Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ статья из сборника

Март9

О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ Д. Н. Давиденко, П. В. Половников, В. А. Щеголев

Санкт-Петербургский государственный технический университет

Вклад физической культуры в высшее образование должен со­стоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедея­тельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечи­вающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенство­вание его психофизических способностей и качеств личности. Такое гуманитарное направление физической культуры в вузе существенно повышает ее кул ьтуро образующие функции и придает ей истинно педа­гогический характер. С помощью знаний, полученных по физической культуре, студенты должны создать целостное представление о процес­сах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понять возможности современных научных методов познания природы и вла­деть ими на уровне выполнения профессиональных функций. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания про­граммного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовер­шенствованию личности в течение всей жизни. Такой подход к физ­культурному образованию студентов влечет за собой отказ от традици-онных моделей вузовского педагогического процесса и необходимости пересмотра целей физкультурного процесса в сторону развития его гу­манизирующих и культурообразующих функций на современном этапе. Характерное для большинства преподавателей физической куль­туры стремление к максимальной двигательной плотности занятий и их интенсивности в ущерб образовательной деятельности превращает учебные занятия в уроки физической подготовки, снижается и так низ­кий образовательный эффект. Командно-строевые методы, доминиру­ющие до настоящего времени в физическом воспитании студентов, при­вели к потере личности занимающегося, где приоритетом воспитания до настоящего времени еще являются чисто внешние показатели уровня физической подготовленности студента и сдаваемые им контрольные нормативы учебной программы. Отсюда — принудительная подгонка личности под какие-то усредненные, сверху спущенные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности гуманистических принципов ее формирования. К проблемам физкультурного образования студентов можно отнести и недостаточность его образовательной и воспитатель­ной сторон, информационной насыщенности занятий, слабое привлече­ние студентов к анализу собственных выполняемых двигательных дей­ствий и умений, отсутствие анализа и убеждений о повседневной необ­ходимости своей физкультурно-спортивной деятельности и т. д. Пре­одолеть отчуждение физкультурного образования от личности можно только путем дальнейшей гуманизации, поворота всей системы воспи­тания к человеку.

Организация учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и установками пример­ной учебной программы по физической культуре требует от соответст­вующих кафедр коренных преобразований в содержании работы, под­чиняя ее достижению основной цели, сформулированной в программе, -формированию физической культуры личности студента. Особенно зна­чимые изменения должны произойти в организации учебной работы, содержание которой в значительной степени определяет эффективность всего учебного процесса. Сложившаяся десятилетиями система госу­дарственного устройства нашего общества сформировала человека, не готового к разным изменениям в обществе, к активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению но­вых представлений и соответствующих форм практической деятельнос­ти. Обязательные занятия по физической культуре в различных образо­вательных учреждениях, в том числе и в высшей школе, должны со­ставлять основу формирования физической культуры личности студен­та.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

А. М. Воронов

Карельский государственный педагогический университет

Понятие «культура» является одним из фундаментальных по тий современного теоретического и практического человекознания rнастоящее время традиционно сложилось несколько подходов к тпа товке данного понятия. Большинство исследователей определяют кул туру как совокупность материальных и духовных ценностей, накоплен ных человечеством в процессе общественноисторической практики

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества представляет собой многогранное социальное явление, оказы­вающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев насе­ления. Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечелове­ческой культурой и является ее органической частью.

На состояние и развитие физической культуры в обществе влия­ют производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, фило­софии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влия­ние на многие стороны жизни общества — медицину, педагогику, науку и военное дело.

Термин «физическая культура» появился лишь в конце XIX века. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский применял выражения «физическое воспитание» и «гимнастика», Н. Г. Чернышевский — «фи­зические упражнения», П. Ф. Лесгафт, А. В. Луначарский — «физическое образование».

Исходя из характерного для XIX века понимания культуры в це­лом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспита­нием кого-либо, в Англии появилось выражение «физическая культу­ра».

В России возникновение термина и становление понятия «физи­ческая культура» имеет свою историю. В 1909 г. английское «PhysicaCulture»  переводится  на русский  язык  как  «физическое развитие». И только в 1911 г. появляются работы, в которых встречается терми «физическая культура».

На первом этапе физическая культура понималась в России система физических упражнений или как воспитанная и развитая кра та тела. С 1917 г. физическая культура прочно входит в жизнь Со

г0 государства, при этом одной из важнейших задач становится спасение трудящихся от физического и нравственного вырождения».

В 20-е годы понятие ФК рассматривается в широком аспекте. оно включает охрану здоровья, режим питания, сна и отдыха, личную и бшественную гигиену, использование естественных факторов приро-, физические упражнения и физический труд. В эти годы появляются лозунги: «Через физическую культуру к общей культуре». Появляются первые определения физической культуры: «крепость тела и крепость пуха», «возделывание и обработка тела человека», «метод оздоровле­ния, улучшения и обработки тела», «одно из мощных средств гармони­ческого развития личности человека».

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и ду­ховных ценностей или достижений, используемых для физического раз­вития людей, до вида деятельности. В настоящее время существует бо­лее 10 определений данного феномена. Можно выделить общие черты: физическая культура представляет собой сложное общественное явле­ние, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, био­логических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия.

Таким образом, физическая культура — это вид культуры, кото­рый представляет собой специфический процесс и результат человечес­кой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Физическая культура является фундаментальной ценностью лич­ности, поскольку обеспечивает биологический потенциал жизнедея­тельности, создает предпосылки для гармоничного ее развития, содей­ствует проявлению высокого уровня социальной активности и творчес­кого отношения к труду. В физической культуре человек осваивает не только человеческую культуру, но и свое природное существо. В этом смысле практику физического воспитания надо понимать, с одной сто­роны, как освоение и гуманизацию внутренней природы (тела человека), с другой — как окультуривание всех его двигательных действий, где ровными процессами выступают единство обучения, воспитания и самопознания. Такая культурная деятельность рассматривается как способ самореализации личности.

 

 

// Проблемы физической культуры, спорта и туризма Северо-Запада России: Мат. науч.-практ. конф. (8-9 декабря 2000 г.) – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 2000. – 114 с.

 

 

автор опубликовано в рубрике Статьи из научных сборников | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция