Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Россия в мировом сообществе статья из журнала

Апрель5

Изменения, происходящие в мире под воздействием глобализации, оказывают серьезное влияние на решение вопросов национальной и международной безопасности и могут привести к трансформации организационных принципов их обеспечения. События последнего времени свидетельствуют о том, что ставка при этом все больше делается на силовые и, прежде всего, военные методы. Глобальная война США против терроризма превратила весь мир в поле боя.

Идет упорная борьба за сферы влияния, главной целью которой становится контроль над ресурсосодержащими пространствами и коммуникациями.

В условиях глобализации на международной арене сталкиваются множественные интересы не только государств, но и различных общественно-политических и религиозных сил, международных организаций, таких субъектов международно-экономических отношений, как транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Серьезную опасность представляют организованные в сети транснациональные преступные организации.

В этих реалиях апелляции к международно-правовым принципам и нормам, традиционно ориентированным на межгосударственные отношения, становится недостаточно. Требуется поиск новых гибких форм сотрудничества России с региональными центрами силы, влияние и политика которых определяется такими ключевыми факторами, как экономико-финансовые отношения, обеспеченность ресурсами, уровень и качество жизни, военная мощь.

В США, несмотря на их изолированное географическое положение, сосредоточено 60% мировой экономики, которая основана на американском долларе. Вместе с тем нехватка энергетических ресурсов и тенденции к значительному наращиванию их потребления побуждают США искать гарантированные источники поставок, в том числе путем использования военной силы, что способно дестабилизировать ситуацию не только на региональном уровне, но и в глобальном масштабе. Особую остроту проблеме придает и тот факт, что высокий уровень благосостояния американского населения, превышающий в 6 раз аналогичный показатель для Европы, требует для своего поддержания дополнительных ресурсов. Обеспокоенность тем, что снижение этого уровня может обострить ситуацию внутри страны, является дополнительным стимулом, побуждающим власти США к «упреждающим акциям», способным вызвать эскалацию насилия и дестабилизировать международную обстановку.

США претендуют на роль единственной сверхдержавы, стремящейся использовать нынешний период максимального взлета своей мощи для  формирования международного порядка, сохраняющего их ведущее место и процветание в течение всей обозримой перспективы. Военные расходы США составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира, США являются единствен­ной страной в мире, способной осуществлять глобальное воен­ное вмешательство.

Совместные усилия в борьбе с международным терроризмом улучшили российско-американские отношения. Однако США под предлогом необходимости проведения долгосрочных антитеррористических мероприятий, по существу, ведут курс на поступательное вытеснение Российской Федерации с постсоветского пространства.

Другим центром силы, оказывающим существенное влияние на формирование политики в области национальной безопасности, является Европа, интегрирующаяся в рамках Европейского союза, который приобретает черты не только политического, социального, экономического, но и военно-политического альянса.

В Европе процессы интеграции, направленные на создание единого экономического, социального и правового пространства, формируют платформу для эффективного взаимодействия как внутри континента, так и за его пределами.

Экономическое сотрудничество с Россией, которая поставляет в Европу 70% нефти и 90% газа, во многом позволяет обеспечить гарантии социального развития стран региона и способствует укреплению системы общеевропейской безопасности.

Вместе с тем процессы европейской регионализации все больше вступают в противоречие с процессами глобализации, главным проводником которой выступают США, что в итоге создает почву для возможных политических разногласий и определенной конфронтации, особенно вследствие возрастания стремления ЕС к усилению своего влияния на постсоветском пространстве и в Северокавказском регионе.

Китай, Индия и другие государства Юго-Восточной Азии в экономическом отношении отстают от указанных выше мировых центров силы. Это объясняется нехваткой топливно-энергетических ресурсов и трудностями социального характера.

Китай в течение ближайших десятилетий станет одним из мощных центров силы, основным экономическим, политическим и военным конкурентом США и их союзников в регионе. По этой причине, набирающий политическую, экономическую и военную силу Китай, будет стремиться к тому, чтобы постоянно демонстрировать свою готовность защищать собственные национальные интересы и ограничить сферы американского доминирования, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Несмотря на нестабильность региона Юго-Восточной Азии в целом и наличие в нем существенного конфликтного потенциала, сотрудничество России с Индией, Китаем и другими государствами создает хорошие предпосылки для  решения проблем международной безопасности.

Африка и Ближний Восток имеют значительные запасы сырья, но очень слабую экономическую базу, что во многом является причиной бедности большей части населения и постоянной социальной напряженности и конфликтов на этнической и религиозной почве.

С другой стороны, топливно-энергетические ресурсы стран региона, привлекают к себе внимание сильных государств, которые готовы применить вооруженные силы для установления контроля над интересующими их месторождениями.

Россия, расположенная на двух континентах, на 1/7 части суши, в географическом отношении соприкасается с другими центрами силы и вынуждена реагировать на конфликты в других регионах.

Россия является самодостаточной страной. В ее недрах сосредоточено около 16% всех минерально-сырьевых ископаемых и иных невозобновляемых природных ресурсов планеты, она имеет самые большие в мире запасы пресной воды и древесины.

Вместе с тем, несмотря на то, что в энергетическом плане Россия является самодостаточным государством, полицентризм в экономике, в том числе обусловленный влиянием иностранных инвесторов и ТНК, не позволяет добиться стабильности и обеспечить социальное благополучие и процветание всего населения.  

Отсутствие достаточного демографического потенциала препятствует освоению сибирского и дальневосточного регионов, где сосредоточены основные запасы топливно-сырьевых ресурсов и создает предпосылки для заселения этого огромного пространства мигрантами из других стран, вытесняющими коренное население.

Однако, несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, Россия, в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно будет продолжать играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами должны быть ориентированы на создание условий для повышения конкурентных преимуществ национальной экономической системы России посредством интенсивного развития её реального сектора.

В целом процесс мирового развития характеризуется высокой степенью экономической и социальной поляризации, что ведет к возникновению войн и вооруженных конфликтов.

В экономическом отношении новые высокотехнологичные  отрасли требуют интеллектуального потенциала и таких ресурсов, которые являются предметом монопольного владения отдельных государств, что также повышает вероятность конфликтных ситуаций.

Все большее значение в качестве мировых центров силы будут приобретать межгосударственные (наднациональные) организации и негосударственные образования.  

В обозримой перспективе НАТО будет продолжать играть роль важнейшего инструмента проведения американской политики. Экспансия НАТО на Восток и увеличение военной мощи альянса в непосредственной близости от границ России объективно ведут к образованию новых разделительных линий и эрозии действующих режимов контроля над вооружениями в Европе.

Огромное превосходство, которое приходится по обычным вооруженным силам на страны, составляющие союзную с США систему, создает значительные проблемы для обеспечения безопасности других государств, в которых проживает 85% населения мира. В связи с этим у них появляется стимул к приобретению средств сдерживания против коалиции меньшинства с превосходящими экономическими, техническими и военными возможностями. Все это создает существенную угрозу международной безопасности, так как в результате может привести к нарастанию процесса распространения оружия, и, прежде всего, оружия массового уничтожения, который на более высоких стадиях эскалации может стать стихийным и выйти из-под контроля.  

Несмотря на осуждение Североатлантическим альянсом международного терроризма, на Балканах имеет место его фактическая поддержка и использование в собственных целях. Очевидно, что конфликты в бывшей Югославии, относятся к числу управляемых со стороны Запада. Расчленение югославской федерации, продолжавшееся почти десять лет и завершившееся полным распадом страны на ряд мелких несамостоятельных образований, может представлять собой модель для аналогичных действий в отношении России.

В настоящее время агрессивные устремления США и их ближайших союзников сосредоточены на Среднем Востоке. Применение ими военной силы против Ирана и Сирии приведёт не только к полной дестабилизации в регионе, но и к новому мощному всплеску насилия, терроризма и жертв среди мирного населения, которыми уже длительное время сопровождается оккупация Ирака войсками коалиции.

На формирование геополитической и геостратегической обстановки на Юге и в других регионах мира будет оказывать существенное влияние так называемый «исламский фактор». Он будет проявлять себя, через укрепление позиций исламских государств, а с другой — посредством создания негосударственных объединений, в том числе, экстремистской направленности.

Международный терроризм, эксплуатирующий исламскую идеологию, представляет собой непосредственную угрозу безопасности стран – лидеров глобализации и для многих полиэтнических государств Евразии.

Распространение ядерного оружия и других видов ОМУ усугубляет угрозу международ­ного терроризма, так как одна изцелей террористов — получение доступа к оружию массового поражения становится реально досягаемой.  В силу этого международный терроризм угрожает всей системе стратегической безопасности.

Россия представляет собой уникальную региональную цивилизацию и является одной из крупнейших стран мира с много­вековой историей и богатыми культурными традициями, в течение многих веков объединяющими православие и ислам в рамках единой государственности. Это создает благоприятные предпосылки для развития отношений с исламским миром и сотрудничества с исламскими странами в решении вопросов обеспечения национальной и международной безопасности.

Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международ­ной безопасности, включая про­тиводействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирова­ние региональных конфликтов, борьбу с международным терро­ризмом и наркобизнесом, реше­ние острых экологических про­блем глобального характера, в том числе проблемы обеспече­ния ядерной и радиационной бе­зопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направ­ленные на ослабление позиций России в политической, эконо­мической, военной и других об­ластях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затор­мозить происходящие позитив­ные изменения в международ­ных отношениях.

Укрепление позиций Российской Федерации в мировом сообществе в интересах ее национальной безопасности должно проходить по следующим направлениям:

— сохранение и расширение имеющихся у России возможностей влияния и потенциала в целях упрочения положения на мировой арене;

— выступление с инициативными предложениями мирного компромиссного решения тех конфликтных ситуаций, в которых США тяготеют к применению военной силы;

— подготовка рекомендаций по совершенствованию норм международного права в целях их адаптации к новым реалиям в интересах обеспечения международной и национальной безопасности;

— активизация участия в процессе реформирования международных организаций, включая ООН, в целях повышения их роли в современном мире;

— реализация целенаправленной стратегии, использующей статус России как великой военной державы в интересах упрочения международного мира и безопасности, что позволило бы на длительный период придать новый динамизм ее экономическому и политическому развитию.

Для укрепления позиций в мировом сообществе России необходима поддержка других субъектов международных отношений, формируемая на гибкой договорной многосторонней и двусторонней союзнической и партнерской основе. Россия, исходя из геополитических и военно-стратегических соображений, рассматривает пространство СНГ как сферу своих особых интересов, имеющих приоритетное значение в обеспечении национальной безопасности.

Российская Федерация будет и в дальнейшем активно развивать сотрудничество со всеми мировыми и региональными центрами силы и, прежде всего, с Индией, Китаем, Бразилией, Ираном.

Российская Федерация стремится к созиданию таких международных отношений, которые служили бы максимальному благу и удовлетворению законных интересов собственного народа, сопредельных наций, всего мирового сообщества. Россия становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления извне.

В условиях нарастания процессов интернационализации, интеграции и глобализации, одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является отстаивание духовной, культурной и иной самобытности народа, защита его законных интересов.

Российская Федерация будет стремиться к достижению такого мироустройства, которое формировалось бы на началах справедливости и равенства людей, исключало бы подавление их воли глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния.

 

 

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция