Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ДВА ЦЕНТРА ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Статья

Декабрь6

ДВА ЦЕНТРА ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и откуда Русская земля стала есть? В начале XII века киевский летописец Нестор, приступая к созданию своей монументальной «Повести временных лет», хотел ответить на этот вопрос. Одна¬ко современный житель должен понимать, что во времена нашего летописателя поня¬тие «Русская земля» было двойственным, обозначая земли в Среднем Поднепровье с го¬родами Киевом, Черниговом и Переяславлем, а также всю территорию Восточной Ев¬ропы, населенную русью. Чтение «Повести временных лет» не оставляет сомнений в том, что ее автор, говоря о Русской земле, разумел страну в целом, а не только Южную Русь с центром в Киеве. Это позволяет правильно осмыслить взгляд Нестора на ход ста¬новления Русской земли, возникновение в ней государственности, олицетворяемой княжеской властью. Ведущая роль в истории Русской земли принадлежала Киеву и ки¬евским князьям, начиная от Кия и кончая внуками Ярослава Мудрого. Киев в историче¬ской концепции Нестора выступает в качестве «матери градов русских». Именно он стал очагом государственности в Русской земле, собирателем восточнославянских племен. Этой прокиевской теории происхождения Русского государства противостояла новго¬родская версия возникновения государственности на Руси, утверждающая первенство Новгорода.
Стремясь подорвать авторитет Киева, новгородцы объявили родоначальника киев¬ских князей Кия простым перевозчиком-лодочником, который, плавая от одного берега Днепра к другому, зычно покрикивал: «На перевоз, на Киев!» Киевский летописец с не¬годованием отверг столь обидный для киевлян навет. Но в своей изобретательности новгородцы пошли еще дальше, превратив Кия и его братьев в злых разбойников, зато¬ченных князем в темницу, а потом по жалости отпущенных на свободу. Выйдя из темни¬цы, они будто бы отправились на Днепр, где и построили город Киев. Все это, конечно, домыслы, и не на них, разумеется, основывалась убежденность новгородского летопис¬ца, что «прежде была Новгородская волость, а потом — Киевская». Иначе трудно по¬нять, почему она находила отклик в людях Древней Руси, не связанных новгородскими интересами. Стоит вспомнить напутственные слова князя Всеволода Большое Гнездо сыну Константину, отъезжавшему на княжение в Новгород: «На тебя Бог положил ста¬рейшинство среди всех братьев твоих, а Новгород Великий имеет старейшинство кня¬жения во всей Русской земле». Сегодня наука располагает материалами, на основании которых современный исследователь может заключить, что в исторической литературе XI-XII веков соперничали два взгляда на происхождение Русского государства. Один из них придавал первостепенное значение Киеву, другой — Новгороду.
С течением времени положение, однако, меняется. Московские идеологи, воспри¬няв киевский вариант истории становления русской государственности, отодвинули Новгород на второй план. Произошло это благодаря влиянию официальных представ¬лений о власти московских государей — воспреемников киевского наследия, в частно¬сти, Мономахова венца. Сказывалась и конкретная историческая обстановка конца XV-XVI веков: ликвидация независимости Новгорода и присоединение его к Москве, борьба московских правителей против явного или мнимого новгородского сепаратизма, завершившаяся походом Ивана Грозного на Новгород в 1570 году. В результате на страницах московских летописных сводов Киев стал изображаться как «вся честь и слава, и величество, и глава всем землям Русским», как «глава и стол и слава всей Русской земли», «матерь и глава всем градам Русским».
Эта средневековая точка зрения не вполне изжита до сих пор. В новейшей истори¬ческой науке именно Киеву отводится роль создателя государственности на Руси. Ака¬демик Б. А. Рыбаков, например, считает, что государственность на юге, в Киеве, покои¬лась на более прочном основании, чем на севере, в Новгороде». Он выдвигает на глав¬ное место Киев, принимая идею о его старшинстве. Известный знаток киевских древно¬стей П. П. Толочко признает центром восточнославянской государственности в первую очередь Среднее Поднепровье.
Внимательное и непредвзятое изучение исторических источников свидетельствует о примерном равенстве двух великих городов России в формировании отечественной государственности. Однако несколько слов о государстве как таковом.
Установлено три наиболее существенных признака государства: 1) размещение на¬селения по территориальному принципу, а не на основе родства, как это было в услови¬ях родовой организации; 2) присутствие так называемой публичной власти, отделенной от основной массы народа, стоящей над ним и не зависимой в той или иной мере от его волеизъявления; 3) взимание различных поборов и налогов для материального обеспе¬чения носителей публичной власти. Когда имеются названные признаки в совокупно¬сти, можно говорить о наличии государства. Но исторически они появляются не одно¬временно. Возникновение какого-либо из них следует рассматривать как начало зарож¬дения государственности.
Поиски начальных моментов в истории русского государства ведут к проблеме пле¬менных союзов. И тут обнаруживается, что племенные объединения были различных уровней, первичные и вторичные, отличавшиеся друг от друга по степени сложности.
Довольно простой организацией являлся союз родственных племен, складывав¬шийся по мере естественного роста населения, когда отдельное племя, состоящее из нескольких родов, увеличиваясь количественно, распадалось на ряд племен, образую¬щих племенную общность. Поначалу такого рода общности были, вероятно, непрочны. Но постепенно они становились все более устойчивыми и приобрели долговременный характер, внешним выражением чего служило учреждение постоянной княжеской вла¬сти. Важное свидетельство на этот счет содержит «Повесть временных лет». Она рас¬сказывает о трех братьях Кие, Щеке и Хориве, которые построили городок в честь стар¬шего брата, назвав его Киевом. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у словен в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. Поляне, древляне, дреговичи, словене, половчане — это и есть союзы родственных племен, то есть первичные союзы. Они полностью укладываются в рамки родоплеменных отношений, будучи высшей сту¬пенью в развитии первобытного общества. Их нельзя отождествлять с протогосударствами, а тем более с государствами (пусть лаже примитивными) или с зародышами госу-дарства. Нет также основании считать, будто образование подобных союзов послужило подготовкой перехода к государственности. Просуществовав многие десятки, а может быть, и сотни лет, постоянные союзы родственных племен нашли отражение в летопис¬ной терминологии, а географических названиях, в археологических особенностях от¬дельных восточнославянских земель.
Однако современная наука располагает сведениями относительно иного рода пле¬менных объединений, когда союз формирует племена, сами уже достигшие союзного уровня, формируются вторичные племенные образования, не умещающиеся в скорлупу родоплеменного быта. Являясь крупными соединениями племен с противоречивыми тенденциями и центробежными устремлениями, они без начатков публичной власти, способной подняться над узкоплеменными интересами, немыслимы. Власть, управляю¬щая ими, окрашивается в политические тона, становясь инструментом государственно¬сти, правда, примитивной и часто эфемерной.
Арабский географ Масуди, живший в X веке, сообщает, что некогда одно из сла¬вянских племен «имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него и прочие цари ему по¬виновались». Масуди еще раз возвращается к племени валннана: «Мы уже выше рас¬сказывали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные пари их, то есть Маджак. царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на от¬дельные колена, и каждое племя избрало себе царя».
По мнению исследователей, известия Масуди относятся к союзу, завязавшемуся в VI веке у восточных славян Прикарпатья. Предводительствовал этим союзом князь ду¬лебов. Соединяла же племена необходимость борьбы с «обрами» — аварами, войны сла¬вян с которыми запечатлела «Повесть временных лет». В ней говорится: «Эти обры вое-вали против славян и примучили дулебов — также славян и творили насилие женам дулебским; если поедет куда обрин, то не позволял запречь коня или вола, но приказывал впречь в телегу три, четыре или пять жен и везти его — обрина. И так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и бог истребил их, и умерли все, и не ос¬талось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: «Погибоща аки об¬ры» — их же нет ни племени, ни потомства». Летописная легенда объясняет гибель обров промыслом божьим. В действительности же они потерпели поражение от своих противников, в том числе славян, и сошли с исторической сцены, перестав угрожать славянским племенам. И вот тогда единство Валинана, обусловленное внешней опасно¬стью, нарушилось и союз распался, не выдержав давления внутренних противоречий, выливавшихся в межплеменные раздоры.
Можно с уверенностью сказать, что союз Валинана, упоминаемый Масуди, состоял из нескольких племенных объединений. Поэтому управлять им с помощью традицион¬ных институтов было невозможно. Для этого требовалась власть, достаточно не зависи¬мая от отдельных племен, входящих на положении подчиненных в союзную организа¬цию и способная руководить ее действиями. И власть эта являлась одним из первых ро¬стков публичной власти в восточнославянском обществе. В условиях государства родоплеменных отношений она и не могла выступать иначе как в форме главенства одного племени над другим. Это позволило военному вождю возвысившегося племени (царю, по Масуди) подчинить себе вождей остальных племен.
Выдающийся советский историк Киевской Руси академик Б. Д. Греков, имея в виду союз Валинана Масуди, отмечал, что в VI столетии в Прикарпатье наблюдаются явные признаки первой завязи Русского государства. Точнее было бы, по-видимому, сказать о зарождении одного из элементов государственности — публичной власти, причем в архаическом и примитивном виде.
Некоторые исследователи сомневаются в достоверности известий Масуди. Но ис¬торическая реальность союза Валинана выглядит весьма убедительной на фоне расска¬зов византийских авторов. Так, Маврикий, предполагаемый сочинитель «Стратегикона», то есть наставлений по военным делам, настойчиво советовал ромеям сеять раздо¬ры между племенами антов, мешая им соединиться и стать «под власть одного вождя». Значит, племенное объединение в представлениях Маврикия не фантазия, а вполне ре¬альная возможность, таившая в себе массу неприятностей зля Византии. По свидетель¬ству Менандра, во времена набегов аваров (обров русской летописи) на земли антов последние находились под властью родовитых Идара, Межамира и Келагаста. Более чем красноречиво поведение Межамира Идарича, который явился в ставку аварского властителя и обратился к обрам с «надменными и даже дерзкими речами». Смелость Межамира понятна: он чувствовал за собой огромную мощь «бесчисленных племен антов».
Советы Маврикия по разобщению антских племен показательны сами по себе. Они говорят об отсутствии у антов прочных и долговременных межплеменных объединений. Возникавшие союзы племен вскоре разрушались. Прекратил свое существование и со¬юз Валинана, а вместе с ним погасли и первые проблески восточнославянской государ-ственности. Но историческая эволюция вела к созданию постоянных межплеменных образований. Ими стали крупные союзные организации в Среднем Поднепровье и на северо-западе Восточной Европы.
Распространение хазар в Приазовье и Подонье в VIII веке побудило к сплочению восточнославянских племен Среднего Поднепровья. Разрозненными силами сопротив¬ляться хазарам было бессмысленно. В исторических источниках нет прямых известий о войнах приднепровских славян с хазарами. Из них можно узнать лишь о даннической зависимости ряда восточнославянских племен от Хазарского каганата. Однако ученым хорошо известно, что данничество устанавливалось военным путем, посредством «примучиваний», или завоеваний. Есть предание о Полянской дани хазарам, попавшее в «По¬весть временных лет». Вот оно: «И нашли хазары полян сидящими на горах этих (киев¬ских) в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись на вече, дали от дыма (дома) по мечу. И отнесли их хазары к своему князю и к своим старейшинам и сказали им: «Вот, новую дань захватили мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже, мы доиска¬лись ее оружьем, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных зе¬мель». И сбылось это все…».
Это предание заключает в себе как бы спрессованную в одном эпизоде целую исто¬рию поляно-хазарских отношений: первоначальное поражение полян, обложение их данью и последовавшее со временем освобождение от хазарского владычества, а затем полное торжество над былыми победителями. Здесь проявились особенности устного народного творчества — историческая полифоничность изображаемых сказителями со¬бытий, их смысловая многозначность, объединяющая отголоски различных эпох в од¬ном повествовании.
Поляне не только сбросили хазарское иго, но и собрали вокруг себя несколько пле¬менных союзов, заняв среди них господствующее место. В образовавшуюся союзную организацию, помимо полян, входила какая-то часть северян, радимичей, уличей и, воз¬можно, вятичей. Так на протяжении IX века сложилась Русская земля. Она представля¬ла собой значительную территорию в Среднем Поднепровье, на которой разместился крупный межплеменной союз союзов (суперсоюз) во главе с полянами и с центром в Киеве. Кроме Киева в состав Русской земли входили Чернигови Переяславль, но на по¬ложении подчиненных Полянской столице. Отторгнув определенные права и власть у попавших в зависимость племен, поляне вместе со своим вождем — киевским кня¬зем — стали носителями публичной власти по отношению к этим племенам, заложив тем самым одну из главных основ государственности.
Господство полян было достигнуто в борьбе с другими племенами — претендента¬ми на руководство в образующемся союзе. Недаром летописей сообщает, что поляне некогда подвергались притеснениям со стороны древлян и других соседей. Судя по все¬му, древляне являлись наиболее серьезными соперниками полян. Ведь они еще в X ве¬ке, как явствует из летописи, пытались овладеть Киевом, причем не только военными, но и мирными средствами, путем женитьбы древлянского князя Мала на Ольге, вдове киевского князя Игоря, погибшего от рук древлян. В научной литературе существует да¬же гипотеза о древлянской династии киевских князей, начиная с Владимира Святосла¬вича, прославленного крестителя Руси.
Утверждение власти полян над окрестными племенами осуществлялось по мере их освобождения от хазарской неволи. Происходила своеобразная перестановка властву¬ющих: на место хазар становились поляне. Именно такой ход вещей изображает лето¬писец, говоря о деятельности князя Олега, который пошел «на северян и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, сказав так: «Я враг их и вам им платить незачем». Затем Олег «послал к радимичам, спрашивая: «Ко¬му даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по шелягу. как раньше давали хазарам».
Из приведенных летописных известий становится ясно, что покорение восточно¬славянских племен киевскими правителями и включение в состав Русской земли сопро¬вождалось наложением на них дани. Зависимость, таким образом, выражалась прежде всего в данничестве. Помимо дани, «примученные» (завоеванные) племена обязаны бы¬ли поставлять воинов для походов, организуемых Киевом. Они также служили источни¬ком пополнения рабов, которыми киевская знать торговала на внешнем рынке.
Дань, уплачиваемая союзными племенами Киеву, шла в первую очередь на содер¬жание киевского князя и его дружины. «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеж¬дой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы», — говорили дружинники Игорю. А поскольку киевский князь и окружавшие его дружинники — представители господствующего в Русской земле племени полян — персонифицирова¬ли публичную власть и приводили ее в действие, то даннические платежи можно рас¬сматривать как еще один элемент государственности у восточных славян IX века в Среднем Поднепровье. Разумеется, дань — это не налог в позднем смысле слова. Она являлась архаической формой материального обеспечения столь же архаической пуб¬личной власти. Зарождение данничества в Русской земле означало новый шаг в разви¬тии здесь государственности.
Вытесняя хазар из сферы властвования над восточнославянскими племенами, кня¬жеская власть в Киеве принимала некоторые черты хазарской высшей власти. Киевский князь именуется теперь каганом, что под 839 годом засвидетельствовано в Вертинских анналах — раннесредневековой западноевропейской хронике. Согласно анналам, 18 мая 339 года император Людовик Благочестивый принимал в Игельгейме послов ви¬зантийского императора Феофила, в посольстве Феосфила оказались некие люди, кото¬рые рассказали Людовику, что их народ зовут рос, а царя называют Хакан. По мнению видного советского историка В. В. Мавродина, «сообщение Вертинских анналов дает нам возможность предполагать наличие еще на грани VIII и IX веков или в самом нача¬ле IX века русского каганата со стольным городом где-то на Среднем Днепре. И вряд ли мы ошибемся, если будем усматривать в стольном городе каганата «народа рос» Бертинских анналов Киев».
Перенос имени «каган» на киевского князя нельзя истолковывать как чисто внеш¬нее заимствование, а тем более подражание. Тут срабатывали принципы языческого мышления, по которым побежденный или теряющий удачу властитель лишался божест¬венной благодати, уступая ее победителю. Вместе с этой благодатью к удачливому со¬пернику переходила власть, а с нею и титул потерпевшего поражение правителя. Так, киевский князь, побеждая хазар, становился каганом. Это «превращение» осуществля¬лось сравнительно легко еще и потому, что слово «хакан» («каган») означало верховно¬го правителя, которому повиновались другие властители более низкого ранга. Полян¬ский князь как раз и являлся главой межплеменного объединения, в его подчинении на¬ходились вожди (князья) более мелких племенных подразделений.
Русская земля и населявший ее союз союзов племен с отчетливо выраженными чертами государственности засвидетельствованы и арабскими писателями, упоминаю¬щими «группу русов», главным городом которых был Куйаба, служивший «ре¬зиденцией царя». Куйаба — это, конечно же, Киев.
Независимо от формирования государства в Среднем Поднепровье и примерно в то же время зарождалась государственность и на северо-западе восточнославянского ми¬ра. Ильменские словене возглавили этот процесс.
Археологические и письменные источники проливают свет на складывание пле¬менного союза словен, переросшего затем в союз союзов, или, по принятой нами тер¬минологии, суперсоюз. Поселяясь на северо-западе, словене заняли земли в Приильменье. Верхнем и Нижнем Поволховье, по берегам реки Меты.
Консолидация словен просматривается уже на уровне единичного племени. Ранее, чем в других районах, она началась в Нижнем Поволховье. Там в середине VIII века со¬оружается Ладога, обязанная своим происхождением окрестному населению, организо¬ванному в родовые общины. Ладога, возникшая в гуще этих общин, запечатлела их сли¬яние в единое племя, для обеспечения жизнедеятельности которого она и была создана. В девяти километрах от Ладоги вверх по течению Волхова, где свободное плавание преграждали пороги, археологи обнаружили скопление поселений: среди них выделяет¬ся укрепленное поселение Новые Дубовики. Подобно Ладоге и тянущимся к ней бли-жайшим поселкам. Новые Дубовики отразили слияние родов в отдельное племя. Возни¬кает вопрос: почему в низовьях Волхова объединение родовых общин в племена шло опережающими темпами по сравнению с остальными районами, занятыми словенами? Влияли гут оторванность продвинувшихся в Нижнее Понолховье поселенцев от основ¬ной массы словен, осевшей по ильменским берегам, и большая открытость для вторже¬ний и нападений со стороны внешних врагов. Все это требовало сплочения родовых групп, и они, соединившись в племена, построили и центры своих союзов — Ладогу и Новые Дубовики. В Приильменье и Верхнем Поволховье, гае разместилась основная масса словен, обстановка была спокойнее, и складывание племен проходило преимуще¬ственно под воздействием внутренних причин, а не внешних факторов. И только где-то в первой половине IХ века на фоне норманнских набегов появляется сперва Рюриково городище (или какой-то еще, не открытый пока археологами город), а потом — Новго¬род. В словенской земле возникали и другие племенные центры.
Средоточия местной племенной жизни — Ладога, Новгород и Новые Дубовики — играли также очень важную общесловенскую роль. Как показывает исторический опыт, любое племя, любой народ, овладевшие частью реки, упорно стремятся владеть ею пол¬ностью. Бывает, это удается в короткий срок, но порою растягивается на многие десяти¬летия и даже столетия, как, скажем, получилось — с продвижением по Волге — у восточных славян, древнерусских людей и великороссов. Освоение же Волхова заняло сравнительно малое время. Обосновавшись в конце VII — начале VIII столетий по бе¬регам Ильменя и на Верхнем Волхове, словене вскоре вышли в низовья реки, установив над нею полный контроль, что отвечало интересам безопасности словенского населе¬ния в целом. Поставленные на важнейших участках речного пути города были контрольными пунктами, препятствовавшими проникновению врагов в глубь словенских земель. С развитием внешней торговли они приобрели значение торговых центров.
Образованием племен и строительством племенных центров завершается первый этап консолидации в словенском обществе. Второй ее этап связан с формированием союза словенских племен. К созданию такого союза побуждала возрастающая плот¬ность населения, требующая более тесного сплочения как внутри словенской общности, так и по отношению к внешнему миру. Союз родственных племен становится исторической необходимостью.
Возникновение союзной организации являлось делом вовсе не простым. Оно со¬провождалось взаимной борьбой и соперничеством племен за лидерство. Отголоски межплеменных столкновений слышны в источниках устных и письменных их следы видны и в археологических материалах. Раскопки Ладоги, например, показали, что в се¬редине IX века город выгорел, охваченный «тотальным пожаром». Исследователи не без основания связывают ладожскую катастрофу с междоусобными племенными войнами.
В борьбе за главенство в словенском союзе сначала повезло Ладоге. Тому были свои причины. Словене, поселившиеся в Нижнем Поволховье, ранее, чем остальные со¬родичи, соединились в племена, что дало ладожским словенам перевес в силе и выдви¬нуло Ладогу вперед. Но по мере того, как нарастали интеграционные процессы у приильменских словен, поражение Ладоги и утрата ею передовых позиций как властвую-щего племени в формирующемся племенном союзе было лишь делом времени по¬скольку в верховьях Волхова и Поозерье находилась наиболее густая сеть поселений то есть самая высокая концентрация населения. По своим материальным и людским ре¬сурсам племена Верхнего Поволховья и Приильменья имели преимущество меж други¬ми племенами словен, в том числе и словенского племени с центром в Ладоге. Этим и объясняется господствующее положение новгородцев, которое они в конечном счете заняли в словенском союзе.
Создание словенской союзной организации влекло за собой слияние отдельных племенных территорий в единую общую территорию всех словен, и это не могло не по¬влечь изменений в управлении обществом. Военный вождь (князь) становится постоян¬ным должностным лицом. Вокруг него собирается дружина. Появляется общеплеменное народное собрание — вече. Начинает действовать совет старейшин. Иными словами возникают союзные органы власти. Древние сказания донесли до нас единичные имена словенских правителей. Это Бравлин и Вадим Храбрый — новгородские князья Гостомысл — новгородский старейшина.
Словенский союз вскоре стал ядром более крупного племенного объединения куда вошли, помимо словен, кривичи, а также финские племена, называемые летописцем чудью. Следовательно, то было разно этническое межплеменное образование. Его вы¬звала к жизни прежде всего внешняя опасность, исходившая от норманнов. Известно, что уже в VIII веке шведы пересекают Балтийское море, основывая опорные пункты по южному побережью, откуда проникают в Финский залив, Неву. Ладожское озеро и Вол¬хов. Накатывалась экспансия норманнов на территорию славянских и финских земель. Отряды врагов формировались из купцов-воинов, промышлявших — а зависимости от обстоятельств — сегодня торговлей, а завтра — грабежом и «примучиванием», данью по¬падающихся на их пути племен. Древнерусский летописец рассказывает об уплате словенами, кривичами и чудью дани варягам, приходящим –«из заморья». О завоевании нор¬маннов сообщают и скандинавские cam. Так. сага об Олаве Святом вспоминает уппсальского конунга Эйрика, сына Эмунда, который каждое лето набирал войско и от¬правлялся походом в разные страны. Он подчинил себе Финнланд, Кирьяланд, Эйстланд, Курланд и многие другие земли на востоке».
Варяжская агрессия сплотила славян и финнов. Они «изгнаша варяги за море и не даша им дани». Вот так в середине IX века на северо-западе Восточной Европы сложил¬ся союз союзов племен (суперсоюз) для обороны от норманнских вторжений. Этот со¬юз был примечателен тем, что включал в себя кроме славянских племен (словене кри¬вичи) к финно-угорские племена. Управление им осуществлялось с помощью механиз¬ма, отличного от традиционных родоплеменных учреждений, то есть посредством эле¬ментов публичной власти, имевшей, однако, примитивный характер, ибо в условиях господства родоплеменных отношений она принимала форму главенства одного союза племен над другими. В итоге князь возвысившегося племенного союза подчинял князей и вождей прочих союзов. Осуществляемая им власть как бы отрывалась от рядовых племен, оберегая общие интересы, порой несогласные с интересами отдельных племен¬ных объединений.
По имеющимся у нас данным трудно определить, какое племя выступило в роли главы и. стало быть, носителя публичной власти. Но если брать конечный результат обозначившийся к исходу IX века, таковым было племя словен, которое оказалось сильнее своих соседей, вовлеченных в союзную организацию. Не исключено, что слове¬не, подняв на борьбу разноязыкие племена против варягов, по изгнании последних за¬няли их место в качестве собирателей дани, как это имело место на юге у полян с хаза¬рами.
Мощный разноэтнический племенной союз был замечен арабскими писателями, именующими его «ас-Славийа». Арабы упоминают и царя руссов, пребывающего в городе Салау. История локализует Славию в области ильменских словен.
Итак, на протяжении VIII-IX веков в Среднем Поднепровье и Поволховье неза¬висимо друг от друга определились два центра зарождения русской государственности. В обеих областях в процессе складывания государственности возникли два важнейших ее института: публичная власть в виде господства наиболее сильного племени над ос-тальными племенами, признающими его главенство, и натуральные повинности в фор¬ме дани, идущей на ее содержание. Эти институты имеют еще весьма примитивный ха¬рактер, но, тем не менее выступают как первые проявления зарождающегося государст¬ва. Становление государства завершится тогда, когда произойдет распад родоплемен¬ных отношений и в размещении населения территориальный принцип заменит кровно-родственный. Но это случится позднее, на рубеже X-XI столетий.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция