Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Основные проблемы современной рекреации в Тверской области статья из учебника

Март9

 

            Рекреационные ресурсы – это совокупность естественных и обусловленных деятельностью человека свойств какой-либо географической единицы, оказывающих положительное воздействие на физическое и психологическое здоровье человека, а так же ценных с познавательной, эстетической, культурно-исторической и досуговой точек зрения.
В условиях новых земельных отношений формируется система государственной кадастровой оценки земель, в которой земли рекреационного значения имеют различные статусы: заповедники и заказники, земли рекреации и оздоровления, земли историко-культурного значения и др. Такая работа предусматривает проведение экономической оценки всех земель России, в том числе земель рекреационного назначения по специально разработанному классификатору. При этом особое внимание должно уделяться качеству оценочных работ. Недостаточная или недостоверная информация о рекреационном потенциале тех или иных территорий может привести к их недооценке как с точки зрения экономики, так и к недооценке рекреационного потенциала Тверского региона в целом, что повлияет на характер инвестиционной деятельности в сфере рекреации.
Материалы настоящего семинара посвящены очень важным, на наш взгляд, проблемам развития рекреационного потенциала Тверской области. Свидетельством актуальности данной проблемы является тот факт, что в работе семинара приняло участие большое количество специалистов и ученых различных организаций, работа которых тесно связана с изучением, развитием рекреационного потенциала в различных направлениях.
Фактически впервые за последнее десятилетие предпринята попытка оценки данного ресурса во всем многообразии его функций, социального, экономического и экологического значения. Из печатных трудов прошлых лет необходимо отметить работу преподавателя Тверского государственного университета Ю.А. Шаркова (1992), посвященную этой проблеме. Его работа в основном базировалась на данных статистического управления Калининской области за 1940-1990 г. В ней рассматривалась система рекреации, сложившаяся у нас в 60-70-х годах.
Мы сознательно не обсуждали на семинаре лечебно-оздоровительный рекреационный потенциал области, так как этому виду ресурсов будет посвящен отдельный семинар, запланированный на декабрь 2002 г. Кроме того, за рамками семинара в соответствии с его природоведческой идеологией остались вопросы, связанные с музейно-выставочной стороной рекреации.
В результате работы семинара выделился ряд наиболее важных проблем исследования и использования рекреационного потенциала Тверской области, при обсуждении которых отмечено следующее:
1. Целенаправленная политика в индустрии отдыха в Тверской области, как видно, не имеет четких ориентиров. Основная деятельность сосредоточена в сфере использования рекреационной инфраструктуры, сохранившейся с 80-х годов. Это приводит к тому, что туристические фирмы все больше предлагают отдыхающим маршруты за пределами Тверского региона;
2. В области не ведется систематического исследования рекреационного потенциала и основных потоков отдыхающих, в силу чего практически невозможно оценить интенсивность воздействия неорганизованных рекреантов на природную среду. Такое воздействие местами приобретает катастрофический характер, обусловленный, например, сильнейшим загрязнением водоемов и прилегающих к ним территорий. Причина этого, по-видимому, заключается в отсутствии грамотного управления в этой области и неспособности привлечь инвестиции в рекреационное дело;
3. Рекреация и деятельность по ее организации требуют участия специалистов разного профиля, без совместной работы которых рекреационные возможности области не раскрываются полностью и, следовательно, недостаточно используются и не приносят должной прибыли. Основной вывод такой – следует формировать целенаправленную политику по подготовке кадров в области рекреации, способных объединить специалистов разного профиля;
4. Современная рекреационная практика базируется на традиционных видах туризма и не использует такие важные по европейским меркам объекты туризма как промышленные или другие техногенные объекты, например, нелидовские шахты, вышневолоцкую водную систему, узкоколейные железные дороги в труднопроходимых местах, акватории крупных водохранилищ (Рыбинского, Вышневолоцкого и др.), редкие и древние мастерские (по металлу, тканям, дереву), небольшие фабрики и места промыслов (стекольного, глиняного и др.) и многие другие объекты.
Развитие в области туристической составляющей рекреации сдерживается по ряду причин:
• отсутствует информационная база данных уникальных природных объектов на территориях районов,
• не разработаны туристические маршруты различной направленности и различных категорий (водный, пеший, автомобильный; экстремальный, экологический, познавательный и т.п.),
• остается неразвитой инфраструктура территорий расположения объектов туризма, отсутствуют проектные решения по организации подходов к объектам туризма и их обустройству (дороги, мосты, стоянки, беседки, навесы, информационные сооружения, обзорные площадки, туалеты и т. п.).
Эти и другие причины сдерживают развитие цивилизованного туризма, резко ограничивают возможности различных фирм, работающих на рынке туристических услуг в Тверской области, способствуют процветанию «диких» форм туризма.
Не менее важной, на наш взгляд, является и проблема подготовки молодых кадров, способных профессионально решать многоплановые задачи, связанные с изучением, анализом различных территорий области, их природоохранным обустройством. Ситуация с подготовкой кадров такой направленности выглядит довольно тревожно. Из всех специальностей, имеющих отношение к этой сфере деятельности, в тверских вузах ведется подготовка и выпуск специалистов по:
• экологическому туризму (кафедра картографии и геоэкологии Тверского государственного университета),
• экономической географии (кафедра социально-экономической географии Тверского государственного университета)
• природоохранному обустройству территорий и землеустройству (кафедра геологии, переработки торфа и сапропеля Тверского государственного технического университета),
• комплексному использованию и охране водных ресурсов (кафедра природообустройства и экологии Тверского государственного технического университета),
а также специалистов в области земельного и водного кадастров, охраны окружающей среды, картографии и др., которые имеют определенное отношение к рекреации.
Участие студентов в изучении рекреационных ресурсов области становится все заметнее. Студенты делают доклады на различных семинарах, конференциях, участвуют в экспедиционных исследованиях территорий Тверской области: Осташковского, Старицкого, Ржевского, Калининского, Нелидовского и других районов. Например, известны работы в направлении выявления и инвентаризации памятников природы, проводимые студентами Тверского государственного университета, Тверского экологического клуба. Ученые, аспиранты и студенты кафедры экологии Тверского государственного университета плодотворно работают в области экологического образования. В результате специалистами этой кафедры разработаны экологические тропы, требующие инвестиций и являющиеся важной частью рекреационного потенциала. Кафедра физической географии и региональной геоэкологии того же университета занимается оценкой эстетической привлекательности ландшафтов Тверского региона и др.
В последнее время силами специалистов и студентов Тверского государственного технического университета при поддержке Всероссийского общества охраны природы и областного комитета природных ресурсов организована систематическая работа по изучению уникальных природных объектов на территории Тверской области. Результаты такой работы находят воплощение в курсовом и дипломном проектировании, примерами которых являются проекты по:
• рекреационному обустройству различных зон отдыха: спортивного центра в пос. Чуприяновка, парковых и береговых зон в пос. Власьево, заказника в с. Дуденево, Старицких пещер, торфяно-болотных пустошей в районе Васильевского мха и др.,
• природоохранному обустройству выработанных карьеров, торфяных месторождений, нефтехранилищ, терриконов, заболачивающихся водоемов, оврагов, рыбо- и охотхозяйств, прицерковных парковых территорий, прудов, родников и т.п.
Такое направление работ
позволяет сформировать у студентов понимание острой необходимости разработки конкретных проектных решений по сохранению природного и историко-культурного наследия Тверской области, позволяет расширить их кругозор, воспитать бережное отношение к природе, осознать важность развития рекреационного потенциала любой территории нашего края. Однако приведенные выше отдельные примеры – это, как правило, результат разрозненных, проводимых чаще всего на общественных началах проектов, не имеющих финансирования.
Безусловно, данный семинар не претендует на всестороннее освещение проблем рекреации, поскольку затрагивает лишь отдельные направления использования этого важнейшего ресурса. Очевидно, что положено лишь начало комплексному изучению рекреационных ресурсов Тверской области. Предстоит большая многоплановая работа, которая позволит полнее раскрыть потенциал области в этой сфере и наметить конкретные направления деятельности по повышению инновационной привлекательности Тверского региона.

автор опубликовано в рубрике Статья из учебника | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция