Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ОБ ОСНОВАХ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ статья из сборника

Март9

ОБ ОСНОВАХ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время в большинстве экономически раз­витых стран проблема алкоголизма приобрела особую актуальность, к ней приковано внимание специалис­тов различного профиля: медиков, юристов, социоло­гов, работников просвещения и др. И это вполне по­нятно. Употребление спиртных напитков, а тем более злоупотребление ими в силу присущих алкоголю осо­бенностей и эффектов оказывает самое разнообразное, но всегда негативное воздействие на организм и пове­дение человека, на жизнедеятельность в целом.

Острота нынешней алкогольной ситуации в стране вызывает большую озабоченность у общественности, все настойчивее требующей принятия неотложных, мер по решению данной проблемы. Алкоголизация насе­ления за последнее время приобрела масштабы, реаль­но угрожающие физическому и нравственному здоро­вью нации.

Опасность эта проявляется прежде всего в высоких темпах роста потребления спиртных напитков, уровень которого, по оценкам экспертов, достиг 14—15 л абсо­лютного алкоголя на душу населения — самого высо­кого показателя в мире. По мнению экспертов Всемир­ной организации здравоохранения, степень повышен­ной опасности винопотребления начинается с 8 л аб­солютного алкоголя на человека в год.

В силу неблагоприятных социально-экономических обстоятельств, характерных для современной России, последствия злоупотребления алкоголем в нашей стра­не оказываются более тяжелыми, а интенсивность их проявлений—более высокой. Одним из важных пока­зателей серьезного неблагополучия в этой области яв­ляется опережающий темп роста «пьяной» преступно­сти. Так, если показатели общей преступности в пос­леднее время относительно стабилизировались, то уро­вень «пьяной» преступности, напротив, ежегодно уве­личивался на 15—17%.

На растушую криминогенность пьянства указывает и неуклонное превышение доли преступлений, совер­шаемых в состоянии алкогольного опьянения, в струк­туре общей преступности. Так, если в названной струк-

туре доля «пьяной» преступности в 1996 г. составила 37%, то в 2001 г. этот показатель превысил отметку 40%. Еще более внушительна роль пьянства при со­вершении тяжких преступлений: умышленных убийств (78%);тяжких телесных повреждений (79%); изнаси­лований и покушений на них (75%).

Значительно возросло и количество административ­ных правонарушений на почве злоупотребления спир­тными напитками. Например, за последние три года число выявленных милицией нарушений антиалко­гольного законодательства выросло почти на 52% и коснулось 12,3 млн человек.

Однако и эти цифры не отражают реальной карти­ны. По мнению экспертов, в среднем треть лиц, нару­шающих общественный порядок на почве злоупотреб­ления алкоголем, по разным причинам остается вне административного воздействия.

Другой особенностью нынешней алкогольной об­становки в стране является резко возросшая смерт­ность граждан, непосредственно связанная с потреб­лением алкоголя. В 1995 г. наша страна потеряла по этой причине свыше 100 тыс. человек (втрое выше показателей 1991 г.), из них 55 тыс. умерли от алко­гольных отравлений, 21 тыс. погибла при пожарах и в дорожных происшествиях, почти 25 тыс.погибло от преступных посягательств. Аналогичный показатель в Швеции составляет около 6 тыс. человек.

Не может не вызывать серьезных опасений и сохра­няющаяся на очень высоком уровне заболеваемость алкоголизмом. Наличие 2,5 млн только официально зарегистрированных хронических алкоголиков пред­ставляет реальную опасность нарушения генофонда нации, а затраты на их лечение и содержание тяжелым бременем ложатся на общество. Что касается влияния данного фактора на состояние общественного поряд­ка, то необходимо учитывать, что в общей массе ал­коголиков в среднем до 20% составляют лица с ус­тойчивым противоправным поведением, представля­ющие постоянную угрозу безопасности окружающих. Напрашивается вывод: нынешняя алкогольная обстановка в стране по своему характеру и динамике, мас­штабам распространения и размерам негативных по­следствий представляет повышенную угрозу обще­ственной безопасности, социальному иэкономичес-кому благополучию общества, что диктует настоятель­ную необходимость радикальных изменений в госу­дарственной антиалкогольной политике.

Акцент в основном на позитивные изменения в ан­тиалкогольной политике как реального средства неко­торого ослабления остроты ситуации вполне объясним. В условиях продолжающегося социально-экономичес­кого кризиса рассчитывать на сколько-нибудь суще­ственное ослабление глубинных причин пьянства не приходится. Возможность эта может представиться лишь через годы успешного проведения экономичес­ких реформ, улучшения социального и материального положения народа.

Итак, какова суть антиалкогольной политики го­сударства и в чем конкретно заключается возмож­ность снижения остроты проблемы пьянства? Какую роль могут играть органы внутренних дел в повыше­нии эффективности указанной деятельности? Поли­тика государства в этой области объективно призва­на, с одной стороны, обеспечить такое удовлетворе­ние возникающего по самым разным причинам спро­са людей на спиртное, которое сводило бы к мини­муму неизбежные при этом негативные последствия, сдругой — посредством продуманного регулирования винопотребления и осуществления широкого комп­лекса профилактических мер добиться постепенного сниженияэтого спроса. Сравнительный анализ дина­мики алкогольной ситуации в разных странах убеж­дает: там, где политика государства не отвечает ука­занным требованиям, проблема пьянства при прочих равных условиях неизбежно становится более острой. Убедительным аргументом тому служит исторический опыт России, где на протяжении продолжительного времени правительственная политика больше стиму­лировала, а не сдерживала распространение алкого­лизма среди населения.

Особенно ярко несоответствие государственной антиалкогольной политики подлинным интересам борьбы с пьянством и его пагубными последствия­ми проявилось в последние 10—15лет. Широкомас­штабная антиалкогольная кампания 1985—1988 гг. с ее генеральным курсом на форсированное вытес­нение пьянства вызвала к жизни явления, которые еще долго в обозримой перспективе будут отрица­тельно влиять на алкогольную ситуацию в стране. Речь идет не только о небывалых ранее масштабах самогоноварения, серьезно ограничивших возмож­ности государственного регулирования винопотреб­ления. Политика запретов и жестких ограничений, принудительного насаждения трезвости при сохра­нении у большинства населения потребности в ал­коголе породила в народе массовое недовольство действиями властей по борьбе с пьянством, скрытое и явное потребление спиртного. А это, в свою оче­редь, сильно подорвало главное условие успеха в дан­ном деле — широкую поддержку антиалкогольных усилий государства со стороны общественности. Венцом же кампании стали дальнейший рост пьян-

ства и значительное ухудшение условий и возмож­ностей для решения проблемы в будущем.

Столь же ошибочной, но еще более пагубной по сво­им последствиям следует, видимо, признать ориента­цию на другую крайность — обеспечение широкой до­ступности спиртных напитков и фактический отказ от государственного регулирования винопотребления, являющегося непременным атрибутом антиалкоголь­ной политики во всех цивилизованных странах. Отказ в январе 1992 г. от государственной монополии на про­изводство и реализацию спиртных напитков, переход к рыночным отношениям в этой сфере в сочетании с чрезмерно высокими налогами на производимую вин­но-водочную продукцию породили всплеск ее неле­гального производства, широкий размах незаконного оборота спиртных напитков.

Совершенно очевидно, что сама сфера производства и реализации винно-водочной продукции становится все более криминогенной. Об уровне ее криминоген­ное™ свидетельствуют следующие данные: лишь за 1994— 1995 гг. органами внутренних дел были выявле­ны около 3,5 тыс. подпольных цехов по изготовлению спиртных напитков и пресечены около 10 тыс. фактов незаконного предпринимательства. Объемы нелегаль­но изготовляемой алкогольной продукции, поданным экономического комитета Государственной думы, сравнялись с объемами официально регистрируемой продукции. В погоне за сверхприбылями алкогольно-мафиозные группы прибегают к широкому использо­ванию в качестве сырья технического спирта, в резуль­тате алкогольный рынок в буквальном смысле навод­нен некачественной, фальсифицированной винно-во­дочной продукцией. По данным Госторгинспекции, в ходе проверки 1,5 тыс. торговых точек в 60 регионах страны 37% реализуемой продукции были изъяты из продажи как некачественные (завышенное содержание сивушных масел, эфиров и т.п.). Проверка же, прове­денная по линии отделов внутренних дел, выявила еще более неблагоприятную картину: от 40 до 65% прода­ваемых винно-водочных изделий оказались фальсифи­цированными. Наличие альдегидов, сивушных масел, метилового спирта порой превышало допустимые нор­мы в десятки раз. Именно этим обстоятельством глав­ным образом объясняется рост алкогольных отравле­ний в 3 раза за 1992—1995 г. в сравнении с 1991 г.

Помимо значительного расширения незаконного из­готовления и сбыта винно-водочной продукции, от­каз от государственной монополии в этой сфере выз­вал отмену ранее действовавших ограничений в дос­тупности спиртных напитков по времени и месту их продажи, установление весьма низких цен на них (в 3—3,5 раза дешевле по сравнению с другими основны­ми продуктами питания). По заключению Комитета эк­спертов Всемирной организации здравоохранения, широкая доступность спиртных напитков заметно уменьшает количество воздерживающихся от их упот­ребления и вдвое увеличивает количество злостных пья­ниц с постоянным противоправным поведением.

Следует признать, что даже при самой активной дея­тельности отделов внутренних дел в этой области зна­чительно сократить объемы нелегального производства и реализации винно-водочных изделий не удастся, если не будут введены в действие эффективные правовые и экономические факторы, не будет создана действен­ная система государственного регулирования винопот-ребления, в том числе посредством осуществления дол­жной ценовой политики. Принятый в ноябре 1995 г. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» создает хорошую правовую основу для упорядочива­ния дел в этой сфере и устранения многих недостат­ков антиалкогольной политики.

В части укрепления общественного порядка важное значение имеет, например, предусмотренное законом право местных органов власти устанавливать некото­рые ограничения по месту и времени продажи алкоголь­ных и особенно крепких напитков и др.

Задача отделов внутренних дел в интересах обеспе­чения общественной безопасности и соблюдения нрав­ственных норм поведения граждан — активнее иници­ировать принятие органами законодательной и испол­нительной власти субъектов РФ или органами мест­ного самоуправления решений, ограничивающих роз­ничную продажу алкогольной продукции на опреде­ленной территории. Первоочередным среди экономи­ческих мер стабилизации и некоторых мер по ослабле­нию алкогольно-криминальной обстановки являются:

а) снижение акцизов на винно-водочные изделия (хотя бы на 75-80%), что заметно способствовало бы сдер­живанию нелегального изготовления спиртных напит­ков, а также импорта винно-водочных изделий;

б) проведение такой ценовой политики, которая, с од­ной стороны, стимулировала бы изменения в структу­ре винно-водочной продукции путем снижения доли в ней крепких напитков и заметного увеличения доли сухих виноградных вин (ныне доля крепких напитков составляет более 85%), а с другой — способствовала бы устранению явно ненормального положения, при ко­тором водка оказалась самым дешевым продуктом по­требления.

Другим серьезным просчетом последних лет являет­ся развал ранее действовавшей широкой социальной системы пресечения и профилактики пьянства, вклю­чавшей (помимо отделов внутренних дел и здравоох­ранения) трудовые коллективы, общественные органи­зации и объединения, учреждения культуры, образова­ния и другие государственные органы.

Прекратили работу существовавшие при исполнитель­ных органах власти разных уровней комиссии по борь­бе с пьянством, выполнявшие функции координации антиалкогольных усилий различных ведомств, служб и организаций, контроля за исполнением принимаемых решений. Вокруг проблемы пьянства сложилась атмос­фера равнодушия и пассивности, что, естественно, об­рекает на неудачу или низкую эффективность антиал­когольные усилия государственных органов, в том числе и отделов внутренних дел, которые в борьбе с противо­правными проявлениями на почве пьянства очень час­то остаются в одиночестве, не имея должной поддерж­ки со стороны как исполнительных органов, так и об­щественности. Действенность многих норм Закона от 16 мая 1985 г.» О мерах по усилению борьбы против пьян­ства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», предусматривающих административную ответствен-

ность за различные правонарушения, связанные с ал­коголем, фактически утрачена или сведена к миниму­му. К этому следует добавить, что утвердившаяся в об­ществе атмосфера вседозволенности и безнаказаннос­ти стимулирует открытое групповое распитие спиртно­го в общественных местах, на транспорте, в рабочей и служебной обстановке.

Произошли и некоторые другие изменения, негатив­но влияющие на состояние борьбы с пьянством и алко­голизмом. Под давлением развернувшегося под попу­листскими лозунгами о защите прав человека движения была упразднена система ЛТП для хронических алкого­ликов-правонарушителей. В настоящее время в стране насчитывается минимум 350—400 тыс. хронических ал­коголиков, которые своим поведением систематичес­ки нарушают общественный порядок и гарантирован­ные Конституцией России «права и свободы других лиц» (ст. 17) и поэтому нуждаются в медицинском лечении в условиях временной изоляции от общества. С ликвида­цией ЛТП поведение этого огромного числа алкоголи­ков, постоянно вступающих в конфликт с законом, за­метно обостряет криминогенную обстановку, что не­избежно поднимает вопрос о создании на качественно иной основе специальных учреждений, подобных ЛТП.

Точно так же ждет своего законодательного решения вопрос о медвытрезвителях, длительная неопределен­ность с ведомственным статусом которых не могла не ослабить их роль в пресечении пьянства и проведении профилактической работы. Подготовленные МВД РФ проекты о социальной помощи гражданам, находящим­ся в состоянии опьянения, предусматривают широкий перечень мер по значительному укреплению и повыше­нию статуса данного звена в социальной системе пре­сечения и профилактики пьянства.

Однако кнаиболее значимым мерам, охватывающим все аспекты рассматриваемой проблемы, следует, оче­видно, отнести прежде всего разработку и проведение в жизнь научно обоснованной антиалкогольной по­литики государства, направленной на создание проч­ной правовой, организационной, материально-фи­нансовой основы по искоренению пьянства, обеспе­чивающей активное и скоординированное участие в ней всех заинтересованных государственных органов, общественных организаций и социальных институ­тов.

В связи с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практической деятельности правоохранительных орга­нов, направленной на борьбу с пьянством, будут воз­никать новые проблемы. Прежде всего это вопрос о том, является ли напиток алкогольным. В примечании к ст. 20.20 говорится, что под алкогольной и спирто­содержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12%. При распитии спиртных напитков, на упаковке (эти­кетке) которых отсутствуют необходимые реквизиты, возникнет необходимость проведения административ­ного расследования, обязательными элементами кото­рого в данном случае будут назначение и проведение экспертизы, что в конечном счете скажется на эконо­мичности и скоротечности административного про­цесса.

Яковченко Л.А., Голенков В.С. Об основах антиалкогольной политики Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2003. — № 3. – С. 20-22.

автор опубликовано в рубрике Статьи из научных сборников | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция