Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Карл Ясперс статья из учебника

Февраль23

Карл Ясперс (1883-1969) — один из крупнейших запад­ных мыслителей. В его учении экзистенциальная аналити­ка человеческого бытия и бытия вообще получает наиболее последовательное и ярко выраженное воплощение. Вместе с тем учение Ясперса разрабатывалось как философия лич­ности в противовес безличностному философствованию о вещах и предметном мире. «В моей философии, — писал он, речь идет о философствовании как функции самой па­шей действительности, о мыслительных образованиях, кото­рые, имея своим источником личную жизнь, адресуются к отдельным людям. Безличностный образ объективирован­ных философских мыслительных форм находит свое подтверждение в экзистенции человеческой личности».

Антропологически-личностная природа философии К. Ясперса обнаруживает себя в трактовке всех основных тем его учения, идет ли речь о предмете философии, о мире, о «всеобъемлющем» как самом бытии или о челове­ке. В полемике с позитивистским отождествлением фи­лософии и научного исследования Ясперс стремится оп­ределить специфику философии, ее самостоятельность и независимость как формы духовной деятельности, утвер­дить особый — исключительно философский подход к познанию и истолкованию бытия, выходящий за рамки пауки. В этой связи свою задачу он видит не в определе­нии общих законов фактического существования мира, а в раскрытии и описании человеческих форм конституирования мира, тех человеческих принципов, которым дол­жна быть, в конечном счете, подчинена научно-теорети­ческая и нравственно-практическая деятельность чело­века.

Экзистенциалистская философия К. Ясперса явилась своеобразной идейной реакцией на все углубляющийся процесс дегуманизации общественных и личностных от­ношений в условиях современного индустриально разви­того общества, протестом против отчужденных форм бы­тия человека, поглощения его анонимными структурами общественной жизни. Критикуя современное положение человека в обществе, его безликое существование среди сплотившихся в массу людей, Ясперс выступает в защиту отдельного индивида, судьба которого оказалась в серьез­ной опасности. Человек стал простым колесиком в огром­ной машине современного государства, утратил свою суб­станцию, свою самостоятельность, оказался во власти чуж­дых, неподлинных форм существования. Задачу филосо­фии Ясперс видит в том, чтобы указать человеку путь к преодолению этого состояния, к обретению подлинно че­ловеческой экзистенции. С этой целью в своей филосо­фии он предпринимает попытку раскрыть ту совокупность человеческих возможностей, которые могут стать средством к самоосмыслению и самопостижению человека, условием »          для свободного принятия решений.

Философия Ясперса строится не на обобщении эмпи­рически установленных фактов и правил; она является своеобразным проектом духовных возможностей челове­ка, показывающим ему, как в зеркале, чем он может быть, чего может достичь, к чему может прийти. Знание, несо­мое философией, необходимо каждому человеку, но, в от­личие от научного, оно не имеет принудительного харак­тера. Философия, говорит Ясперс, — это некая убежден­ность человека, отвечающая его существу. Если научное знание имеет дело с отдельными предметами, то филосо­фия — с «бытием в целом, относящимся к человеку как человеку»; ее истина является истиной особого рода: если она вспыхивает в душе человека — то захватывает сильнее и проникает глубже, чем любое научное знание.

К. Ясперс подчеркивает открытый и незавершенный характер философии, сущность которой состоит не в ов­ладении истиной, а в постоянном искании ее. Она не дол­жна принимать догматическую форму окончательного, раз и навсегда жестко зафиксированного знания. Философствовать — значит быть постоянно в пути. Это пребыва­ние в пути — судьба философии, да и самого человека в его жизненном времени. Она, по мнению Ясперса, таит в себе возможность глубокого удовлетворения при дости­жении «высоких мгновений совершенства», когда челове­ку открывается само бытие. Речь идет не о бытии мира вещей и предметов, а о первоосновах всего сущего, кото­рые обозначаются Ясперсом понятиями «всеобъемлющее», «Бог», «подлинная экзистенция» и символическим выражением которых служат явления реальной действитель­ности. Вопросы о том, что есть философия, подлинное бы­тие, человек, у Ясперса сливаются как бы в один общий вопрос; именно поэтому, говоря о призвании философии и человека, он неизбежно обращается к проблеме бытия, самораскрытия этого бытия в философском познании.

Итак, философия предстает перед нами в виде особой формы духовной деятельности — как поиск человеком истины, свободный от каких-либо целей, от соображений пользы, не пасующий перед возможным поражением. «Философия не может ни бороться, ни доказывать свою правоту, а способна лишь отдавать себя людям. Она не сопротивляется, когда ее отвергают, не торжествует, когда получает отклик. Она живет тем духовным порывом, который, достигнув основ человечества, может соединить всех со всеми». В этой характеристике философии уже просматривается понимание Ясперсом природы самого чело­века, утверждаются существенные принципы человеческой жизнедеятельности, подчеркивающие антропо-персоналистскую природу всего его философствования.

Побудительные мотивы философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. К ним он относит удивление, сомнение, осознание своей затерянности в мире и стремление к коммуникации.

В основе познания лежит удивление. Познание суще­го неизбежно приводит к сомнению, с помощью которого осуществляется критическое испытание достоверности познанного. Радикальное сомнение служит методическим средством подлинного философствования. Однако, соглас­но Ясперсу, сомнение сомнению рознь. Одно дело, когда сомнение используется для ориентации в мире вещей, дру­гое — когда оно становится средством прояснения чело­веком его жизненной ситуации, средством осознания им своей самости. Ясперс осуществляет глубинный критичес­кий анализ жизненной ситуации человека, погружая его в состояние потрясенности и потерянности, в котором толь­ко, по его мнению, и возможно осознание им своей сущ­ности.

В согласии со стоиком Эпиктетом, важным первоистоком, побудительным импульсом к философствованию Яс­перс считает обнаружение человеком собственной слабос­ти и бессилия. Все, что не находится в человеческой влас­ти и являет собой объективную необходимость, Ясперс предлагает рассматривать как нечто безразличное по от­ношению к человеку, и напротив, все, что принадлежит ему, а именно способ и содержание его представлений, необхо­димо, по его мнению, привести к определенной ясности посредством мышления.

Критически анализируя жизненное положения чело­века, Ясперс обращает внимание не на временные и из­менчивые факторы и обстоятельства, которые могут быть изменены усилиями и самого человека, а на тс жизненные ситуации, которые остаются неизменными в своем существе, даже если их наличие и действие сокрыты завесой повседневности. Ими являются смерть, страдание, борьба, предоставленность человека воле случая, неизбывная виновность. Их Ясперс называет основными ситуациями нашего существования, или пограничными ситуациями. Наряду с удивлением и сомнением именно осознание этих пограничных ситуаций провозглашается наиболее глубо­ким первоисточником философии. В обыденной жизни человек, погруженный в повседневные нужды и заботы, либо забывает о них, либо сознательно от них отвлекается, как если бы они вовсе не существовали. Беспечное отно­шение к этим важнейшим факторам имеет своим след­ствием то, что он воспринимает конкретную реальность мира как само бытие: удовлетворяясь благополучным те­чением своих дел, человек оказывается во власти бездум­ного доверия к действительности и не осознает подлин­ной природы бытия. От неизбежных в жизни опасностей и крушений человек ищет убежища в достижениях науки и техники, стремясь утвердить свое господство над приро­дой, будучи уверен в поддержке со стороны общества. Однако всякое жизненное обеспечение и надежность, обретаемые на этих путях, не устраняют постоянной угрозы человеческому существованию, ибо они представляют лишь некую частность в общих рамках тотальной ненадежнос­ти. Конечно, в обществе предпринимается немало усилий, чтобы ограничить разрушительные последствия различ­ных бедствий; саму «бесконечную борьбу всех против всех», чтобы укрепить солидарность людей, обеспечить справед­ливость и свободу. Но эти усилия всегда завершались весьма скромными и частными достижениями, далекими от сколько-нибудь удовлетворительного решения челове­ческих проблем. Ни государство, ни церковь, ни общество, говорит Ясперс, не способны обеспечивать человеку абсо­лютной защиты и надежности. Представления о такой на­дежности суть лишь обманчивые впечатления, навеянные условным благополучием недолгих спокойных времен. Всеобщей ненадежности мира, по мнению Ясперса, не мо­гут противостоять и такие очевидные и безусловные по­нятия, как родина и отчий дом, родители и предки, братья, сестры и друзья, супруг или супруга. Не спасает человека и его культурное и духовное достояние, полученное от прошлого или обретенное в настоящем. Все это не дает надежного убежища, ибо все это — продукт человеческих усилий, ценность и достоверность которых могут быть поставлены под сомнение. Бог не подтвердил их истинно­сти своим присутствием, и эта ненадежность человеческо­го существования указывает на то, что человек не должен удовлетворяться найденным, что ему надлежит обратить свой взор на нечто другое, на то, что не от мира сего.

Таким образом, «пограничные ситуации»: смерть, слу­чай, вина, ненадежность мира, согласно Ясперсу, указыва­ют человеку на поражение и ставят тем самым вопрос о том, что же ему делать перед лицом этого абсолютного крушения, которое неизбежно. Совет стоиков замкнуться в свободном и независимом мышлении представляется Ясперсу неудовлетворительным, поскольку здесь не учи­тывается подчиненность мышления тому, что ему дано. Стоик оставляет человека безутешным, поскольку мыш­ление само по себе лишено содержания и исключает вся­кую попытку спонтанного внутреннего преодоления, вся­кую самоотверженность в любви, всякую надежду на ожи­дание чего-то возможного. Иначе говоря, человек ищет спасения. Что же предлагает для этого философия? Фи­лософия, по мнению Яспера, не может претендовать, да и не претендует на роль религии, дарующей спасение, и в то же время служит средством преодоления мира, являясь своеобразным аналогом спасения.

Философское учение К. Ясперса продолжает и разви­вает некоторые основоположения «философии жизни» и феноменологии, но оно сложилось, вместе с тем, и под зна­чительным влиянием Кьерксгора, Канта и Макса Вебера. Вслед за Кьеркегором Ясперс видит смысл подлинного философствования в целеустремленном «кружении» вок­руг проблем экзистенции и трансценденции. У М. Вебера он перенимает позицию «критического, беспристрастно­го» и «свободного от ценностей» подхода к научным ис­следованиям. Ясперс соединяет в своем учении несовмес­тимые элементы — кьеркегоровский принцип экзистенции, его требование «выбирай себя самого с абсолютной ответ­ственностью перед Богом» и лозунг М. Вебера «воз­держивайся и своем учении от всякого рода ценностных суждений и от всяких решений, которые ты хотел бы навя­зать другим». Опираясь на эти положения С. Кьерксгора  и М. Вебера, Ясперс создает свою методическую филосо­фию, с помощью которой он, не принимая никакого окон­чательного решения, надеется сохранить себя открытым для всех возможностей, включая абсолютное «да» иррациональной веры и абсолютное «нет» нигилизма.

В изучении человеческих возможностей Ясперс видит предварительное условие изучения действительности. Сле­дуя за Кантом, его критикой чистого разума, возможнос­тей и границ нашей умственной способности, Ясперс исследует возможности и границы человеческой экзистен­ции. Кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я могу надеяться?», «Что есть человек?» под влиянием Кьеркегора Ясперс формулиру­ет иначе: «Что есть наука?», «Как возможна коммуника­ция?», «Что есть истина?», «Что есть человек?», «Что есть трансценденция? »

Согласно Канту, чувственность предоставляет мыш­лению материал, рассудок — категории, а разум — идеи. Идеи указывают на сверхчувственный и надрассудочный мир безграничного и абсолютного. В нем человек нахо­дит истоки и побудительные силы своей деятельности. Идеи вносят беспокойство и движение в человеческую жизнь, свидетельствуя о проблематичности и относительности всяких решений и заключений, не оставляя места для филистерской самоуспокоенности, толкая на постоянное преодоление границ достигнутого. Отсюда подлинная сила философии, которая, по Ясперсу, не в знании, а в фило­софской вере. Только с ее помощью мы можем постичь метафизическое, то, что лежит по ту сторону познаваемо­го. В философии Ясперс по-своему, на новом этапе, осуществляет кантовское ограничение знания, чтобы освобо­дить место вере. И если Кьеркегор разрушает знание, чтобы утвердить значение иррациональной религиозной веры, то Ясперс строго очерчивает и ограничивает компетенцию науки для того, чтобы подчеркнуть определяющее значе­ние философской веры.

Ставя проблему бытия, философия Ясперса ищет ее решение в субъекте как личности, в конкретной экзистен­ции. Именно из экзистенции открывается новое видение бытия, выводится подлинное бытие, смысл всего сущего.

Ясперс различает три пути, на которых мы сталкиваемся с бытием: через мир, экзистенцию и трансценденцию. С бытием мы соприкасаемся прежде всего через посредство множества предметов и явлений этого мира, которые ис­следуются конкретными науками. Научное мышление ориентируется исключительно на мир вещей, однако оно ничего не говорит о том бытии, к которому обращается философия. Безусловно, человек некоторыми сторонами своего бытия соприкасается с миром вещей, а потому так­же подлежит научному рассмотрению. Конкретные науки — естественные и общественные — хотя и несут опреде­ленные знания о различных сторонах человеческого бы­тия, тем не менее не охватывают его в целостности, иначе говоря, не постигают его действительной сути. О том, насколько человек причастен к этой мировой сфере, можно судить по трем формам его существа. Человек выступает в трех формах — бытия, сознания вообще и духа. Как бытие он природное существо, телом и душой включенное во всеобщую взаимосвязь данного. В форме сознания во­обще человек представляет собой центр конститутивной активности, созидающей все предметное, общезначимое, за­кономерное. И, наконец, в качестве духовного существа, он связан с идеями, то есть со всем тем, что превосходит чисто категориальное мышление и выступает в виде нор­мы и идеалов, направляющих человеческую деятельность. На путях анализа сферы мира с помощью научных мето­дов, по мнению Ясперса, невозможно понять человека, по­скольку наука, в конечном счете, связанна лишь с отдель­ными, частичными аспектами человеческого существа. Человек оказывается расчлененным на отдельные струк­турные единицы, не поддающиеся подлинному синтезу. Поэтому нужен выход в другие сферы.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции. А в качестве экзистенции человек не может определяться с позиций всеобщего, напротив, он должен быть объяснен из самого себя, из его однократной специфической исторической ситуации. Как возможная экзистенция человек находится по ту сторону своего оп­редмечивания в объективных науках. В своей свободе, единственности и невыразимости экзистенция, строго говоря, вообще не может быть детерминирована. Всякое онтологическое закрепление понятия экзистенции отвер­гается Ясперсом, ибо это порождает опасность ее овеще­ствления. В точном смысле экзистенция — это не то, о чем можно было бы сказать, что оно есть, напротив, она означает то, что может и должно быть. Поэтому проясне­ние экзистенции не направлено на выявление ее как объек­та, который можно было бы подвергнуть изучению. Экзи­стенция не подчинена никакой всеобщей сущности, ни ка­ким законам и правилам, она есть исторически однократ­ное бытие, которое в своей свободе является первонача­лом своего собственного «Я», а потому и не может быть никогда познана с помощью всеобщих понятий.

Подлинная ценность человека заключается не в том, что он принадлежит определенному роду или идеальному типу, а в его исторической исключительности и незамени­мости. Этот экзистенциальный характер человека с осо­бой силой раскрывается в так называемых пограничных ситуациях. Человек всегда пребывает в какой-либо конк­ретной ситуации, однако существуют ситуации особого рода, которые Ясперс, как мы уже говорили, называет погранич­ными и столкновения с которыми отрезвляют нас, про­буждают к пониманию своей экзистенции, своего подлин­ного призвания, позволяют нам хотя бы на время освобо­диться от отвлекающей нас от нас самих шумной и быст­ротечной суеты будней. Лучшим, и предпочтительным, путем, ведущим к экзистенции, является «экзистенциаль­ная коммуникация». Человек не может и не должен пребывать в абсолютном одиночестве. Он жив только своей связью с другим человеком, но связью не обычной, а экзи­стенциальной, то есть когда другой человек воспринима­ется не в качестве объекта, а как некая экзистенциальная самость.

Уже от рождения каждый из нас является частью ка­кой-либо общности — семьи, рода, церкви, государства. В этом смысле человек есть вполне заменимый атом обще­ства. В таком бытии, говорит Ясперс, я делаю то, что дела­ют все, верю в то, во что верят все, думаю так, как думают все. Подлинная самость человека остается скрытой под покровом этих чисто внешних связей бытия. В отличие от общественных коммуникаций, «экзистенциальные комму­никации» означают внутреннюю, свободно избранную связь людей, в которой они открываются друг другу как само­ценные и неповторимые личности.

Экзистенциальная коммуникация обретается челове­ком только в результате предварительного сосредоточе­ния в самом себе, осознания своих действительных уст­ремлений и желаний. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими. Но он также не может вступить в это экзистенциальное общение, не побывав с глазу на глаз с самим собой. Раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжены с риском. Но Ясперс призывает рисковать, поскольку видит в этом единственную возможность под­линной коммуникации с другими людьми, возможность самовыражения. Экзистенциальная коммуникация пред­полагает и борьбу, но особую, «любящую борьбу», в кото­рой нет хитрости, а царит полная откровенность, когда никто по кичится своим физическим или духовным пре­восходством, но, напротив, каждый вскрывает свои собствен­ные слабости. В ней борющиеся стороны стремятся не уничтожить, а завоевать расположение друг друга.

Душой экзистенциального общения Ясперс провозг­лашает любовь. Но если любовь, «любящая борьба» яв­ляется позитивным средством обнаружения человеческой экзистенции, то пограничные ситуации служат негативны­ми средствами ее проявления. К постижению экзистен­ции пробуждает нас, например, столкновение со смертью. Здесь Ясперс отличает телесную смерть, или гибель наше­го обычного бытия, от смерти экзистенциальной, означаю­щей прекращение всех возможностей, полное ничто, кото­рого должен страшиться каждый человек. Смерть, гово­рит Ясперс, касается каждого из нас и служит погранич­ной ситуацией в той степени, в какой она открывает огра­ниченность нашего бытия, входя в нашу жизнь. Смерть воспринимается человеком как пограничная ситуация не во время собственной гибели. «Умирая, я переживаю смерть, но не познаю ее. Смерть познается тогда, когда умирает тот, с кем я связан экзистенциальной общностью. То, что уничтожается смертью, есть явление, а не само бытие».

Именно поэтому, рассуждает Ясперс, мы, несмотря на смерть, сохраняем связь с ранее умершими. Смерть оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, что в жизни экзистенциально, а что нет. «То, что перед смертью остается существенным, то экзистенциально, а то, что утрачивает свою ценность, оказывается напрасным, голым бытием».

Независимо от того, какими средствами — позитив­ными или негативными — достигается экзистенциальное озарение, в любом случае оно обнаруживает трагичность человеческого бытия. Ведь после недолгих вспышек эк­зистенциального озарения, человек, по Ясперсу, вновь погружается во мрак обыденного существования, лишенно­го гарантий для реализации экзистенциальных целей. Вы­ход человека из этой трагической ситуации Ясперс видит в его связи с миром абсолютного и вечного. Оказывается, что иррациональные по своему существу экзистенциаль­ные озарения происходят в те мгновения, когда через тол­щу обыденного существования к нам из царства абсолют­ного проникает луч света. Ясперс тут же оговаривается, что царство это не имеет ничего общего с теми метафизи­ческими сферами, о которых идет речь в догматических философских системах прошлого, и что вещи, как и раз­личные явления человеческой жизни, — лишь своеобраз­ные, не поддающиеся рациональной фиксации шифры, оповещающие о потустороннем.

Ясперовское понимание экзистенции и коммуникации разрывает замкнутую кьеркегоровскую монаду человечес­кой личности и связывает ее как с другими людьми, так и с трансцендентной сферой абсолютного. Тем самым от­крывается широкая возможность для расшатывания струк­туры человеческого индивида. Но сам Ясперс ограничи­вает акт коммуникации. Чтобы спасти экзистенциальную индивидуальность человека от ее растворения в иррацио­нальной непрерывности, Ясперс все время подчеркивает необходимость и неизбежность одиночества. Тем самым он как бы прерывает непрерывность коммуникации. Этот момент экзистенциальной прерывности еще в большей степени сказывается в отношении человека к трансцен­дентной сфере.

У Ясперса рациональное знание обнаруживает свою беспомощность не только перед лицом человеческой экзи­стенции, но и в отношении к трансцендентной сфере. Только верой приходит человек в соприкосновение с трансценденцией. В природе, истории, мире искусства, поэзии и философии абсолютное раскрывается нам не непосред­ственно, а в форме шифров, то есть знаков, указывающих на трансценденцию. Ясперс категорически отрицает вся­кую понятийную метафизику. Бытие в целом не может быть познано в строгом смысле этого слова. Оно может быть лишь освещено с помощью соответствующих поня­тий. Все, что выходит за рамки подобного экзистенциаль­ного усвоения, по мнению Ясперса, составляет лишь фальсифицирующую объективацию. Всякое схватывание, по­стижение абсолютного есть лишь моментальная встреча, у которой никогда не будет продолжения. Универсальное крушение — извечная примета всякого бытия. Подобно тому как в коммуникации, идущей от человека к человеку, с помощью экзистенциальной прерывности исключается их конечное единство, точно так же невозможно действи­тельное единство отдельного человека.

Характерное для определенных концепций современ­ной философии человека отвержение всяких объектив­ных общезначимых сущностей и принципов ведет к субъек­тивистскому и релятивистскому плюрализму. И в этом смысле ясперовская идея коммуникации не составляет исключения, поскольку содержит в себе возможность ра­створения субъекта в иррациональном жизненном пото­ке. Если люди все больше и больше открываются друг другу, вступая во все более интимную коммуникацию, то это может привести к состоянию, родственному тому, ко­торое мы наблюдаем в целостной жизни, не доступной ра­циональному пониманию. Однако Ясперс пытается избе­жать этой опасности, подчеркивая прерывность всякой коммуникации. Кроме того, в философии Ясперса имеют­ся и другие положения, предохраняющие его систему от иррационалистических крайностей. Они сводятся к под­черкиванию способности экзистенции уставанавливать для себя определенные нормы и формы. Однако это самоконституирование экзистенции у Ясперса не носит окончательного и завершенного характера. Воссоздаваемая че­ловеком структура собственного бытия подвержена по­стоянным изменениям, так что отдельная личность все время оказывается перед необходимостью вновь консти­туировать саму себя. Кроме того, конституируемые субъек­том формы и нормы не обладают общезначимостью, как это характерно для всякой трансцендентальной филосо­фии, — они всегда связаны с субъектом и имеют смысл и значение только для него.

И, тем не менее, трансцендентальная мысль играет оп­ределенную роль в исходных положениях Ясперса. Во-первых, она занимает центральное положение внутри сферы под названием «мир». Но сфера эта находится на окраи­не подлинного бытия человека. Во-вторых, и это особенно ощущается во втором периоде творчества Ясперса, рядом с экзистенцией все более выдвигается на передний план разум. Экзистенция и разум, согласно Ясперсу, связаны друг с другом. Экзистенция проясняется только разумом, а разум обретает свою содержательность только в экзис­тенции. Неразумная экзистенция, основанная исключитель­но на чувствах, переживаниях, грозит вылиться в слепое насилие. Так же и разуму, лишенному экзистенциальности, угрожает опасность превратиться в интеллектуальное всеобщее и утратить характер всякой жизненности, исто­ричности, индивидуальности. Поэтому обе стороны долж­ны быть всегда вместе, они составляют два великих полю­са нашего бытия. Создается впечатление, что в разуме Ясперс утверждает некую общезначимую форму, на кото­рую мог бы ориентироваться субъект. На деле же этот ясперовский разум не закрепляет себя в какой-либо дей­ствительной вневременной значимости, он всегда пребы­вает в движении, поскольку, как считает философ, бытие человека никогда не обретает своей завершенности и тер­пит крушение в любой своей сфере.

Центральным вопросом ясперовской философии яв­ляется вопрос о превращении неподлинного человеческо­го бытия в подлинное. И он, соответственно, связан с дру­гими вопросами: «Как во многом найти единственное?», «Что есть оно, это единственное?», «Как я убеждаюсь в том, что это и есть единственное»?

К единственному, к подлинному бытию, по мнению Ясперса, ведет «свободное парение» человека, не скован­ного обстоятельствами и не подчиняющегося законам мышления. Он должен занять соответствующую позицию по отношению к любой форме экзистенции, а не связы­вать себя с какой-либо конкретной ее возможностью. Не­обходимо возвыситься до этого парящего самобытия. Я верен бытию (подлинному бытию), говорит Ясперс, пока я нигде не укрепился, нигде не завяз. Мышление по суще­ству своему есть парение. Такое парение, по Ясперсу, дол­жно предохранять мысль от закрепления ее в определен­ной системе и закостенения в ней, а человека — от погре­бения в той или иной жизненной экзистенции. Только в состоянии парения мы остаемся хозяевами своих мыслей и своего положения, открытыми к трансценденции и к по­знанию своей собственной безусловности в мире. Короче говоря, это философское парение отвечает позиции, пред­полагающей охватить все в истории, природе и царстве возможностей, не принимая, однако, никакого окончатель­ного решения. Ясперс отвергает прямые ответы, когда речь заходит об экзистенции, коммуникации и трансцен­денции. Они не поддаются определению и могут быть прояснены лишь косвенным образом.

Человек, по Ясперсу, должен двигаться от простого, чистого бытия (в мире общественных и государственных установлений, в мире эмпирического, в мире инстинктов и естественных побуждений) к самобытию, к экзистенции. И экзистенция действительна лишь как свобода. Я есть, пока я делаю выбор. Свобода — это не произвол, но авто­номия, самозаконодательство. Однако наша учреждающая законы самость — не всеобщая воля Руссо и не универ­сальный разум Канта, а конкретный человеческий инди­вид, который своим выбором детерминирует и последующие свои акты. Человек должен сам избрать себя в согла­сии со своей совестью, которая является гласом божиим. Поэтому и выбор его никогда не абсолютен и не непогре­шим.

Мы уже отмечали, что Ясперс пытается преодолеть противопоставление субъекта объекту и вообще рассмот­рение и понимание мира как субъект-объектных отношений. С этой целью он вводит понятие всеобъемлющего. Проявляя себя в дуализме субъекта и объекта, это всеобъемлющее выступает в качестве объединяющего фактора, однако оно не может служить в качестве обычного пред­мета, оно является лишь предметом философской веры. Философская вера Ясперса свободна от догм, она пребы­вает в непрерывном движении, постоянно основывая свои истины и полагаясь на собственный опыт, выражая необ­ходимость и возможность веры вообще.

В учении К. Ясперса о человеке субъективизм и реля­тивизм принимают ярко выраженные формы. В центре его внимания — автономная, самоконституирующаяся че­ловеческая личность, постоянно имеющая возможность выходить к трансценденции. Так, с одной стороны, реши­тельно отвергаются всякие предданные формы, объектив­ные порядки и нормы, определяющие природу человека, его субстанциональность и структуру его личности, иначе говоря, открывается путь, ведущий к растворению челове­ка как свободного индивида в иррациональном потоке жизни. С другой стороны, автономная и самоконтролиру­ющаяся личность оказывается источником различных форм и норм, хотя и временного, но общезначимого харак­тера. На примере ясперовского учения видно определяю­щее для всего экзистенциального направления в филосо­фии колебание между философским иррационализмом и трансцендентализмом.

автор опубликовано в рубрике Статья из учебника | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция