Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Регламент пожарной безопасности: лучше проще, но лучше статья из журнала

Март9

 

В 200В году принят Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Более полугода он действует, и за это время Технический регламент не ругал, наверное, только ленивый. Напрашивается справедли­вый вопрос: «Почему?». Ответ очевиден: чтобы критика была плодотворной, акцент с обвинений необходимо было смес­тить на конструктивные предложения. И таковые все-таки бы­ли. Согласно существующим правилам разработки норматив­ных правовых актов технический регламент, возведенный в ранг закона, содержит не технические требования, устанавли­вающие точные параметры и характеристики продукции, а технико-юридические нормы, регламентирующие техническую деятельность людей и призванные обеспечить соответст­вие объектов технического регулирования предъявляемым к ним требованиям пожарной безопасности.

Одним из обязательных условий закона должно быть со­провождение каждого норматива оценкой соответствия, от­вечающего принципу единства оценки соответствия ст.3 Фе­дерального закона от27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает необходимость соблюдения единства правил и методов оценки соответствия с целью обеспечения единства применения требований технических регламентов. Содержащиеся в законе нормы должны быть доказуемы опытным, эмпирическим путем, а методы оценки соответствия, т.е. подтверждение выполнения нормы, прове­ряемы на пригодность. Кроме того, текст Технического регла­мента должен быть ясным и доступным для понимания всех заинтересованных лиц нормы закона изложены таким обра­зом, чтобы обеспечивалось единообразное и однозначное их толкование.

Совершенно нелепо выглядит ситуация, когда одни и те же нормы Технического регламента в каком-либо субъектовом ор­гане государственной экспертизы понимают и применяют по-своему, а в Главгосэкспертизе России по-другому. При этом проектное и строительное сообщество имеет свои взгляды на ту же практику, как правило, не совпадающие с такими же много численными взглядами строительного и пожарного надзора!

Возникает вопрос: зачем, имея на руках принятый Государственной думой, одобренный Советом Федерации, подпи­санный Президентом Российской Федерации Технический регламент, изобретать новый закон? Ответ предполагает предложение о незамедлительном изменении ситуации, при­чем весьма существенном. Поэтому, взяв за основу действую­щий Технический регламент, предложим свое субъективное видение решения острого вопроса, чтобы если не достичь, то хотя бы приблизиться к однозначному и единообразному по­ниманию его норм и единству оценки их соответствия.

Прежде всего. Технический регламент необходимо сущест­венно сократить. Во-первых, из закона следует исключить многочисленные классификации, занимающие 11 глав или 41 статью, перенеся их в документ добровольного применения, будь то свод правил или национальный стандарт. Учитывая, что Технический регламент содержит 152 статьи, это сокраще­ние уменьшит его почти на треть, при этом путаницы станет меньше. В качестве примера можно привести классифика­цию взрывоопасных зон: в «Правилах устройства электроуста­новок» (далее — ПУЭ) она одна, а в Техническом регламенте со­вершенно другая. В этом случае проектировщики, руководст­вуясь привычной для них классификацией, установленной в ПУЭ. будут нарушать Федеральный закон, имеющий прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О техническом регулировании»).

Во-вторых, закон не должен содержать точные техничес­кие требования, которыми он насыщен сегодня. В развитых странах Европы и Америки, на опыт которых мы нередко ссы­лаемся, выстраивается, как правило, многоступенчатая мо­дель технического регулирования. Президент или правитель­ство принимают «рамочный» закон, устанавливающий общие принципы в соответствующей сфере регулирования. В их обя­занности не входит, в отличие от депутатов Государственной думы Российской Федерации и членов Совета Федерации, об­суждение вопросов относительно количества пожарных лест­ниц, ведущих на кровлю, высоты проходов на технических чердаках или расхода воды на наружное и внутреннее пожароту­шение. Совершенно очевидно, что это прерогатива соответст­вующего министерства, осуществляющего функции выработ­ки и реализации государственной политики, нормативно-пра­вового регулирования, а также надзора и контроля в области пожарной безопасности (в России — компетенция МЧС). У нас же чрезмерно детализированные требования к объектам тех­нического регулирования в области пожарной безопасности, установленные в Федеральном законе, привели к невозмож­ности реализации принципа соответствия технического регу­лирования уровню развития национальной экономики, ее ма­териально-технической базы, а также научно-технического развития (ст. 3 ФЗ «О техническом регулировании).

Рассмотрим в качестве примера ситуацию с противопо­жарными расстояниями. В Техническом регламенте данному вопросу посвящена целая глава, включающая шесть статей и несколько таблиц в приложении. Малейшее снижение уста­новленных требований трактуется как нарушение Федераль­ного закона.

Допустим, при невозможности в силу объективных причин соблюдения установленного противопожарного расстояния между АЗС с наземными резервуарами и соседним складским зданием, где хранятся негорючие вещества и материалы в хо­лодном состоянии (категория по пожарной опасности «Д»), существует только один законный способ решения вопроса — не строить АЗС. Все другие решения будут противозаконными. Согласование же отступлений в Специальных технических ус­ловиях (СТУ) от требований Федерального закона, принятого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 105, ст. 107), является противоестественным и незаконным.

Тут мы попутно зададим еще один, почти риторический, во­прос: разве не противоречит здравому смыслу такое положе­ние вещей, когда Федеральное собрание приняло и одобрило Технический регламент, а представители федеральных орга­нов исполнительной власти отступают от его требований? При этом они ссылаются на СТУ, институт которых отменен зако­ном, за исключением случаев, когда отсутствуют нормативные требования по пожарной безопасности объектов? Но надо же на что-то ссылаться, если нормы Технического регламента вы­полнить не получается, но и объект не построить нельзя, пото­му что речь уже идет не об АЗС. а, к примеру, о крупных нефтехимических и нефтеперерабатывающих комплексах, заказчи­ком которых является государство.

Технический регламент — это своего рода конституция по вопросам пожарной безопасности, в которой должны содер­жаться только самые основные требования, сформулирован­ные в виде норм-принципов. Ведь в Конституции Российской Федерации не определен минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум, а указано на необходимость «создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека» (ст. 7).

Быть может, тот же вопрос о противопожарных расстояни­ях целесообразнее было бы в «Пожарной конституции» изло­жить в следующем виде:

Ст. №… «Противопожарные расстояния».

1. При проектировании и строительстве объектов противо­пожарные расстояния следует принимать такими, чтобы обес­печивалось нераспространение пожара на соседние объекты.

2. В случае распространения пожара, повлекшего причи­нение вреда жизни и здоровью людей, ущерб чужому имуще­ству, виновное лицо несет ответственность согласно действу­ющему законодательству.

3. Методы оценки правильности принятых противопожар­ных расстояний и их рекомендуемые значения, а также проти­вопожарные мероприятия, обеспечивающие возможность их снижения, устанавливаются в нормативных технических доку­ментах.

Аналогичным образом следовало бы сформулировать и другие требования пожарной безопасности, изложив их в ви­де норм-принципов, а методы оценки соответствия и реко­мендации по их выполнению — установить в нормативных тех­нических документах. Такие изменения позволили бы существенным образом сократить Технический регламент и упрос­тить его выполнение.

Дело здесь, главным образом, в том, что сегодняшние ме­тоды оценки соответствия принимаемых решений требовани­ям норм чрезмерно сложны и громоздки. В частности, выпол­нение многих требований Технического регламента сводится к определению времени эвакуации людей из зданий и сооружений и доказательству, что это время не превышает необхо­димое. Не менее значимы сегодня и расчеты по оценке по­жарного риска, включающие, в том числе, и определение рас­четного времени эвакуации людей.

Следует отметить, что в России людей, способных качест­венно, с пониманием дела произвести данные расчеты можно посчитать по пальцам и ни для кого не секрет, что их выполне­ние по утвержденным методикам требует весьма глубоких по­знаний в самых разных отраслях науки. Оценить же правильность расчетов пожарных рисков проверяющим лицам по существу невозможно в силу сложности, трудоемкости и дли­тельности этого процесса.

Таким образом, доказать с использованием существую­щих методик выполнение тех или иных требований практичес­ки нельзя без лояльного отношения к представленным доказательствам (расчетам) должностных лиц органов исполни­тельной власти. Это, как известно, подталкивает правоприменителей к коррупционным действиям и не способствует фор­мированию благоприятного инвестиционного климата в госу­дарстве.

Именно поэтому, по нашему мнению, существующие мето­ды оценки соответствия необходимо в значительной степени упростить для обеспечения единого понимания того, как надо делать, чтобы это считалось правильным. К тому же погрешно­сти при использовании упрощенных методик, вполне возмож­но, будут ничуть не больше, чем при проведении расчетов опасных факторов пожара по интегральным, двухзонным или полевым моделям, а расчетов эвакуации — по аналитические, индивидуально-поточным или имитационно-стохастическим моделям. Это объясняется тем, что достоверность получаемых с использованием данных моделей результатов в значительной степени определяется достоверностью принятых предпо­ложений, а о какой достоверности может идти речь при выбо­ре места возникновения гипотетического пожара?

Созданные огромными усилиями сложные математичес­кие модели, предлагаемые специалистам для обоснования требуемого уровня безопасности различного рода объектов, все больше уводят нас в мир виртуальной реальности, слабо связанной с действительным положением дел. Как отмечается многими исследователями, причем, не только в области обеспечения пожарной безопасности, но и в других отраслях, точность материалов, принимаемых в качестве исходных дан­ных, настолько низка, что математические модели, построен­ные на их основе — не более чем фикция (погрешность опре­деления места возникновения пожара и т.п. – 100 %). Таким образом, использование моделей с большим числом расчет­ных элементов, усиливающих неустойчивость счета и увеличи­вающих погрешность, становится весьма трудоемкой, дли­тельной и очень затратной операцией при относительно невы­сокой точности прогноза эвакуации людей и воздействия на них опасных факторов пожара.

В итоге, отсутствие надежной достоверной исходной ин­формации о месте возникновения пожара, а также игра с не­видимыми промежуточными значениями и коэффициентами (плотность и интенсивность эвакуации, токсичная и дымооб­разующая способность, количество и видь пожзоной нагруз­ки и т.д.) с целью подгонки проводимого расчета под требуемый результат делают бессмысленным использование более сложных моделей для определения уровня обеспечения по­жарной безопасности людей.

Никто не отрицает, что будущее за моделированием. Сего­дня же уровень научно-технического развития позволяет ут­верждать, что эра моделирования еще не пришла.

Здесь следует учитывать еще и наш российский ментали­тет, когда люди с чистой совестью дела ют все не по инструкции или регламенту, а так, как надо им, исходя из ситуации. Наши специалисты на генетическом уровне не способные удержать­ся оттого, чтобы не подтасовать принимаемые в расчетах па­раметры для достижения цели расчета. И это еще один аргу­мент в пользу того, что без прозрачных, пусть менее «точных», но простых методик не обойтись. Сопутствующие расчетам по­грешности причем по любым, как сложным, так и простым ме­тодикам и моделям) при использовании упрощенных и понят­ных экспресс-методик будут с лихвой компенсировался мень­шим люфтом при принятии исходных данных, т.к. у недобросо­вестных исполнителей расчетов существенно снизится воз­можность «игры» с начальными параметрами и промежуточ­ными значениями.

Еще один довод в пользу простых и доступных для понима­ния методик заключается в реальной возможности использо­вания их в качестве доказательной базы в судебных процес­сах. Ведь при проведении независимой экспертиза соответ­ствия/несоответствия) расчета, выполненного по сложным моделям с большим числом расчетных элементов, результат ее во многом определяется субъективными оценками незави­симых экспертов.

При применении простых методик данный фактор в значи­тельной степени нивелируется. Ведь какой бы специалист ни проводил независимую экспертизу, результат будет одинако­вый, т.к. все расчетные операции лежат на поверхности и до­ступны не ограниченному числу лиц, а широкому кругу грамот­ных проектировщиков и инженеров. Проведение как бы сверхточных расчетов не влияет на по­вышение уровня пожаробезопасности объектов. Получается, что за выполнением высокозатратных и трудоемких расчетов ничего не следует, кроме расходов заказчиков на их выполне­ние…

Как видим, вопрос о том, как упростить существующие ме­тодики, совсем не из легких. Особенно если принимать во вни­мание, с каким сильнейшим неприятием и всеобщей критикой столкнутся авторы предлагаемых расчетов. Тем не менее, раз­работка экспресс-методик жизненно необходима для снятия административных барьеров, возникающих при реализации норм-принципов, заложенных в Техническом регламенте. Оп­ределенные исследования в данном направлении уже ведут­ся, и первые результаты проводимой работы будут представ­лены в ближайшее время.

Подводя итоги, можно предположить, что исключение из Технического регламента классификаций и технических тре­бований, а также упрощение методов оценки соответствия по определению безопасной эвакуации людей (26 статей содер­жат данную норму-принцип) в значительной степени позволят снять то напряжение, которое возникло в различных отраслях экономики с принятием данного документа.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция