  Социальная деятельность личности во всех ее проявлениях,

во всех тех ролях, которые эта личность играет в обществе в соответствии с местом в общественной системе, должна поддер­живаться необходимым уровнем ее информационного взаимодей­ствия, общения с широким кругом представителей духовной, практической и духовно-практической деятельности, чтобы в полной мере удовлетворить потребности этой личности в массо­вой информации.

   В   процессе   своей  деятельн ости   у   личности   возникает потребность в социальном диалоге, в информировании субъектов политической, экономической и иной деятельности. СМИ при­званы обеспечить участие в массовом информационном процессе всех творчески активных сил общества, выступающих с социаль­но значимой информацией.

  Интегральным результатом деятельности СМИ как комму­никативной системы должно быть создаваемое ими единое ин­формационное   пространство6,   которое   образуется   тогда,   когда СМИ  помогают  членам общества общаться,  взаимодействовать друг с другом, чтобы на основе обогащения, развития духовного потенциала общества и его освоения совместно и организованно участвовать в различных видах социальной деятельности.

Целостность системы СМИ достигается тогда, когда они обеспечивают информационное взаимодействие, общение во всех сферах духовной, духовно-практической и практической деятель­ности и между этими сферами, когда они способствуют совмест­ной социальной деятельности в соответствии с условиями и возможностями общественного развития.

Целостность коммуникативной системы СМИ возникает как результат их взаимодействия с теми условиями экономической, политической и духовной жизни, в которых они функционируют. Стройная и разветвленная система СМИ способна создать широ-кую совокупность информационных отношений в обществе, кото­рая обеспечивает обмен информацией:

  между индивидами как личностями (общение);

  между субъектами политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений (информирова­ние, воспитание, образование, управление);

    между   субъектами   духовной,   духовно-практической   и практической деятельности  (научные,  художественные, полити­ческие, правовые, образовательные, деловые, производственные, рекламные и другие коммуникации);

  между поколениями (социализация) и др.

Выступая важным результатом функционирования системы СМИ, информационные отношения, создаваемые ими, отнюдь не являются самоцелью массовой информационной деятельности, хотя с точки зрения информационного общества это необходимое условие его становления и развития. Они также необходимое условие формирования зрелых субъектов социального творчества, средство совершенствования политических, правовых, нравствен­ных, эстетических и других общественных отношений, адекват­ных характеру развития жизни общества. Они необходимый информационный механизм, способствующий становлению субъ­ективного фактора исторического процесса. Совершенствование информационных отношений содействует формированию такого состояния сознания членов общества (мировоззрения, обществен­ного мнения, социальных норм, традиций), которое соответствует состоянию общественного сознания в целом.

Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуни­кации, информационные отношения являются основанием целост­ности системы СМИ:

   удовлетворяют  информационные  потребности  личности, различных общественных групп и  организаций,  содействуя  их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;

  обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координа­цию   и   разделение   труда   между   ними   на   основе   совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

  объективно и полно отражают условия жизни общества;

  собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

   привлекают к производству информации  все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, созда­ют и обогащают духовный потенциал общества;

   используют  для   массового   информационного   процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

  обеспечивают реализацию мнгообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информаци­онных потребностей членов общества.

Целостный характер всей системы средств массовой комму­никации проявляется в интегральном результате ее функциониро­вания.

Если система носит целостный характер, она имеет своим

интегральным результатом следующее:

  обеспечивает информационное взаимодействие всех субъек­тов социальной деятельности, осуществляемой в обществе;

  создает для каждого из них возможность адекватно и полно осознавать условия своего существования, формировать по отно­шению к ним свою позицию, свою модель поведения;

  формирует информационные механизмы и процессы не­прерывного перехода индивидуальных духовных продуктов в кол­лективные, общественные, основой которых является обществен­ное сознание. Оно включает различные уровни сознания (теорети­ческое   и   обыденное,   идеологию   и   общественную   психологию), различные  формы сознания  (политическое  и  правовое  сознание, мораль, религию, искусство, науку), а также различные его состоя­ния (общественное мнение, общественное настроение и др.);

  создается информационное взаимодействие внутри каждо­го вида деятельности в обществе — практической, духовной и духовно-практической,   а  также   между   ними,   способствующее регулированию процессов совместных действий индивидов, раз­личных групп, организаций, адекватных изменяющимся условиям

жизни общества.

В современных условиях целостность системы СМИ подвер­гается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населе­ния, между обществом и личностью, государством и его гражда­нами, регионами и центром и т.п.

Целостность системы СМИ нарушается в следующих случаях:

  если различные социальные субъекты имеют разные воз­можности доступа к массовой информации, удовлетворения своих информационных потребностей; если у одних эти возможности позволяют  в  полной   мере  удовлетворять  их  информационные потребности, а у других таких возможностей нет и их потребности совсем не удовлетворяются или удовлетворяются далеко не пол­ностью;

   если у этих субъектов  имеются  разные возможности  в распространении информации, в распространении своих взгля­дов,   в  обогащении,   развитии  духовного   потенциала  общества через массовый информационный процесс;

   если деятельность  СМИ  не  способствует поддержанию каких-либо массовых информационных отношений — общенаци­ональных, межрегиональных, внутрирегиональных и др.;

  если члены общества не имеют оптимального информаци­онного механизма для консолидация, вызревания их идейного и организационного   единства,   направленного  на  преобразование условий общественной жизни в соответствии со сложившимися объективными возможностями;

   если участники любого типа деятельности  — духовной, духовно-практической и практической — не имеют возможности полноценно   взаимодействовать   друг   с   другом   для   успешной совместной реализации их общественных функций.

Для достижения целостности системы СМИ необходимо:

  в полной мере и эффективно выполнять многообразные функции СМИ, активизируемые в соответствии с общественными потребностями, информационными запросами личности, различ­ных общественных групп и организаций;

  содействовать полному и объективному отражению усло­вий жизни общества и информированию об этих условиях всех субъектов информационных отношений, осуществляющих те или иные виды социально активной и иной деятельности и нуждаю­щихся в соответствующих массовых коммуникациях;

   собирать, производить и распространять информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

  обеспечивать формирование широкого круга авторов, вы­ступающих в  СМИ,  адекватного  всей  совокупности творчески активных субъектов общественных отношений, способных обога­тить духовный потенциал общества;

   располагать  современными  информационными  техноло­гиями для формирования широкого потока динамичной и качест­венной информации.

Когда идет речь об информационном взаимодействии, обще­нии тех, кто участвует в духовной, духовно-практической и практической деятельности, то прежде всего имеются в виду творчески активные силы, которые имеют потребность и возмож­ность в создании социально значимых духовных продуктов, отражающих условия жизни различных групп общества и указы­вающих на существующие проблемы и резервы их решения, на достижения и недостатки в совместной деятельности людей по реализации ими своих и общих целей.

Нарушением целостности СМИ, а вместе с этим и свободы печати, свободы информационной деятельности является произ­вольный или ангажированньгй подбор авторского состава, не соответствующий принципам плюрализма и толерантности, не свидетельствующий о приверженности к диалогу и о терпимом

отношении к различным мнениям. Отказ от сотрудничества одним в угоду другим существенно извращает содержание духов­ного потенциала общества, отраженного в СМИ, в плане его адекватности условиям жизни общества, искажает механизмы обшения, информационного взаимодействия личности, различ­ных групп, общностей, а следовательно, процесс формирования общественных отношений.

Обедняется, теряет свое разнообразие и альтернативность познавательный процесс, в нем могут возобладать тенденции к одномыслию, к инертности мышления. Организационный про­цесс ограничивается, так как лишается вариантности решений, способов их исполнения. Процессы трудовой деятельности сни­жают уровень инициативности, творческого поиска и т.д. К примеру, в современных общероссийских СМИ слабо представ­лен «голос» регионов. Хотя часто это связано с экономическими трудностями, но серьезные нарушения демократических свобод здесь налицо. В результате существенно страдает взаимодействие каждой региональной общности с обществом в целом. У местного населения возникает чувство отчужденности от дел всего общест­ва. Ему представляется, что центр игнорирует его мнения и опыт, слабо контролирует деятельность местных властных структур, местных элит. Творчески активные силы региона лишаются общероссийской трибуны, возможности активно влиять на обще­ственные дела, участвовать в обсуждении актуальных обществен­ных проблем. Значительно ограничиваются также процессы меж­регионального общения.

Открытость, возможность широкого общения, конструктив­ного обсуждения назревших общественных проблем — серьезная помеха на пути сепаратизма, национализма и отчужденности от общественных дел, а также некомпетентности и злоупотреблений в деятельности властных структур в центре и на местах7.

Немало фактов асоциальных, корпоративных отношений СМИ к своей коммуникативной деятельности. Так, нетерпимость Друг к другу различных научных школ часто переносится на средства массовой информации. Вместо того чтобы в споре рождать истину, СМИ предоставляют трибуну одному научному Направлению и отказывают другому. На телевидении и радиове­щании бывает так, что талантливые певцы, композиторы, даже те, кто завоевал широкую популярность у населения, месяцами и годами не появляются в эфире, в то время как другие его вообще Не покидают.

И другой аспект целостности СМИ — представительный характер их аудитории по отношению к социальной структуре общества. В современных российских СМИ существуют две противоречивые тенденции. Быстрыми темпами возрастает коли­чество информирующих средств: каналы телевидения, радиостан­ции, стремительно растет число редакций газет, журналов, изда­тельств, а аудитория средств массовой информации сокращается. Судите сами: в 90-е годы количество общероссийских газет увеличилось с 43 до 333 наименований, т.е. в 7,7 раза. В связи с распадом СССР существенно уменьшалась потенциальная чита­тельская аудитория, бушевали экономические кризисы, резко падала платежеспособность массового читателя, а новые газеты все появлялись и появлялись!

Одновременно со стремительным ростом количества наиме­нований общероссийских газет значительно сокращался разовый тираж этих изданий: в завершившемся десятилетии он снизился почти в 3 раза, а годовой — в 13 раз. Если в 1990 г. разовый тираж общероссийских газет составлял 110,8 млн экз., то в 2000 г. он уменьшился до 39,1 млн. Количество наименований новых журналов превысило за этот период количество ранее выходящих, т.е. возросло более чем в 2 раза (с 1140 до 2781), в то время как разовый тираж журнальной периодики сократился впятеро (с 2,6 млрд до 0,5 млрд экз.)8.

Резкий рост количества средств массовой информации свиде­тельствует о возросших потребностях тех, кто хотел бы активнее участвовать в деятельности СМИ в качестве коммуникатора, — это прежде всего появившаяся в постсоветский период полити­ческая и экономическая элита. Причем, конечно, существует экономический интерес у издателей и учредителей новых СМИ. Особенно это касается рекламных и некоторых других изданий. Однако во многих случаях создаются заранее убыточные СМИ, так как их цель — оказать определенное влияние на базе чьих-то корпоративных интересов. Не случайно у большинства новых СМИ бюджеты инвестиционные, т.е. они покрывают расходы на производство информации в основном за счет инвесторов. Эти СМИ находятся в значительной степени на содержании у различ­ных коммерческих структур.

Вывод здесь очевиден; деньги для создания новых СМИ брались в эти годы не столько из карманов читателей, сколько из других — особенно у инвесторов и рекламодателей. Доля их вклада в редакционные бюджеты современных изданий весьма значительна,  в то время как доля вклада в бюджет читателей

8   Печать Российской Федерации в 2000 году. М, 2001. С. 90, 104.

(розничная торговля, подписка) у многих газет и журналов невысока. Такое соотношение ведущих факторов формирования бюджета существенно усиливает позиции инвесторов и рекламода­телей и снижает роль аудиторной составляющей, а это ведет к росту ангажированности российских СМИ, их зависимости от властных и иных политических, а также коммерческих и других структур.

Конечно, в условиях роста количества наименований газет и журналов стало возможным полнее учитывать разнообразные информационные запросы личности, различных аудиторных групп. Умножаются информационные связи, усиливается обще­ние внутри многочисленных групп населения, возрастают их политические, деловые, научные, художественные и иные комму­никации на основе складывающегося нового общественного раз­деления труда. Горизонталь информационных взаимодействий стала полнее охватывать социальные, профессиональные, этни­ческие, конфессиональные и другие группы, участники которых проживают в различных регионах страны. Политическая пресса, деловая, женская, молодежная и многие другие типологические группировки превратились в разветвленные системы СМИ.

Но резонно задать вопрос: могут ли СМИ, имеющие высокую инвестиционную и рекламную зависимость, обеспечивать аудито­рию объективной информацией о своем инвесторе, как, впрочем, и о крупном рекламодателе, в плане выявления негативных сторон в его работе, объективно анализировать его деятельность, выполнять функции контроля как представителя общественности за его деятельностью? Ясно, что происходят определенные иска­жения в выполнении функций журналистики по отношению к информационным потребностям аудитории, к общественным по­требностям. И это толкает нас не к открытому обществу, а к закрытому. Политический плюрализм и толерантность носят в этих случаях чисто декоративный характер, а до реального плюра­лизма здесь еще далеко.

Следует отметить, что вначале трансформация системы печа­ти в постсоветский период характеризовалась в определенном смысле реализацией лозунга Г. Мясникова, провозглашенного им в письме Ленину. Как известно, он призывал, чтобы в России была печать от анархистов до монархистов. Сейчас мы наблюдаем выход изданий различных политических течений, хотя они, как правило, маловлиятельны, а богатые инвесторы их не жалуют.

Главным инвестором многих печатных СМИ в условиях тяжелого экономического положения большинства изданий вы­ступает государство, а также его банковский сектор, различные властные, крупные промышленно-финансовые структуры. Харак­терными черами таких изданий являются их усиленное внимание к информационным запросам инвесторов и более слабая зависи­мость от денег читателей. Иными словами, инструментальная модель журналистики, которая была основной в советский период, успешно продолжает существовать и в наше время9.

Типологическая модель СМИ связана прежде всего с характе­ром их целостности как системного объекта, который в значи­тельной степени определяется типом общения между людьми, типом обмена массовой информацией.

Тип общения демократического, открытого общества отвечает следующим потребностям:

   способствует приобщению к его духовному потенциалу всех, кто испытывает потребности в знаниях, в освоении духов­ных ценностей общества, нуждается в информации для активного участия   в   общественных  делах:   в   практической,   духовной   и духовно-практической деятельности;

  содействует формированию духовного потенциала общест­ва благодаря участию в его обогащении всех творчески активных сил,  создающих и  распространяющих массовую информацию,  в которой испытывают потребность различные социальные субъекты;

  имеет результатом такого общения формирование зрелого субъективного фактора общественного развития.

Тип информационных отношений, формируемых посредст­вом СМИ в демократическом обществе, — это отношения субъект-субъектные, когда информирующие и информируемые действуют на равных, взаимодействуя друг’ с другом.

Процессы преобразований, происходящие в современной России, в том числе в сферах практической, духовно-практичес­кой, а также духовной деятельности, в полной мере присущи и взаимодействиям, коммуникациям в этих сферах — политичес­ким, деловым, научным, художественным и др. Преобразования в экономике, политике, культуре, иные изменения в среде системы СМИ ведут к преобразованиям в ней, в ее основных компонен­тах, в структуре и функциях, в характере организации. Типологи­ческая модель СМИ типизирует эти процессы, но, пока они не завершились, она сама имеет соответствующие переходные формы.

Следует, на наш взгляд, различать целостность СМИ как коммуникативной системы и целостность СМИ как системы творческой журналистской, публицистической деятельности, т.е. как системы креативной.

Говоря о целостности СМИ как системы творческой деятель­ности, существующей наряду с наукой, литературой, искусством,

мы можем выделить следующие ее признаки, проявляющиеся «на выходе73 этой деятельности, в ее интегральном результате. СМИ формируют в духовном потенциале общества, непрерывно преоб­разуя его в соответствии с динамикой общественного развития, целостную картину текущей действительности, целостную карти­ну подвижного содержания явлений в динамике их развития и синхронно процессу этого развития, не отставая от него. Ее составляет потенциальная информация, которая в процессе рас­пространения усваивается аудиторией. Это информация о собы­тиях и фактах из различных сфер деятельности, их публицисти­ческий анализ, информация, характеризующая общественное мнение по поводу данных событий и фактов. Это позитивные и негативные образцы отношения и поведения людей в связи с происходящими событиями. Это модель поведения личности, различных групп на уровне духовно-практического освоения те­кущей действительности.

Литературно-художественная деятельность СМИ призвана:

  создавать духовные продукты, в то время как коммуника­тивная их собирает,  обрабатывает,   распределяет,  группирует и целенаправленно распространяет;

    формировать   в   содержании   своих   произведений   и   в сознании членов общества, различных его групп картину теку­щей,  повседневной действительности,  отражающей конкретные события и факты реальных условий жизни общества и этих групп и непрерывно воспроизводить происходящие в данных условиях изменения синхронно этим переменам (коммуникативная форми­рует коллектив штатных журналистов, дает им творческие зада­ния,  организует сотрудничество с авторами и аудиторией, осу­ществляет редактирование и др.);

   выражать и  формировать  общественное мнение  членов общества, его различных групп по поводу происходящих событий и   явлений   текущей   действительности,   корректировать   оценку происходящего в соответствии с возникающими переменами;

  способствовать общественной консолидации, т.е. на основе создаваемых духовных продуктов формировать модель поведения массовой аудитории, планы совместных действий членов общест­ва, различных его групп.

Следует отметить, что оба типа деятельности в система СМИ тесно переплетаются друг с другом, но друг друга не заменяют.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция