Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Государство и право России в период буржуазно-демократической республики, февраль — октябрь 1917 года Статья

Декабрь6

Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (май-октябрь 1917 г.)
Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание (назначенные на сентябрь), реформу местного самоуп¬равления, земельную реформу. Создав в апреле систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-заводских комитетов. Бу¬дучи временной властью правительство вплоть до созыва Уч¬редительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы. На местах оно не имело надежного административного аппарата.
В июне 1917 г. около трехсот девяноста местных советов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики.
Летом 1917 г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти: через Учредительное соб¬рание или через Советы, свободно избранные населением.
Созыв Учредительного Собрания задержал двухмесячные переговоры с Петроградским Советом о составе Особого Совещания по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного Собрания на 17 сентября, потом они были отложены на ноябрь (отсрочки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда революционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой). Усиление власти Советов в массах не способствовало авторитету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного Собрания,
3 июля большевики предприняли попытку поднять вооружен¬ное восстание в Петрограде, которое окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. Во втором коалиционном правительстве социалисты оказались в большинстве. Правительство стало искать политиче¬скую опору в умеренных кругах общества. Верховным главноко¬мандующим был назначен генерал Л. Г. Корнилов, популярный в то время в патриотических кругах.
В августе в Москве было созвано Государственное совещание, в котором приняли участие члены Четвертой Государственной думы, представители кооперативного движения, советов, профсо¬юзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуправления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между умеренными и рево¬люционными группами.
Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу, для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВЦИК Советов создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП (б).
Временное правительство, потерявшее авторитет в патриотических и консервативных кругах после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. Затем 14 сентября происхо¬дит созыв Демократического Совещания из представителей Советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Сове¬щание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. Но уже на нем поднимался вопрос об однородной «социалистической власти», т. е. с большевиками. На совещании был сформирован Временный Совет Республики («предпарламент»), предполагавшийся как орган контроля над правительством, но превратившийся в орган законодательных предположений.
Еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Государственного совета. В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, тогда же распускается Государственная дума, пытавшаяся оказывать влияние на правительство. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

Изменение государственной системы в период республики.
Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г., но правительственные кризисы привели затем к переформирова¬нию его состава: первое коалиционное правительство было об¬разовано 5 мая, второе — 24 июля, третье — 25 сентября 1917 г.
За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств:
Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования), Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министер¬ства земледелия, Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.
В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на церковном Соборе в августе).
Для выработки «общего плана организации народного хозяй¬ства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни» создаются Эко¬номический Совет и Главный экономический комитет под председательством Львова (из тридцати шести мест девять в нем отводилось профсоюзам).
Положение об этих органах было принято в июне 1917 г. В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Со¬вета.
Функциями Комитета являлись: руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.
Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство сформулировало Юридическое сове¬щание.
В мае 1917 г. принимается новое «Временное положение о земских учреждениях». Компетенция земских органов самоуправ¬ления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утвер¬ждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества.
Исполнительным органом земств становится милиция. Органами власти на местах были уездные земские собрания, избираемые на три года из гласных от сельских местностей и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов устранялись военнослужащие.
Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.
Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устра¬нения дороговизны.
Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности были призваны противодействовать Советам.
Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум.
Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создает фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия.
Союзу предоставлялись права по приобретению имуществ, вступления в договоры, иски и обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза.
Его органами были: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.
В мае 1917 г. был принят закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и волостных старшинах. Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты.
В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда.
Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвоз¬мездно.
В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постанов¬лений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.
Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимостей, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.
В ходе революции была расширена компетенция мировых судов. (Судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован институт сословных представителей, мировых судей и их съезды.) Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях.
В мае и июне 1917 г. принимаются акты, которыми уста¬навливались новые цензы для судей: для мировых — среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных судей — высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.
В самом начале революции (в марте) постановлением правительства и по инициативе Петроградского Совета учрежда¬ются временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы упраздняются.
В мае принимается закон «О временном устройстве местного суда», включавший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, утверждался их список мировым съездом.
В мае 1917 г. в стране возрождается система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.
В апреле 1917 г. вместо полиции учреждается милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействию органам власти. Кроме того на милицию были возложены дополнительные задачи по содействию органам судебного ведомства и военным органам.
Отчитывалась милиция перед уездными земскими и городскими управами, а через них перед думами.
В Петрограде в июле создается Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и конт¬ролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознание осуществлялись в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усиления за ними контроля общественности и представительных органов.
В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продо¬вольственные комитеты.
Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, которая была поставлена перед ними — подготовка земельной реформы для ее окончательного утверждения на Учредительном Собрании.
Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земле¬делия.
В задачи земельных комитетов входили: сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.
К компетенции Главного земельного комитета относилось: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. В функции губернских и уездных комитетов — подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы, ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением, разре¬шение споров о владении.
Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.
В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского Совета крестьянских депутатов, временного комитета Государст¬венной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Все¬российского Совета кооперативов, представителей политических партий и научных экономических обществ.
В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.
Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях в августе 1917 г. создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третейские суды.
Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, возглавлявших трудовые округа из нескольких губерний. В их ведении находились биржи труда, закон о которых был принят в августе.
В апреле же специальным постановлением были закреплены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно закрепляется порядок найма рабочей силы, хозяевам предприятий предостав¬ляется право проводить локауты (увольнение бастующих рабочих).

Политические партии в период демократической республики.
Весь спектр политических партий, сложившийся еще в 1905 г., вновь проявился в революции весной 1917 г. Новыми поли¬тическими задачами для партий явились участие в коалиционном Временном правительстве, различного рода форумах (Демократичекское совещание, Государственное совещание, Съезд Сове¬тов) и подготовке к Учредительному собранию.
В работе коалиционного правительства приняли участие представители партий: «Союз 17 октября», конституционных де¬мократов, социалистов-революционеров, социал-демократов (мень¬шевиков). Правительственные кризисы вызвали тенденцию к увеличению в составе правительства числа представителей социалистических партий. Правые и крайне правые политические партии находились в состоянии кризиса, центристские либераль¬ные партии к лету 1917 г. утратили свое влияние. К этому времени в советах, совещаниях и правительстве значительную роль стали играть партии эсеров и меньшевиков. Крайне левые партии стремились усилить свое влияние в солдатских и фабрично-заводских комитетах, а с лета — в Советах.
Политические платформы партий, в основном, оставались прежними, наиболее острыми программными вопросами ста¬новились аграрный вопрос и платформа к Учредительному собранию.
На своем майском (1917 г.) съезде «Партия народной свободы» (кадеты) сформулировала основные программные положения по аграрному вопросу:
— следует устранить из действующего законодательства меры насильственного разрушения общины. Порядок выхода из общины не должен вести к ущемлению ее хозяйственных интересов. Земельный фонд должен составляться из кабинетных, удельных, монастырских, церковных и частновладельческих земель и удов¬летворять нуждающееся население землей;
— земли отчуждаться могут сверх установленной торговой нормы, не отчуждаются, земли сельских обществ, городских и земских учреждений, мелких владельцев. Допускается сохранение в частном владении сверхнормативных земель при условии, если это сочтут необходимым компетентные органы. Принудительное отчуждение частновладельческих земель допускается в порядке выкупа их государством по цене, соответствующей их нормальной доходности, выкупная сумма понижается с возрастанием размеров земли. Земли государственного запаса отводятся на началах безвозмездного пользования как общинам, так и отдельным землевладельцам.
В марте 1917 г. Московская конференция партии народной свободы приняла резолюцию, в которой основной целью аграрных преобразований стало превращение земли в государственную собственность. Для подготовки реформы на местах должны быть созданы земельные комитеты, в задачи которых входило: уре¬гулирование поземельных отношений (во избежание анархии в этой сфере), сбор материалов, временное руководство местными земельными делами и государственными землями.
В резолюции третьего съезда партии эсеров также подчеркива¬лась основная цель земельной реформы — превращение земли в государственную собственность (она должна «перейти в общена¬родное достояние без выкупа для уравнительного трудового пользования»). Вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание.
Земельным комитетам предлагалось взять на себя ведение всеми землями и распределение рабочих рук в аграрном секторе.
По мнению этой партии реформа должна «влить новые силы в общину и урегулировать отношения между остающимися и выходящими из общины». При этом следовало обеспечить получение кредитов для общины. Вышедшим должно предостав¬ляться право возвращаться в общину, организовывать новые общины (из отрубов и хуторов), возвращать излишки земли в общину.
В мае 1917 г. в резолюции партийной конференции социал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо подвергнуть конфискации все излишки частновладельческих земель, превыша¬ющих установленную норму, провести муниципализацию земли, т. е. передачу ее местным органам, которые в свою очередь передадут ее населению. Формы пользования муниципализирован¬ной землей устанавливаются местными органами.
В апреле 1917 г. в резолюции Всероссийской конференции партии большевиков в качестве цели аграрной реформы назы¬вались немедленная конфискация всех помещичьих земель, немедленный переход ее Советам крестьянских депутатов. Боль¬шевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государству, а право распоряжения — местным органам. Землю следует брать немедленно, не дожидаясь открытия Учредительного собрания.
На основе поместий следует создавать крупные земельные коллективные и государственные хозяйства. Земельным комите¬там, настаивающим на немедленном захвате земли, необходимо оказывать содействие.
Социалистические партии организационной формой для своей политической деятельности выбрали Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Образованный в первые дни революции Петроградский Совет стал конкурентом Временного Правительства в борьбе за власть,члены Исполнительного комитета Петроград¬ского Совета (эсеры и меньшевики) входили в состав коалиционно¬го Временного правительства. Внутри самих Советов шла борьба между умеренными и радикальными группировками, и политиче¬ская позиция Советов, в частности их отношение к Временному правительству, менялось в процессе развития революции.
Территориальная система Советов включала: областные и районные объединения (съезды), губернские объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). Выборы в Советы были прямыми (в городские Советы) и многостепенными (волостные и вышестоящие Советы). Советы имели исполнитель¬ные органы: ВЦИК, ЦИК, исполкомы.
Советы фактически располагали собственными вооруженными формированиями: милицией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей милиции с общегородской) и Красной гвардией, ориентированной на борьбу с контрреволюцией.
В ходе революции Советами осуществлялась экономическая деятельность — явочным порядком был установлен рабочий кон¬троль на предприятиях (в октябре I Всероссийская конференция органов рабочего контроля предложила единые формы и методы контроля):
— осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабочие заменяли правление предприятий или реквизировали само предприятие;
— проводилось регулирование труда. Исполком Петросовета в марте заставил частных предпринимателей установить восьмича¬совой рабочий день;
— регулирование поземельных отношений: Советы кресть¬янских депутатов отбирали у частных и иных владельцев земли и передавали их волостным комитетам, а те, в свою очередь, в бесплатное пользование крестьянам; иногда земля передавалась земельным комитетам для последующей ее сдачи в аренду.
В июне 1917 г. в Петрограде состоялся первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство на котором получили партии меньшевиков и эсеров. Съезд выразил поддержку правительству (большевики настаивали на передаче всей власти Советам), связывая свою политику с предстоящим Учредительным собранием.

автор опубликовано в рубрике Статья из учебника | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция